Структуры рынка. Классификация рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 11:33, реферат

Описание работы

Поведение фирмы на рынке, установление цены на про дукцию и выбор объема производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие, возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию

Файлы: 1 файл

ываыва.docx

— 77.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

    Поведение фирмы на рынке, установление цены на про дукцию и выбор объема производства зависят от типа рынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющим условия функционирования того или иного рынка, является степень развития конкуренции и, как следствие, возможность фирмы контролировать цену на производимую продукцию. Конкуренция– форма столкновения интересов субъектов рынка, их соперничества. Это поведенческая трактовка конкуренции, характерная для классической и неоклассической экономической теории.

    Конкуренция выполняет важные функции в рыночной экономике: регулирующую, инновационную и др.

    Поведение фирмы будет зависеть от структуры рынка, в условиях которого она работает. Это поведение (или образ действий) определяет в результате проводимую ею политику ценообразования, получение прибыли, эффективности и многое другое. В ряде случаев экономическое поведение фирмы будет оказывать воздействие и на политику других фирм.

    В результате взаимодействия всех фирм будет определяться ситуация в данной отрасли. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью изучения структуры рынков и эффективности деятельности фирмы в условиях различных структур. 
1. Структуры рынка. Классификация рыночных структур.

    Рынок представляет собой систему экономических отношений между людьми, механизм, помогающий осуществлять взаимодействие между покупателями и продавцами. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур[1, с.64]

    1. Чистая (совершенная) конкуренция. Это такое состояние рынка, когда большое количество фирм производят аналогичную продукцию,но ни размеры фирм, ни другие причины не позволяют хотя бы одной из них воздействовать на рыночную цену, в связи с чем спрос на продукцию отдельной фирмы не будет сокращаться по мере увеличения ею своих продаж. На графике кривая спроса отдельной фирмы имеет вид прямой линии, параллельной горизонтальной оси. Для всего же рынка кривая спроса имеет отрицательный наклон, а кривая предложения — положительный. Пересечение кривой спроса с кривой предложения соответствует точке рыночного равновесия с определенной рыночной ценой и равновесным объемом продаж. На конкурентном рынке реализуются максимальные объемы продукции. 
    2.Чистая (абсолютная) монополия. Рынок считается абсолютно монополизированным, если на нем функционирует единственный производитель продукта, причем этот продукт не имеет близких заменителей» произведенных в других отраслях. Следовательно, в условиях чистой монополии границы отрасли и границы фирмы совпадают. Поэтому кривая спроса на продукцию монопольной фирмы аналогична кривой рыночного спроса, т. е. имеет отрицательный наклон. 
    3.Монополистическая конкуренция. Такая рыночная структура имеет  некоторое сходство с совершенной конкуренцией, за исключением в первую очередь того, что в отрасли производится сходная, но не одинаковая продукция. Сходство продукции дает фирмам частичную монопольную власть над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качеств товара как такового. Повышенный спрос может быть обусловлен более привлекательной упаковкой, более удобным расположением магазина, лучшей организацией торговли (хорошее обслуживание, подарочные купоны, послепродажный сервис), в силу чего покупатели отдают предпочтение данному товару. Для каждой такой фирмы кривая спроса имеет отрицательный наклон, и поэтому фирма может влиять на цену. 
    4.Монопсония. Ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель. Монопольная власть покупателя ведет к тому, что он устанавливает цену. 
    5.Монополия, осуществляющая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика назначения компаниями разных цен для различных покупателей.

    6.Двусторонняя монополия. Рынок, на котором одному покупателю, не имеющему конкурентов, противостоит один продавец-монополист.

    7.Олигополия. Ситуация на рынке, при которой небольшое число крупных фирм производят большую часть продукции всей отрасли. На таком рынке фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

     8.Дуополия. Рыночная структура, в которой действуют только две фирмы. Частный случай олигополии. 

