Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 19:55, курсовая работа
Конечной целью развития любого прогрессивного общества является создание благоприятных условий для долгой, здоровой и благоприятной в материальном отношении жизни людей. Анализ тенденций в изменении уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективно общество справляется с этой задачей. Социальная статистика исследует количественную характеристику жизни и деятельности людей, позволяет выявить и измерить основные закономерности в поведении людей, в распределении благ между ними. К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная структура населения и её динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния. Все эти направления дают, в конечном счете, единую последовательную и интегрированную информацию о картине уровня и качества жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
Введение. 3
Глава 1. Система показателей статистики уровня жизни населения 5
1.1. Понятие «уровень жизни населения», его составляющие 5
1.2.Показатели доходов домашних хозяйств в СНС 8
1.3.Показатели расходов населения и потребления товаров и услуг в СНС 12
1.4.Показатели дифференциации доходов населения 19
1.5.Обобщающие показатели уровня жизни и нищеты населения 22
Глава 2. Сопоставление уровней качества жизни в различных странах 26
Глава 3. Применение статистических методов при решении практических задач 33
Заключение 42
В результате сопоставлений было рассчитано среднемировое значение показателя ВВП на душу населения, которое соответствует 8971 доллару США. Из нижеприведенной таблицы можно констатировать, что из шести регионов только три региона превосходят среднемировое значение. В данной таблице для наглядности представлены два региона Евро-12 в границах 2005 г., до включения в зону Евро Мальты, Кипра и Словении, и ЕС-27 - страны - члены Европейского союза. Уровень жизни в среднем в Африке в 13 раз ниже, чем в регионе ОЭСР. Страны - члены Европейского союза и страны - члены ОЭСР имеют уровень жизни, практически в три раза превосходящий среднемировой показатель. Уровень жизни в регионе СНГ и Южной Америке соответствует среднемировому и примерно в три раза ниже, чем в регионе ОЭСР.[ Таблица 1]
Таблица 2[10]
|
ВВП на душу населения | ||
Долларов США |
В % к среднемировому значению |
К максимальному значению, раз | |
Африка |
2223 |
25 |
13,2 |
Азия |
3592 |
40 |
8,2 |
Западная Азия |
7711 |
86 |
3,8 |
Южная Америка |
8415 |
94 |
3,5 |
СНГ |
9202 |
103 |
3,2 |
ЕС-27 |
26466 |
295 |
1,1 |
ОЭОР-30 |
29034 |
324 |
1 |
Евро-12 |
29364 |
327 |
1 |
Мир в целом |
8971 |
100 |
3,2 |
Лидерами по данному показателю являются следующие страны[10]: Люксембург (70014 долларов США), Катар (68696), Норвегия (47551), Бруней-Даруссалам (47465), Кувейт (44947), США (41674), Сингапур (41479), Ирландия (38058), Макао (37256), Гонконг (35680 долларов США). Различия между Норвегией и Бруней-Даруссалам, США и Сингапуром, Ирландией и Макао несущественны: можно сказать, что эти страны находятся на одном уровне друг с другом, так как отклонение в 10-15% по данному показателю может быть из-за статистического расхождения. В то же время самыми бедными являются страны - представители Африки: Нигер (613 долларов США), Эфиопия (591), Гвинея-Бисау (569), Зимбабве (53 8), Либерия (383), Демократическая Республика Конго (264 доллара США). Уровень жизни в Демократической Республике Конго в 265 раз ниже, чем в Люксембурге, и в 34 раза ниже среднемирового показателя. Российская Федерация среди 146 стран располагается на 51-м месте с показателем в 11861 доллар США, рядом с такими странами, как Ботсвана (12057 долларов США), Экваториальная Гвинея (11999), Малайзия (11466) и Мексика (11317 долларов США).
Следует отметить, что на долю Российской Федерации приходится почти три четверти совокупного ВВП стран СНГ. Из 10 стран СНГ, принимавших участие в сопоставлениях, только Российская Федерация имеет показатель ВВП на душу населения, превышающий среднемировое значение. Беларусь и Казахстан практически находятся на среднемировом уровне. [20]
В классификации расходов ВВП существуют категории, направленные на измерение потребления домашних хозяйств. В качестве индикатора уровня жизни населения корректнее использовать показатель фактического конечного потребления домашних хозяйств.
