Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 00:22, курсовая работа
Теневой капитал демонстрирует способность приспосабливаться к изменяющемуся миру и избегать карательных мер, которые принимаются против него различными государствами и международным сообществом в целом. Опыт свидетельствует, что существует точка, в которой теневая экономика становится общегосударственной проблемой
Глава 1. Теоретический аспект теневой экономики.
Понятие теневой экономики.
Причины возникновения теневой экономики.
Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 2. Теневые процессы в российской транзитивной экономике.
2.1 Структура теневой экономики в России.
Масштабы и динамика теневых процессов.
Пути преодоления теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.
«Базовая» схема («обналичивание»).
Эта схема типична для большинства предприятий.
Общая идея заключается в фиктивном замещении
тех элементов валового дохода, которые
в наибольшей степени подпадают под налогообложение,
такими элементами, которые облагаются
по минимальным ставкам. Основанием этого
«замещения» выступает договор между
предприятием-
Существует и «обратная» схема («обезналичивание»). Она чаще всего применяется вновь созданными розничными торговыми фирмами. Эта схема является как бы комбинацией предыдущих двух. Можно выделить следующие ее характеристики:
Это были схемы использования неучтенного наличного оборота с целью уклонения от уплаты налогов. Но оценку доли наличных расчетов можно применять как косвенный индикатор масштабов теневой активности. Так, с 1997 года вопрос о доле р\продаж за наличные в общем объеме продаж был включен в анкету опросов группы «Российский экономический барометр», на которую ежегодно отвечали 200-250 предприятий.
Доля продаж за наличные в продажах промышленных предприятий (в %)8
Год |
Месяцы |
Среднее за год | |||||||||||
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII | ||
1997 |
- |
- |
- |
18 |
- |
16 |
16 |
15 |
15 |
15 |
15 |
16 |
- |
1998 |
15 |
16 |
13 |
15 |
13 |
16 |
16 |
17 |
18 |
17 |
20 |
19 |
16 |
1999 |
21 |
20 |
20 |
20 |
24 |
25 |
25 |
24 |
26 |
27 |
26 |
27 |
23 |
2000 |
26 |
28 |
27 |
28 |
27 |
29 |
28 |
30 |
25 |
27 |
28 |
32 |
28 |
2001 |
30 |
27 |
29 |
26 |
26 |
27 |
29 |
28 |
29 |
28 |
27 |
26 |
28 |
2002 |
26 |
Выборка РЭБ включает преимущественно средние по российским меркам предприятия – с числом занятых до 2000 человек. Как видно из данных таблицы в 1999-2000 гг. удельный вес наличных расчетов заметно вырос – до 28% в среднем по промышленности. Этот результат можно объяснить снижением доли бартера (с 50% в середине 1998 г. до 15% в 2001 г.) и общим возрастанием уровня монетизации экономики, а также более активным использованием наличных расчетов в целях уклонения от уплаты налогов промышленными предприятиями.
Таким образом, данные распространения наличных расчетов между предприятиями моугт использоваться для анализа динамики теневой экономики.
§2. Масштабы и динамика теневых процессов.
Стопроцентная статистическая оценка масштабов теневой экономики невозможна, потому что теневики не сообщают статорганам свой хозяйственный оборот.
Однако, по мнению российских статистиков, переворот в данной области произошел в 1993 году, согласно утвержденной ООН новой версии национальных счетов, всем государствам было рекомендовано учитывать теневую экономику в объемах производства. С этих пор Госкомстат начал осваивать методы ее учета. Интересны результаты их расчетов.
Впервые размер занижения ВВП России из-за неучета теневой экономики попытались определить применительно к 1995 году, а потом уже пересмотрели размер и динамику ВВП за предыдущие годы реформ. Получилось, что его размер ежегодно приуменьшался на 9-10%. В 1995 году эту долю оценили на уровне 20%, а в 1996 году – 23% ВВП.
Теневая экономика Росси имеет свои специфические особенности. В 1990-е годы при удивительном «благополучии» на рынке труда быстрыми темпами росла скрытая безработица. Она включает в себя официально работающих, но фактически незанятых граждан. В отдельные годы скрытая безработица в 3-5 раз превышала официально зарегистрированную, к 2000 г. формально работающих, а фактически незанятых оказалось около 6,5 млн. человек. Вместе с официально зарегистрированными безработными количество всех незанятых составило 7,6 млн. человек, или 10,5% от экономически активного населения. Таким образом, можно констатировать тот факт, что Россия по данному показателю перешла в категорию стран с высоким уровнем безработицы.
Одним из серьезных индикаторов, стимулирующих распространение теневой экономики в России в 1990-е годы, явилось изменение структуры и размеров получаемых денежных доходов населения. Оплата труда перестала быть единственным источником получения доходов. Ее доля в структуре доходов населения в 1992-1996 гг. снизилась с 69,9% до 42,5%. Необходимо отметить, что оплата труда для большинства населения является основным и единственным источником существования. За этот же период доля совокупных доходов населения от собственности и других каналов возросла в 2,7 раза. Это явилось одним из решающих показателей роста неоправданных диспропорций в распределении доходов. Государство может в какой-то степени снять эту напряженность путем перераспределения доходов населения в пользу бедных. Но если удельный вес бедных составляет 70-80%, то решить проблему бедности через этот механизм невозможно. Здесь требуются другие меры социальной политики государства. Такое положение в оплате труда приводит к росту социального расслоения общества и социальной напряженности.