    Перечисленные рыночные структуры имеют разную степень распространения в реальной действительности. Под рыночной структурой понимаются основные характерные черты рынка, в число которых входят: количество и размеры фирм; характер продукции; легкость входа и выхода с конкретного рынка; доступность информации; степень контроля, или власти над ценой.

    Барьеры для вступления в отрасль – это легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.

    Барьеры могут быть:

1) законодательные (авторские права, патенты, ограничение импорта, требования по лицензированию);

2) финансовые (размер стартового капитала, более высокая степень заемных средств для вновь входящих в отрасль);

3) связанные с эффектом масштаба (снижение средних издержек с ростом производства означает, что в отрасли могут преуспеть только крупные предприятия);

4) контроль над важным ресурсом.

    Исходя из определяющих признаков, характеризующих рыночную структуру, теоретически различают четыре типа рыночных структур (моделей рынка) [4, с.272]:

  • совершенную конкуренцию;
  • монополистическую конкуренцию;
  • олигополию;
  • чистую монополию.

 

2.Характеристика рыночных структур и эффективность.  
2.1.Совершенная конкуренция и эффективность.

        Современный рынок – это рынок несовершенной конкуренции. Совершенная, или чистая конкуренция – научная абстракция. Тем не менее, при изучении закономерностей рынка отдают предпочтение его анализу на основе именно совершенной конкурентной модели, т.к. совершенная конкуренция – простейшая структура рынка, своего рода образец, который не имеет наслоений и деформаций привнесенных эволюцией рыночных отношений; базовый стандарт для сравнения с более сложными структурами рынка. Именно в силу этих причин модель совершенной конкуренции имеет высокую аналитическую значимость[5, с.203].

Совершенная конкуренция – рыночная структура, характеризующаяся следующими основными признаками: 

1.большое число продавцов  и покупателей товара, которые  не обладают достаточными размерами  и мощностью, чтобы оказывать  влияние на производство; 
2.однородность продукции (стандартизированный товар); 
3. отсутствие барьеров для вхождения в отрасль и выхода из нее; 
4.полная прозрачность рынка – покупатели и продавцы имеют равный доступ к информации. 
Фирма, функционирующая в условиях совершенной конкуренции, называется конкурентной фирмой. Конкурентная фирма (price– taking+ firm) не может повлиять на цену и «принимает» сложившуюся на рынке как данную. Итак, модель совершенно конкурентной фирмы строится на следующих допущениях:

  • фирма является «ценополучателем»;
  • существует свобода входа в отрасль для новых фирм;
  • поскольку фирмы производят идентичную продукцию (однородную), то реклама не нужна и не используется;
  • производители и потребители обладают совершенными знаниями о рынке.

Производители полностью осведомлены о ценах, издержках конкурентов, а потребители – о ценах, качестве продукта. Это очень строгие допущения. Еще раз напомним, что в реальном мире отрасли не работают в таких условиях. 
Модель совершенно конкурентной фирмы предполагает, что каждая отдельная фирма, принимающая решения, сталкивается с определенными ограничениями, связанными: 

1. с издержками;

2. со спросом на продукцию, производимую фирмой.

Ограничения, связанные с издержками

В ситуации совершенной конкуренции вводятся три специфических допущения, касающихся издержек:  
1) Все фирмы, участвующие в рыночных отношениях, имеют доступ к одной и той же технологии и знают, где им следует покупать необходимые виды ресурсов по одинаковым ценам.

2) Резервы экономики, обусловленной увеличением масштабов производства, истощаются при достаточно малых объемах выпуска продукции по сравнению с тем же объемом спроса, который предъявляется рынком при преобладающем уровне цены.

3) Фирмы, покидающие рынок, могут беспрепятственно покрыть все свои неявные (имплицитные) постоянные издержки путем продажи собственных предприятий и оборудования другим фирмам. Это допущение – часть требования, обеспечивающего свободу входа и выхода с рынка. 
Ограничения, связанные со спросом

Еще одним ограничением, влияющим на выбор фирмы в процессе максимизации прибыли, является спрос на продукцию, производимую этой фирмой. При совершенной конкуренции, поскольку все фирмы в отрасли имеют небольшие размеры и выпускают однородную продукцию, каждая из них должна руководствоваться рыночной ценой (быть «прайс-тейкером»). Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, неподвластными фирме. 
Кривая спроса, с которой сталкивается отдельная конкурентная фирма, совершенно эластична (рис. 2.1, 2.2).

