Сравнение эффективности основных экономических систем мира (традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная эк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным
образом упорядоченных элементов экономики.
Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться (постоянно возобновляться) экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Содержание работы

1. Введение
2. История экономических систем
2.1. Доиндустриальное общество.
2.2. Индустриальное общество.
2.3 Постиндустриальное общество
3. Экономические системы и их сущность
. 3.1 Традиционная экономическая система
3.2 Рыночная экономическая система
3.3 Плановая экономическая система
3.4 Смешанная экономическая система
4. Сравнение экономических систем
5. Заключение
6. Литература

Файлы: 1 файл

Микроэкон.курсовая1.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

- проведение структурной  политики;

- защита и  поощрение  конкуренции. 

Перечисленные  особенности  германской модели есть производные от основополагающих принципов социальной рыночной экономики, первым из  которых  является  органическое  единство  рынка  и государства.

      Японская модель — это модель регулируемого корпоративного  капитализма, в  которой  благоприятные  возможности  накопления  капитала  сопрягаются  с активной ролью  государственного  регулирования  в  сферах  программирования экономического развития, структурной, инвестиционной  и  внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.

       Шведская модель - это социал-демократическая модель,  которая  отводит государству место  верховной  социально-экономической  силы.  Демократически избранной  государственной  власти  делегируются  огромные   полномочия   по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать,  что концептуальные   различия   между   социальной   рыночной    экономикой    и "скандинавским социализмом" на практике стираются.

Таким образом,  современные  страны  взяли  курс  на  построение  социально-

регулируемой рыночной экономики,  что  лежит  в  основе  понятия  "смешанная

система хозяйства".

Смешанная экономическая система — способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

 

 
Общая схема смешанной экономики представлена на рисунке 3:

 

Рис.3 Общая схема смешанной экономики.

 

Экономическую систему, в которой все большее значение приобретают социальные цели (бесплатное здравоохранение, образование сохранение и развитие культуры, выравнивание уровня доходов между слоями населения и др.), называют социально ориентированной экономикой.

    1. Сравнение экономических систем

В экономической литературе взгляды на тенденции развития хозяйственных (экономических) систем различны. Одни считают, что определяющей тенденцией развития систем является тенденция к единообразию, унификации всех структурных элементов. Так, Е. Преображенский писал, что различные системы хозяйствования могут существовать в рамках национального хозяйства на основе полного экономического равновесия между ними, но такое равновесие длительно существовать не может, потому что одна система должна пожирать другую.

Другие экономисты считают, что сосуществование различных экономических систем взаимно обогащает эти системы, а это ведет к экономическому росту и возникновению качественно новой хозяйственной системы. Так, Н. Бухарин находил самый глубокий смысл нэпа в том, что была впервые открыта возможность взаимного оплодотворения разных хозяйственных сил, на основе чего и обеспечивался рост.

Современная теория конвергенции строится на тезисе о том, что разные экономические системы в процессе собственного развития и совершенствования в конечном счете сольются и создадут новую хозяйственную систему.

Такая противоречивость взглядов отражает противоречивость развития экономических систем, когда одна тенденция приходит на смену другой. Современное развитие многих стран подтверждает этот теоретический вывод: всеобщее огосударствление сменяется разгосударствлением; всеобщее планирование - отказом от него; централизация - децентрализацией и т.д. Чем сильнее колебания, тем больше трудности в развитии экономики страны.

 

Сравнительная таблица экономических систем

 

Виды эк. систем

Что

производить?

Как производить?

Для кого производить?

Роль государства

Cобственность

Традиционная

Все основано на традициях

Нет государства

Общественная

Плановая

Общественные блага

Решает государство

Для всех потребителей

Определяющая

Государственная собственность

Рыночная

Потребительские товары

Решает производитель для получения наибольшей прибыли

Для конкретных потребителей

Охранная (армия, полиция)

Частная собственность

Смешанная

Общественные и потребительские товары

Решает государство для общественных товаров и производитель для потребительских товаров

Для всех и для конкретных потребителей

· охранная;

· антимонопольная;

· законодательная и судебная;

·перераспределение доходов;

· обеспечение производства общественных благ;

· стабилизация и стимулирование роста;

· ограниченное регулирование рынков;

· информационная.

Государственная и частная собственность




 

 

 

 

 

5. Заключение

В заключение хотелось бы сказать о нашей стране; что  ее  ждет  в  ближайшем

будущем, какой путь экономического развития она изберет?

Россия сегодня имеет  монетарную  экономику  с  наемным  трудом,  правда,  с

некоторыми ограничениями. Она пока не управляется рыночным  соглашением,  то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового  отношения без финансового рынка и плохо  установленных  и  плохо  контролируемых  прав собственности  едва  ли   можно   квалифицировать   ее   как   экономику   с капиталистическим   началом,   даже   монополистическим.   Напротив,   можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая  отчасти первичное накопление капитала.

     Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и  финансовой  олигархией,  то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция  к  разбросу  цен как раз  и  свидетельствует  об  отсутствии  единого  рынка.  Эта  трудность установления рыночного соглашения и служит одним  из  проявлений  российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет постсоветский  "первый мир" от "второго мира" - Центральной Европы.

     Основные очаги сопротивления  рынку  находятся  в  России  за  пределами производственной системы,  вдали  от  давления  конечного  платежеспособного спроса.  Напротив,  они  близки  к  власти  как   к   центральной,   так  и региональной.

Чего же не хватает России, чтобы перейти к рынку? Прежде  всего  -  правовой регуляции, которая не выступает в России  частью  исторического  наследства.

Право определяет отношения между равными  -  правила  игры,  одинаковые  для всех и  являющиеся  предпосылками  установления  рыночного  соглашения.  Это именно  то,  что  обычно   называют   конкуренцией.   Напротив,   российская вертикальная организация способствует тому,  чтобы  систематически  избегать этого правила.

Каково  возможное будущее  российской  экономики?  Первый  путь  состоит  в

следовании традиционной схеме,  согласно  которой  модернизация  российского общества осуществляется "сверху", государством или правящей  верхушкой.  Это как  раз  путь,  выбранный  российскими  реформаторами,  но   "завязший"   в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием  реализации такого  сценария  является  усиление  центральной  государственной   власти, которое  может   быть   достигнуто   только   путем   эволюции   в  сторону авторитарности.

     Второй сценарий  ведет  к  формированию  слабого  государства  и  победе финансовой олигархии. Это катастрофический сценарий с экономическим  застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения  ренты,  что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже  в  Африке.  Вполне  возможно вмешательство армии для обеспечения социального мира. Способна  ли  в  таком случае  финансовая  олигархия  изменить  свое  поведение  и  стать  основным субъектом модернизации страны, борясь  с  установками  на  получение  ренты?

Подобное  возможно  лишь  при  угрозе  наступления  политических  изменений,

опасных для олигархии, которая решит  тогда  объединить  силы  реформаторов, чтобы выжить, и революционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

     Может быть, Россию спасет третий сценарий,  к  сожалению  маловероятный.

Это - демократический вариант,  требующий  прихода  к  власти  новых  людей, способных предложить план  развития,  который  найдет  отклик  у  населения. Основным условием является "освобождение" бюджета от  финансовой  олигархии.

Сценарий был бы в данном  случае  близким  к  польскому:  инициатива  мелких предпринимателей  постепенно  изменила  бы  соглашения   и   правила   игры, действующие  в  экономике,  которые  затем   распространяется   на   крупные приватизированные предприятия, враждебно  относящиеся  к  изменениям.  При  таком  сценарии  впервые  в  своей  истории  российское общество может модернизироваться "снизу".

     В России остро стоит  проблема   бедности. Выравнивание доходов  в  обществе  произойдет  лишь  в  результате  действия  ряда  факторов,   связанных  с   долгосрочными  тенденциями   экономического роста,  фискальной  политикой  государства  и   перераспределением   доходов посредством  трансфертных платежей,   проведением  активной  государственной политики  доходов. 

 Последняя   призвана   решать   две   главные   задачи: регулировать  рост   заработной   платы   с   целью   стабилизации   цен   и поддерживать уровень доходов посредством программ  социального  страхования и государственной  помощи.   Один  из  признаков  оптимизации  распределения доходов в обществе - преобладающее  возрастание  доли   средних   доходов  и значительное сокращение доли наиболее высоких доходов в  общем  "котле".  

В рамках   политики   регулирования    доходов    перспективно   -   об   этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение  механизмов  добровольного  (автономного от  государства)  регулирования  заработной  платы,  предоставляющих  союзам предпринимателей и наемных работников  право  на   свободные  переговоры  по заключению  тарифных  соглашений  без  вмешательства   государства.    Роль государства   при  такой  системе  -  определение   законодательных   рамок, регулирующих трудовые отношения. 

Главной проблемой современного периода  формирования  научных  экономических

систем  в  отечественной  экономической   науке   можно   считать   проблему совмещения  универсальных  подходов,  выработанных   мировой   экономической мыслью,   с   необходимостью   отражения   сложной    картины    современной экономической действительности.

 

 

6. Литература.

1. Баликоев В.З., Ковалев  В.А., Семенихина В.А. Курс общей  экономической теории: Учебное пособие. Новосибирский университет НГАС. Новосибирск, 1993.

2. В.М. Гальперин «Микроэкономика», том2. Учебник.Экономическая школа  СПб.Гос.Университет Экономики и финансов.СПб.,1999.

3. Курс экономической  теории /под общ. ред. проф. Чепурина  М.Н., проф. Киселёвой Е.А.- Киров, “АСА”, 2003.

4. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И. П. Николаевой. –  М.: Проспект, 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнение эффективности основных экономических систем мира (традиционная экономика, плановая экономика, рыночная экономика, смешанная эк