Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 23:52, статья

Описание работы

Перед современным обществом встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных.Они имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех государств и их граждан. При этом по ряду позиций они настолько обострены и находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление в их решении может грозить гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей.

Файлы: 1 файл

Статья.docx

— 21.48 Кб (Скачать файл)

Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности

Актуальность темы:

Перед современным обществом встал целый ряд проблем, которые благодаря масштабности и важности для жизнедеятельности людей получили название глобальных. Они имеют общепланетарный характер, так как затрагивают жизненно важные вопросы всех государств и их граждан. При этом по ряду позиций они настолько обострены и находятся в таком критическом состоянии, что любое промедление в их решении может грозить гибелью цивилизации или деградацией условий жизни людей. Следует учитывать, что глобальные проблемы для своего решения требуют громадных усилий всех государств, объединения всех прогрессивных сил и людей, тесного взаимодействия политических, экономических и научно-технических возможностей.

Цель исследования:

Проанализировать современное состояние глобальных экономических проблем и предложить способы их устранения.

 

Задачи исследования:

Изучить следующие проблемы:

  1. Демографическая проблема
  2. Проблема природопользования
  3. Проблема разоружения
  4. Проблема природопользования
  5. Проблема НТП и образования в мире

Предложить способы решения данных проблем.

 

Заслуживают внимания работы ученых В. Леонтьева, Я. Тинбергена, разработки Э. Пестеля, Д. Медоуза, М. Месаровича и др., в которых воплощен интегрированный эколого-экономический подход к категориям благосостояния, эффективности общественного производства, производительности общественного труда и другим социально-экономическим явлениям и процессам. В рамках глобального мышления сформировались основные выводы о том, что:

необходим международный подход к повышению роли международных органов;

стоит повысить роли и ответственности всех субъектов хозяйствования и политической жизни перед всем миром;

нужно выработать и реализовать на национальном и международном уровне правовых и общеэкономических условий природопользования (стандартов, качества, норм, оплаты и т.д.);

следует координировать усилия по достижению строго определенных целей на планетарном уровне;

необходимо перейти в течение следующих трех десятилетий мировой социально-экономической системы к качественно новому способу развития.

В этой работе рассматриваются вопросы, связанные с демографией, управлением природопользования, разоружением, проблемой продовольствия, проблемы НТП и образования в мире.

 

Демографическая проблема.

На современном этапе развития цивилизации широко признаются значимость и ценность человеческих ресурсов. Поэтому протекающие на планете демографические процессы заслуживают самого пристального внимания и исследования.

Нарастающая напряжённость в этой сфере, прежде всего, связывается с так называемым «демографическим взрывом», достаточно чётко проявляющимся уже с середины 20 века и ставшим одной из характерных черт современной эпохи.

Население планеты увеличивается с каждым годом, однако большую его часть составляет население развивающихся стран. Но увеличение численности вовсе не обозначает бурное развитие в экономике данных стран. Сейчас страны развивающегося мира отличают и экономическая отсталость, и консерватизм в сфере социальных отношений, и господство традиционных моральных, религиозных и иных представлений на фоне сравнительно невысокого уровня грамотности.

В развитых же странах наблюдается обратная динамика. Численность населения неумолимо падает даже несмотря на рост и развитие экономических отношений. Ситуация с демографией ухудшилась в связи с изменениями моральных устоев граждан (разрешение заключения однополых браков, разрешение усыновления детей такими парами и т.д.), что привело к резкому снижению численности населения.

Из всего вышесказанного следует, что развитым странам нужна помощь в становлении и развитии «сильной» экономики от развитых стран, а в самих развитых странах нужно проводить активную демографическую и социальную политики, связанные с укреплением семьи, что должно привести к росту численности населения, а в будущем к развитию экономических отношений.

     Управление природопользованием

Суть этой проблемы в том, что человечество больше не может до бесконечности и все растущими темпами увеличивать объемы отнимаемых у природы ресурсов. Почему? Во-первых, многие из них невозобновляемы и весьма близки к исчерпанию. А во-вторых, массированные добыча, переработка и само использование ресурсов часто наносят огромный ущерб окружающей среде и постепенно разрушают сложившееся в природных системах равновесие. Так, например, крупномасштабные вырубки тропических лесов все больше и больше сокращают «легкие» нашей планеты. А ежегодное выбрасывание в атмосферу, воду и почву около 1 млрд. тонн отходов губит и отравляет природу и вызывает тяжелые заболевания животных и людей.

Понятно, что человечество не может существовать без обеспечения себя энергией и сырьем без определенного экономического роста. Однако необходимо принципиально изменить модель экономического роста: перенести акцент с бесконечного наращивания объемов ресурсов на всемирную рационализацию их производства и потребления. Тогда повышение уровня жизни людей будет достигаться ценой относительно меньших ресурсных затрат.

Конкретными путями рационализации применения ресурсов могут быть снижение энерго- и материалоёмкости производимой продукции; замена в теполоэнергетике нефти и угля менее грязным газом; развитие нетрадиционной энергетики – солнечной, ветровой, геотермальной (которая использует внутреннее тепло Земли – пар и горячую воду), приливной (преобразует энергию морских приливов в электрическую), наконец, стимулирование рационального и экономного потребления ресурсов (строгий учет их расхода и дифференициация оплаты используемых ресурсов в зависимости от их редкости и объемов потребления).

     Разоружение

Почему предотвращение термоядерной войны является первоочередной проблемой человечества? В мире накоплено около 57 тыс. разных ядерных боезарядов общей мощностью почти 50 тыс. Мт, что в 1 млн раз превышает силу атомного взрыва в Хиросиме в 1945 г. Этого запаса достаточно, чтобы уничтожить человечество. Широкое применение оружия массового поражения приведет, в первую очередь, к уничтожению городов, в которых сконцентрировано 40 % населения планеты и почти все промышленное производство, основной экономический потенциал человечества.