Потребление домашних хозяйств, согласно определении) в ПМС и в предлагаемой в СНС концепции «фактического конечного потребления домашних хозяйств», включает: товары и услуги, купленные домашними хозяйствами; товары, произведенные домашними хозяйствами для своего собственного потребления или получения в качестве вознаграждения натурой; товары и услуги, поступающие в домашние хозяйства бесплатно или по существенно сниженным ставкам, которые финансируются органами государственного управления или некоммерческими учреждениями, обслуживающими домашние хозяйства. К фактическому конечному потреблению относятся только товары и услуги, которые потребляются индивидуумами (явно), а не коллективно (предположительно) способствуют потреблению домохозяйств, которые тесно связаны с благосостоянием населения. Эти товары и услуги, согласно терминологии СНС, называются «индивидуальным потреблением», а та часть правительственных расходов, которая должна относиться к конечному потреблению органов государственного управления, называется «коллективным потреблением». Расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение и жилье относятся к индивидуальному потреблению, а расходы на государственное управление, включая управление образовательными и здравоохранительными программами и т. д., относятся к коллективному потреблению. Применение концепции фактического потребления при проведении международных сопоставлений ВВП позволяет получать более сопоставимые данные, т.к. источники финансирования таких услуг, как образование и здравоохранение могут существенно различаться между странами.
Различия между ППС и валютным курсом (сопоставимый уровень цен) используется в качестве критерия выявления «более дешевых» или «более дорогих» стран по сравнению с другой страной. Индексы сопоставимого уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Отношение ППС на уровне ВВП (глобальный ППС) к валютному курсу отражает общий сопоставимый уровень цен. В бытовом плане данный показатель повествует о более дорогих и более дешевых странах, и большое количество туристов перед поездкой за границу обращаются к этому показателю. Замечено что более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимые уровни цен. [16,стр. 167]
В 2005 г. сопоставимый уровень цен составил по Российской Федерации 45% от США. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация является более дешевой страной по сравнению с США и что валютный курс российского рубля является заниженным по сравнению с его внутренней покупательной способностью. В то же время сопоставимый уровень цен в странах - членах ОЭСР составил 103%, в странах Европейского союза - 105%.
Уровень цен на товары в Российской Федерации равен 66%. По данному показателю Российская Федерация находится на одном уровне с Арменией, Болгарией Грузией, Македонией, Румынией и Украиной.
Уровень цен на услуги в Российской Федерации существенно ниже и в среднем составляет 27% против 66% по товарам. [10] В развитых странах мира дисбаланс в уровнях цен на товары и услуги не отмечается. Наличие дисбаланса свидетельствует о том, что страна относится к странам со средним или низким уровнем развития.
При увеличении доли импортных
товаров в России сопоставимый уровень
цен приближается к валютному
курсу.
Уровень цен на платные потребительские услуги составляет 32%. Таким образом, получается, что уровень формируется только за счет услуг государства, определенных в первую очередь по уровню заработной платы.
Уровень потребления
высокотехнологичных изделий в
Российской Федерации существенно
ниже по сравнению с уровнем развитых
стран, и практически все
Подобные разрывы в ценах на услуги и товары создают диспропорцию в экономике, тем самым нет условий для развития государства и повышения уровня жизни. Чтобы срочно изменить положение дел, необходимо пересмотреть государственную политику в области тарификации и ценообразования.
Н.В.Орехов в своей статье «Анализ уровня жизни на основе результатов международных сопоставлений ВВП» отразил проблемы перерасчета ВВП в единую валюту, показал относительность расчета ВВП на душу населения.