 
 





Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.

Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях совершенной конкуренции совпадает с ее кривой совершенно эластичного спроса. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход и цена продукции отдельной фирмы равны между собой, т.е. Р = MR.

Условием долговременного равновесия конкурентной фирмы является равенство цены, предельных и минимальных средних издержек (P = MC = LACmin). Это тройное равенство определяет некоторые выводы, касающиеся эффективности совершенной конкуренции. 
Модель совершенно конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективности. Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился наименее дорогостоящим образом, т.е. с наименьшими издержками. Эффективность распределения ресурсов предполагает, что ограниченные экономические ресурсы распределяются между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продуктов, которые наиболее необходимы обществу (потребителям).

Изменение желаний потребителей сообщается производителю посредством изменения цен на товары. Эти изменения отражаются на цене факторов производства, которые привлекаются в одни отрасли или «уходят» из других. Экономике не угрожает недоиспользование факторов производства, т.к. они подвижны и легко перемещаются из отрасли в отрасль, поскольку барьеры отсутствуют. 
Равенство цены и предельных издержек (Р = МС) на рынке совершенной конкуренции – это условие эффективного распределения ресурсов. Если Р > МС, значит, общество оценивает дополнительные единицы данного продукта более высоко, чем альтернативные продукты, которые могли бы произвести из имеющихся ресурсов. Если МС > Р, то это означает, что ресурсы используются в производстве данного продукта за счет альтернативных товаров, которые общество оценивает выше, чем дополнительные единицы данного продукта. В условиях совершенной конкуренции каждый товар производится до точки, в которой Р = МС. Это означает, что ресурсы в условиях чистой конкуренции распределены эффективно, т.к. каждый товар производится до точки, в которой издержки последней единицы равны издержкам альтернативных товаров, которыми пожертвовали, осуществляя его производство. Итак, совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей.

 

2.2. Чистая монополия  и эффективность

    Чистая монополия - это такая ситуация, когда на рынке есть единственный продавец определенного блага, не имеющего близких субститутов, когда границы отрасли и границы фирмы-монополиста совпадают. Наиболее серьезным препятствием, затрудняющим доступ новым фирмам на рынок, где хозяйствуют «старожилы» отрасли, выступают входные барьеры: 
1. Правительство наделяет фирму исключительными правами на определенные виды деятельности посредством выдачи дипломов, лицензий, проведения конкурсов, аттестаций. 
2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Так, институт частной собственности используется монополией как средство самой эффективной преграды для потенциальных клиентов. 
3. Авторские права и патенты. 
4. Эффект масштаба, т.е. преимущества крупного производства, позволяющие наращивать объемы производства и снижать издержки. 
5. Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами (антиреклама, демпинговые цены, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников, угрозы мафиозных структур и др.). 
    Анализ входных барьеров помогает понять, почему так различна концентрация рынка в различных сферах экономики, а также причины отклонения от идеальной модели рынка совершенной конкуренции, где действует множество атомизированных фирм. 
    Таким образом, в производстве и на рынке основными признаками монополизма являются:

  • высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм;
  • доминирующее, т.е. преобладающее положение этих фирм на рынке конкретных экономических благ;
  • установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров).

    Учитывая те обстоятельства, в силу которых одна фирма может стать единственным продавцом экономического блага на рынке, в экономической теории выделяют такие виды монополии: закрытая, открытая, естественная, организационная, простая. 
    Закрытая монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений (патенты, государственные лицензии, разрешения института авторских прав и т.п.). 

    Открытая или случайная монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономического блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции. 

    Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок.