Применение оружия массового поражения носит глобальный характер. Это означает, что оно не может быть локализованным границами одной страны, и, следовательно, регионы и районы нашей планеты, где не будет использоваться термоядерное оружие, также будут обречены.

Наряду с угрозой термоядерного оружия реальной становится угроза экологического оружия (провоцирование землетрясений, цунами, нарушение озонового слоя над территорией противника), милитаризация космоса.

Рост милитаризации экономики углубляет и обостряет экономические, социальные, политические и другие проблемы. Поэтому первоочередной задачей является прекращение гонки вооружений.

Этому может помочь осуществление конверсии. Как показывают современные исследования, конверсия не способствует и росту безработицы, поскольку на создание одного рабочего места в военном производстве требуется больше (в 4 раза) капитальных вложений, чем в гражданском производстве. Так, каждые 10 млрд. долларов создают на 40 тыс. рабочих мест меньше в военном производстве, чем если бы эти деньги были направлены в гражданские отрасли. Приводятся данные: 1 млрд. долларов расходов Пентагона даёт примерно 48 тыс. рабочих мест, а затраченная в сфере здравоохранения эта сумма создаст 76 тыс., а в системе образования - 100 тыс. новых рабочих мест.

    Проблема продовольствия

Одной из важнейших проблем всего человечества является голод в мире. Он в первую очередь связан с наличием и распределением продовольствия. В мире голодает 800 млн. человек, или 15% населения Земли. От голода ежегодно умирает около 18 млн. человек, особенно в развивающихся странах, сотни миллионов недоедают.

Основная причина голода – региональные, социальные, экономические и другие виды неравенства, которые проявляются не только в распределении продовольствия, но и в доступе к средствам производства и занятости. Поэтому данная проблема, как считает большинство ученых, должна решаться не с помощью поставок продовольствия по низким ценам (эти попытки имели место последние 40 лет , а путем устранения основных факторов бедности. Одним из них является экономическая маржинализация наиболее слабых стран.

Поэтому для решения данной проблемы предлагаются следующие меры:

восстановление традиционного крестьянского хозяйства, оптимально сложившегося в данной стране;

увеличение производства продовольствия на основе интенсификации производства и с помощью защиты региональных рынков от международной конкуренции;

развитие биотехнологии и доступ всех стран к результатам исследований достижений в этой области;

проведение политики, обеспечивающей доступ к земле как средству производства;

обеспечение стабильных доходов всех слоев населения.

 

Проблема НТП и образования

НТП показывает сложное и противоречивое влияние на глобальные процессы в современных условиях. С одной стороны, НТР и НТП прямо связаны с социально-экономическим прогрессом. Несомненно, что их результатом явились бурный экономический рост на основе повышения общественной производительности труда и экономии природных ресурсов, усиление интернационализации мировой экономики и взаимозависимости стран мира. С другой – нарастают и углубляются противоречия, в том числе экономические. Среди них рост неудовлетворенного спроса, так как НТР стимулирует новые быстродействующие потребности; негативные последствия, связанные с непредсказуемыми результатами внедрения тех или иных достижений в производство (загрязнения, аварии, катастрофы); неблагоприятное воздействие интенсификации производства и информации на человеческий организм; недооценка значения человеческого фактора; рост морально-этических проблем (манипулирование наследственностью, компьютерные преступления, тотальный информационный контроль и т.п.). Обострилась проблема обратной связи между НТП и его уже реализованными возможностями. Возник комплекс вопросов так называемой технической безопасности применения созданных нововведений.

 

НТР рационально меняет сложившийся характер международного разделения труда. Так, новые формы автоматизации лишают развивающиеся страны преимуществ, связанных с наличием дешевой рабочей силы. Растущий экспорт научно-технической информации и научно-технических услуг используется развитыми странами как новый инструмент «технологического неоколониализма». Он усиливается деятельностью ТНК и их зарубежных филиалов.

Важным аспектом глобальных проблем, связанных с НТР, является проблема образования. Однако без тех колоссальных изменений, которые произошли в сфере образования, невозможными были бы ни НТР, ни огромные достижения в развитии мировой экономики, ни те демократические процессы, в которые вовлекается все большее число стран и народов мира.

В наше время образование превратилось в одну из важнейших сторон человеческой деятельности. Сегодня оно охватывает буквально все общество, а расходы на него постоянно возрастают: в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 8 % ВНП.

 

Для слаборазвитых стран это проблема «замкнутого круга»: без роста ВНП невозможен рост расходов на образование, без которого невозможен и рост ВНП.

Проблемой для слаборазвитых стран остается «утечка мозгов», когда наиболее квалифицированные кадры стремятся найти работу за рубежом. Причиной является то, что подготовка кадров не всегда соответствует реальным возможностям их использования в конкретных социально-экономических условиях. Так как образование связано с определенной социально-культурной сферой, то его проблемы вступают в сложнейшее взаимодействие со всеми проблемами человечества: экономическая отсталость, рост населения, безопасность проживания и т.д. Кроме того, образование само требует постоянного совершенствования и реформирования.

И наконец, общей для всего мира проблемой образования является необходимость его гуманизации, чтобы чисто технотронные идеи не превалировали над общечеловеческими. Образование влияет не только на усвоение передовых технологий и принятие эффективных решений, но и на образ жизни, формирует систему ценностных ориентаций, как показывают история и опыт ряда стран, игнорирование этих обстоятельств ведет к резкому снижению действенности образовательной политики и даже к дестабилизации общества.

 


Информация о работе Сущность и динамика глобальных экономических проблем современности