Структура и инфраструктура рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:33, курсовая работа

Описание работы

Рынки можно охарактеризовать с помощью их структуры и инфраструктуры. Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура сегодня может выступать в разнообразных организационных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа "продаю-покупаю"; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие рынка. Основные виды рынков 5
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка: сущность и основные элементы 10
2.1. Многокритериальный характер системы и структуры рынка 10
2.2. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка 16
Глава 3. Инфраструктура рынка 21
3.1. Торговля и коммерция 22
3.2. Биржа 25
3.3. Банк 32
Заключение 35
Список используемой литературы 39
Приложение 1. Рыночная структура 42
Приложение 2. Инфраструктура рынка 43

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 15.54 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 
 
Введение 3 
Глава 1. Понятие рынка. Основные виды рынков 5 
Глава 2. Структура и инфраструктура рынка: сущность и основные элементы 10 
2.1. Многокритериальный характер системы и структуры рынка 10 
2.2. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка 16 
Глава 3. Инфраструктура рынка 21 
3.1. Торговля и коммерция 22 
3.2. Биржа 25 
3.3. Банк 32 
Заключение 35 
Список используемой литературы 39 
Приложение 1. Рыночная структура 42 
Приложение 2. Инфраструктура рынка 43 
 
 
Введение 
 
В данной работе рассматривается тема "Структура и инфраструктура рынка". Рынки можно охарактеризовать с помощью их структуры и инфраструктуры. Под современным рынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцам совершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура сегодня может выступать в разнообразных организационных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади; товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа "продаю-покупаю"; информационно-компьютерные системы купли-продажи товаров и т.д. 
Рыночный организм имеет сложную структуру. Единый рынок включает в себя отдельные элементы, отдельные рынки, их виды и подвиды. Процесс усложнения структуры рынка продолжается. Достаточно указать на то, что в век электроники складываются рынки телефонно-телексный и компьютерный. Таким образом, актуальность темы моей работы не вызывает сомнений! 
Цель работы - проанализировать структуру рынка, рассмотреть различные виды рынков, выявить сущность инфраструктуры рынка. 
Объект исследования - рынок как экономическая категория, его внутреннее строение и совокупность специальных рыночных учреждений (институтов). 
Предмет исследования - виды рынков, их система и элементы инфраструктуры современного рынка. 
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Структурирование рынка - деление всей системы рыночных отношений на специфические группы элементов, определяемые по выбранным критериям. 
Совокупность всех видов рынков образуют систему рынков. Основными признаками, характеризующими виды рынков и их структуру, являются: 
- экономическое назначение товаров, реализуемых на рынке (рынки факторов производства, ценных бумаг и валюты, финансовый рынок, рынок научно-технических разработок, патентов, кредитный рынок и т.д.); 
- субъекты рыночных отношений (рынки покупателей и продавцов; рынки государственных учреждений и посреднических организаций); 
- территориальное (географическое) положение (местный (локальный), региональный, внутренний, внешний, национальный, мировой рынки); 
- уровень насыщенности товарами и ресурсами: (равновесный, дефицитный и избыточный рынки); 
- степень зрелости рыночных отношений (неразвитой, развитой и формирующийся рынки); 
- существование конкуренции, т.е. количественное соотношение производителей и потребителей (свободный (совершенная конкуренция), монополистический, олигополистический рынки и монополистическая конкуренция); 
- соответствие действующему законодательству (легальный и нелегальный (теневой) рынок; 
- ассортимент товаров, предлагаемых на рынках (замкнутый рынок (товары только одного производителя); насыщенный рынок (множество аналогичных товаров), рынок широкого ассортимента (несколько видов товаров) и смешанный рынок (наличие разнообразных товаров, не связанных между собой). 
Чем обширнее рынок, чем больше в нем занято специализированных учреждений, тем ближе, как это ни странно, покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т.е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей. 
Совокупность специальных рыночных учреждений (институтов) в экономической теории называют рыночной инфраструктурой. Она включает в себя банковскую и биржевую системы, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, оптовые и розничные торговые предприятия, аукционы, ярмарки, коммерческие и посреднические центры. 
Развитая рыночная инфраструктура - результат упорного труда многих поколений участников производства. Главными институтами рыночной инфраструктуры являются коммерческие банки и фондовые биржи. 
Рассмотрим подробнее структуру и инфраструктуру рынка. 
 
Глава 1. Понятие рынка. Основные виды рынков 
 
Рынок - одно из самых распространенных в экономической теории, одно из самых основных понятий хозяйственной практики. Зачастую понятие рынок применяется как всем известное и не требующее каких-либо пояснений. В действительности, и у нас и за рубежом имеется самое различное толкование понятия "рынок". Основное значение рынка таково: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ. 
Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью "рыночных институтов" - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга.  
Совокупность связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции, составляет инфраструктуру рыночной экономики. Классификация рыночной инфраструктуры, ее специфическое содержание определяется особенностями рынков, в пределах которых функционируют данные элементы. 
В каждой стране рынок несет на себе "родимые пятна" ее истории, ее национальные особенности. Однако в данной главе мы будем анализировать рынок нейтральный, безотносительно к какой-либо стране. Рынок конкурентный, предполагающий существование множества форм собственности (частной, кооперативной, коллективной, акционерной, государственной, общенародной), каждая из которых занимает свою нишу в экономике, имеет своих субъектов и развивается, трансформируется (иногда одна форма в другую), которые, в общем, взаимодействуют и сосуществуют (Приложение 1). 
При этих условиях основным фактором успешного функционирования рыночной системы становится развитая рыночная структура. Она состоит из трех элементов: рынка товаров и услуг, рынка факторов производства и финансового рынка. 
1. Рынок товаров и услуг. Исторически первоначально возник именно он. Описывая товарное хозяйство и рыночную систему, мы тем самым описывали историю и механизм функционирования рынка товаров и услуг. Можно лишь дополнительно указать на организацию самого этого рынка и конкретные его формы. Это товарные биржи, множество других форм оптовой и розничной торговли, маркетинга и маркетинговых организаций и т.д. Исторически, развиваясь и совершенствуясь по мере созревания объективных экономических условий, от рынка товаров и услуг отделялись рынки факторов производства. Это делало рынки целесообразнее и рациональнее, более специализированными, следовательно, более совершенными.


Информация о работе Структура и инфраструктура рынка