    Простая монополия – монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям. Для монополии, так же как и для совершенно конкурентной фирмы, основной целью ее длительности является максимизация прибыли. Поэтому так важно, во-первых, определить объем производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования. 
На рис. 2.1 изображена модель чистой монополии, на котором видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой К (точка пересеченияМС и MR). Проведя вертикаль от точки К до кривой спроса D, определим цену (Р1), которая установится на уровне К1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли. 
 
Таким образом, главный вывод из анализа модели чистой конкуренции состоит в том, что монопольная прибыль трактуется как излишек над нормальной прибылью и проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке, нарушающего соответствия интересов производителей и потребителей. Поскольку монополия обусловливает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния, поэтому необходимы антимонопольные законы, вводимые государством. 

 

2.3. Монополистическая  конкуренция  и эффективность

Хотя совершенная конкуренция способствует наиболее выгодному для общества распределению его ограниченных ресурсов, к сожалению, реальная экономическая жизнь в подавляющем большинстве случаев соответствует условиям несовершенной конкуренции, и фактическая структура рынка – это не его идеальные, крайние формы: совершенная конкуренция (perfect competition) или монополия (monopoly). На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована, она несколько отличается от продукции конкурентов. Фирмы прилагают значительные усилия для разработки продукции, которой присущи отличительные качества, которая является уникальной с точки зрения рекламы, упаковки, фирменной марки, стиля, технических характеристик, условий продажи в кредит, послепродажного обслуживания и т.д. В настоящей главе рассматриваются экономические решения фирмы, действующей в рыночной среде, наполненной многочисленными фирмами, продающими близкие (но не совершенные) товары-заменители. Такую рыночную среду называют монополистической конкуренцией – монополистической в смысле, что каждый продавец обладает монополией над своим вариантом товара и конкуренцией, т.к. существуют многочисленные конкуренты, которые продают подобные товары. 
Отрасль, состоящая из большого числа фирм, производящих подобную, но не идентичную продукцию, работает в условиях монополистической конкуренции. Чертами, отличающими монополистическую конкуренцию от других видов конкуренции, являются: дифференциация продукции, наличие множества продавцов, конкуренция по неценовым показателям. Монополизм в данной модели основан на дифференциации продукта, но ограничен большим числом конкурентов. 
Признаками структуры монополистической конкуренции являются: 
1.     присутствие на рынке большого числа фирм; 
2.     каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка, потому имеет ограниченный контроль над рыночной ценой; 
3.     фирма самостоятельно определяет собственную ценовую политику, не учитывая реакцию конкурентов; 
4.     дифференциация продукта осуществляется по его качеству, условиям и услугам, связанным с продажей, размещению, стимулированию сбыта; 
5.     вступление в отрасль достаточно легкое; 
6.     иногда дополнительным, но не обязательным условием является несовершенная информация. 
Аналогично совершенной конкуренции монополистическая конкуренция характеризуется наличием в отрасли большого количества фирм, при этом каждая фирма производит небольшую долю отраслевого выпуска, а фирмы имеют относительно малые размеры. Вход в монополистически конкурирующую отрасль обычно легок, хотя из-за дифференциации продукта и приверженности части покупателей к определенной фирменной марке он более труден, чем в условиях совершенно конкурентного рынка. Новая фирма должна быть способна не только производить продукцию, но и привлечь к себе покупателей продукции уже действующих на рынке фирм. Завоевание доли рынка для новых фирм будет связано с дополнительными издержками на обеспечение таких свойств продукта, которые отличают его от имеющейся на рынке продукции конкурентов. Кроме того, в отличие от совершенной конкуренции, потребуются средства на рекламу и стимулирование сбыта. Таким образом, фирма, выходящая на монополистически конкурентный рынок, сталкивается с более высокими финансовыми и маркетинговыми препятствиями, по сравнению с фирмой, выходящей на рынок совершенной конкуренции. 
Монополистическую конкуренцию от совершенной конкуренции отличают два существенных обстоятельства: 
1)     наличие избыточных мощностей;

Информация о работе Структуры рынка. Классификация рыночных структур