Потеряв все надежды на государство, трудоспособные образованные кадры ищут дополнительные занятия, расширяют домашнее хозяйство, укрывая доходы от налогообложения, находя работу у теневиков. Вторичная занятость для миллионов людей превратилась из дополнительного в основной источник жизнеобеспечения. Причем для многих она имеет теневую природу. Так, Рывкина Р.В. ссылаясь на данные МВД, отмечает, что в середине 1990-х годов в качестве рабочей силы соприкасалось примерно 58-60 млн. человек.
Вышесказанное относительно теневой занятости относилось к активности самих рабочих. Помимо нее еще существует скрытая занятость по инициативе «сверху» - по заказам, которые находит для работников сама администрация, не оформляя соответствующие документы и выплачивая вознаграждение в виде «черного нала».
Таким образом, можно сказать, что между величиной дохода, вторичной занятостью и расширением сферы теневой деятельности существует тесная связь, которая в первую очередь проявляется в виде роста скрытой занятости – реальной основы теневой экономики.
Многие отечественные западные ученые считают, что основной, а то и единственной, причиной развития теневой экономики в настоящее время является налоговый прессинг. Сегодня практически любая теневая активность предприятий, независимо от ее исходных мотивов, связана, как правило, с уклонением от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Важную информацию по этому поводу содержит показатель собираемости налогов, т.е. соотношение между фактическими налоговыми поступлениями и начисленными налогами. В России собираемость налогов до 1999 г. неуклонно сокращалась, а объем накопленных недоимок в федеральный бюджет составил в 1996 г. 31% ВВП и в 1997 г. – 41% ВВП. По оценкам Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ в конце 1990-х годов только 1,5% российских предприятий своевременно уплачивали все налоги, около 2/3 скрывали часть своих доходов, а около 1/3 вообще уклонялись от их уплаты.9 Эти данные наглядно характеризуют масштабы теневой экономики в современной России.
Таким образом, по всем вышеперечисленным параметрам (уровень безработицы, размеры дохода, его дифференциация, налогообложение и т.д.) Россия в 1990-е годы находилась в зоне активного роста теневых отношений.
Естественно, что с ростом масштаба «тени» растет сфера криминального поведения. Об их увеличении свидетельствуют данные Главного информационного управления МВД РФ о состоянии преступности в России за 1999 год. По этим данным общее число зарегистрированных преступлений по состоянию на конец 1999 года составляло 3001749. Рост по отношению к соответствующему периоду 1998 года составлял 16,3%. В том числе прирост по отдельным видам преступлений составлял (%): тяжкие и особо тяжкие преступления – 18,4; причинившие особо крупный ущерб или совершенные в особо крупных размерах – 27,7; убийства и покушения на убийства – 5,4; грабеж – 13,6; кражи – 23,7; мошенничество – 9,0. Связи между теневизацией экономики (общества) и преступностью двусторонние: «тень» создает благоприятную среду для преступлений, а преступления, в свою очередь, нуждаются в «тени», вследствие чего усиливают ее.
В общем, ситуация в современной России характеризуется самыми широкими масштабами распространения неформальных взаимодействий социально-экономических субъектов. Власть и общество долгое время соблюдали определенный нейтралитет в отношении неформальных экономических отношений, а наиболее предприимчивые представители обеих сторон с максимальной выгодой использовали сложившуюся ситуацию и получили немалые доходы. Более того, сложилась целая система норм повседневного поведения, опирающегося на неформальные связи, уклонение от исполнения закона, а законопослушание сегодня уже не входит в состав основных ценностей российского населения (например, по данным исследований, на протяжении последних пяти лет число людей, считающих, что закон надо соблюдать везде и во всем, не превышает 20%).
§3. Пути преодоления теневой экономики.
Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.
Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.
Основным направлением борьбы с теневой экономикой, когда ею охвачена значительная часть физических и юридических лиц, следует считать ее легализацию, создание условий для их вовлечения в нормальную экономическую жизнь в сочетании с привлечением к уголовной ответственности криминальной ее части.
Мировой опыт подсказывает, что количественный критерий успешного решения задачи противодействия развитию теневой экономики соответствует 5-10% ВВП страны, причем этого уровня лишь силовыми методами не достичь.
В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена на МВД, МНС, ФСНП России, хотя эта проблема давно уже стала общегосударственной. Каждый из этих органов преимущественно действует в своей области работы и не охватывает всю сферу теневой деятельности, и, что самое главное, не касается корней, причин этого явления. Поэтому для борьбы с теневой экономикой, возможно, необходимо создание самостоятельного органа, который занимался бы комплексной системой контроля над финансово-хозяйственной деятельностью физических и юридических лиц и разработкой правовых основ их функционирования в сфере предпринимательства.
При таких масштабах теневой экономики общегосударственной задачей является ее легализация. Ведь она становится необходимым фактором для обеспечения жизнедеятельности отечественного производства. Средний слой “теневой экономики” сейчас заинтересован в легализации своих доходов законными способами. Правильно было бы вопросы легализации теневой экономики начать решать с устранения корней ее развития, с учетом видов экономической деятельности, оказывающих разрушительное воздействие на экономику страны. При этом надо исходить, с одной стороны, из реально происходящих в обществе объективных экономических, политических, социальных и других процессов, с другой – из всего комплекса действия институциональных механизмов в экономической сфере и практики деятельности правоохранительных органов по борьбе с теневой экономикой.