Задача 1
Оцените обеспеченность
населения медицинским
Таблица 3
Показатель |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
Численность врачей - всего, тыс. чел |
688.0 |
688,2 |
690,3 |
702,2 |
707,3 |
Количество больничных коек, тыс. чел |
1596,6 |
1599,2 |
1575,4 |
1554,6 |
1522,1 |
Количество станций (отделений) скорой медицинской помощи (на конец года), шт. |
3268 |
3266 |
3276 |
3223 |
3091 |
Численность населения, млн. чел. |
144,2 |
143,5 |
142,8 |
142,2 |
142 |
Сформулируйте выводы
Решение:
ОПИ=
ОПД=
1)ОПИ(2003)числ вр= 0/00
ОПИ(2004)числ вр= 0/00
ОПИ(2005)числ вр= 0/00
ОПИ(2006)числ вр= 0/00
ОПИ(2007)числ вр= 0/00
ОПД= = = ≈1,044
Вывод: показатель численности врачей на численность населения в 2007 году по сравнению с 2003 увеличился на 4,4 процента
2) ОПИ(2003)кол-во коек = =11,0720/00
ОПИ(2004)кол-во коек = =11,1440/00
ОПИ(2005)кол-во коек = =11,0320/00
ОПИ(2006)кол-во коек = =10,9320/00
ОПИ(2007)кол-во коек= = =10,7190/00
ОПД= = = ≈0,968
Вывод: показатель численности больничных коек на численность населения в 2007 году по сравнению с 2003 уменьшился на 3,2 процента
3) ОПИ(2003)кол-во коек= = =22,662(шт. на млн.чел)
ОПИ(2004)кол-во коек= = =22,76(шт. на млн.чел)
ОПИ(2005)кол-во коек= = =22,941(шт. на млн.чел)
ОПИ(2006)кол-во коек= = =22,665(шт. на млн.чел)
ОПИ(2007)кол-во коек= = =21,768(шт. на млн.чел)
ОПД= = = ≈0,961
Вывод: показатель численности отделений скорой помощи на численность населения в 2007 году по сравнению с 2003 уменьшился на 3,9 процента
Задача 2
Таблица 4
группы населения по уровню жилищных условий (м2 общей площади на 1 чел..) |
численность населения, тыс. чел. |
общая площадь, тыс. м |
до 10 |
27,3 |
218,4 |
10-20 |
48 |
768,2 |
20-30 |
96,4 |
2313,6 |
30-40 |
32,3 |
1130,5 |
40 и более |
8,5 |
357 |
Определите степень расслоения населения по уровню жилищных условий.
Здесь необходимо рассчитывать коэффициенты дифференциации Лоренца и Джинни:
KG =1-2
где cum yi -кумулятивная доля дохода.
где yi - доля доходов, сосредоточенная у i-й социальной группы населения;
xi - доля населения, принадлежащая к i-й социальной группе в общей численности населения;
n- число социальных групп.
Коэффициент Лоренца
как относительная
L=
=
Экстремальные значения
коэффициента Лоренца: L =0 в случае полного
равенства в распределении
1)найдем xi, yi, cum yi
Таблица 5
группы населения по уровню жилищных условий (м2 общей площади на 1 чел..) |
численность населения, тыс. чел. |
общая площадь, тыс. м |
xi |
yi |
cum yi |
до 10 |
27,3 |
218,4 |
0,13 |
0,05 |
0,05 |
10,-20 |
48 |
768,2 |
0,23 |
0,16 |
0,21 |
20-30 |
96,4 |
2313,6 |
0,45 |
0,48 |
0,69 |
30-40 |
32,3 |
1130,5 |
0,15 |
0,24 |
0,93 |
40 и более |
8,5 |
357 |
0,04 |
0,07 |
1,00 |
2)вычислим xi*cum yi , xi*yi, и yi-xi по полученным данным
Таблица 6
группы населения по уровню жилищных условий (м2 общей площади на 1 чел..) |
xi |
yi |
cum yi |
x*cum |
x*y |
|y-x| |
до 10 |
0,13 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
0,01 |
0,08 |
10,-20 |
0,23 |
0,16 |
0,21 |
0,05 |
0,04 |
0,07 |
20-30 |
0,45 |
0,48 |
0,69 |
0,31 |
0,22 |
0,03 |
30-40 |
0,15 |
0,24 |
0,93 |
0,14 |
0,04 |
0,08 |
40 и более |
0,04 |
0,07 |
1,00 |
0,04 |
0,00 |
0,03 |
Информация о работе Статистическое изучение уровня и качества жизни населения