Сущность и функции рынка. Рыночный механизм. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Рынок—это конкретная форма проявления и товарного обмена, и товарного обращения, совокупность экономических отношений между продавцами и покупателями в процессе купли-продажи товаров и услуг. В связи официальным объявлением о переходе экономики бывших социалистических стран к рынку возникла необходимость уяснить сущность рыночного механизма, тем более, что нередко насаждаются неправильные представления о рынке и рыночных отношениях. Повсеместно утверждается, например, сто в Советском Союзе в течение 70 лет рыночные отношения якобы отсутствовали и были полностью заменены централизованной системой распределения, что является глубоким заблуждением. Полностью заменить рыночные механизмы системой централизованного управления невозможно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………стр.3

I. Значение рыночной экономики на современном этапе развития
общества ……………………………………………………….….стр. 5
Сущность рынка…………………………………………………..….стр. 5
Условия формирования рыночной системы………………………стр. 12
Функции рынка и принципы функционирования………………... стр. 14
II. Формы рынков…………………………………………………….. стр. 19
2.1 Структура, виды, сегментация рынков………………………...…. стр. 19
2.2 Рынок чистой конкуренции……………………………………...... стр. 24
2.3 Рынок несовершенной конкуренции…………………………...… стр. 30
Заключение………………………………………………………….... стр. 35
Литература…………………………………………………………...…

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая к сдаче.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

При олигополистической конкуренции  продукция  может  быть дифференцированной   (например,   автомобильная  отрасль) и  почти идентичной,   как   в   случаях   со  сталью  и  алюминием.  Если дифференциация  продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе,  дизайне  своего  товара  (здесь,  большую  роль  играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия   изменения   этих   переменных,  как  и  последствия изменения  цены,  олигополист  должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.

Олигополистический рынок  занимает  промежуточное  положение  между  монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком.

В условиях совершенно  конкурентного  рынка барьеры вхождения в него  отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности  для проникновения других фирм. На олигополистических рынках  обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы,   как в условиях монополистического рынка, что предоставляет   возможность проникновения  других  фирм  на  данный рынок. Причем, чем слабее барьеры  вхождения,  тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где   олигополист получает  большие   прибыли, будет пытаться прорваться  множество  других фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.

  В условиях  несовершенной  конкуренции существуют еще и  редко встречающиеся  рынки,  рынки с крупными покупателями, где основные условия  экономического  поведения,  на  которые должны равняться предприятия  создает крупный покупатель. В данном случае понятиям монополии и олигополии,  представляющим  сторону продавцов на рынке,  соответствуют  понятия  монопсонии и олигопсонии, которые представляют сторону покупателей.

В  качестве монопсониста (крупного и единственного покупателя данного товара)  часто   выступает  США  на  рынке  сложных  и  дорогостоящих  видов  вооружений,  таких, как авианосцы и ядерные  боеголовки.

Олигопсония - рынок, на котором большая  часть  продаж  уходит нескольким  покупателям.  Рассматривать  экономическое  поведение предприятий  в  условиях двух вышеуказанных типов  несовершенного рынка представляется слишком  сложным, тем более, что олигопсония и монопсония встречаются крайне редко.                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, рынок—это могущественное средство, движущая сила научно-технического совершенствования производства, ускорения  его роста и развития. Это путь демократизации хозяйственной жизни, когда вместо административного управления и распределения создаются возможности свободной купли-продажи самых различных товаров и потребительского, и производственного назначения. Создать рынок — это значит глубоко соединить процесс демократизации политической жизни с демократизацией экономики, использовать рыночный механизм как достижение цивилизации для ускорения развития экономики и улучшения благосостояния народа.

Функции рынка заключаются в  том, что рынок распределяет общий объем продукции, то есть любой данный продукт распределяется между потребителями на основе их способности и желания заплатить за него существующую рыночную цену, он выполняет ориентирующую функцию, что значит уравновешивает спрос и предложение, а также рынок содержит стимулы для технического прогресса и способствует накоплению капитала.

Существует две формы рынков: рынок совершенной конкуренции  и рынок несовершенной конкуренции. Рынок чистой конкуренции характеризуется  неограниченным числом участников конкуренции, наличием у каждого участника полной информации о состоянии дел конкретного рынка, полной однородностью одноименных товаров и отсутствием давления одними участниками конкуренции на других. Есть 3 основных типа рынков несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм.

 

 

 

                 ЛИТЕРАТУРА:

1. Смит А. Исследование  о природе и причинах богатств  народов. - М.;

Л, 1985 г.

2. Милль Дж. С. Основы  политической экономии: Пер. с  англ. М.:

Прогресс, 1986 г.

3. Маршалл А. Принципы  политической экономии: Пер. с  англ. М.:

Прогресс, 1984 г.

4. Гильфердинг Р. Финансовый  капитал. М.: 1992 г.

5. Самуэльсон П. Экономикс.  М.: Экономика, 1964 г.

6. Пезенти А. Очерки  политической экономии капитализма.  М.: Прогресс,

1976 г.

7. Стиглиц Дж. Е. Кредитные  рынки и контроль над капиталом// Мировая

экономика и международные  отношения. 1989 г. № 6.

8. Кэмпбелл Р. Макконнел,  Стенли Л. Брю. Экономикс. Принципы,

проблемы и политика: Пер. с англ. М., 1992 г.

9. «Экономика»; под  редакцией А. И. Архипова, А. Н. Нестеренко, А. К. Большакова. Москва, 1998 год.

10. «Экономика»; под  редакцией А. С. Булатова. Москва, 1997 г.

11. «Экономика переходного  периода»; под редакцией В. В.  Радаева, А. В. Бузгалина. Москва, 1995 г.

12. «Экономика»; под редакцией А.Г. Сичкарева; Воронеж. гос. арх.-строит.

ун-т. – Воронеж, 2004 г.

13. Экономика предприятия  (фирмы); под редакцией проф. О.И.  Волкова и доц. О.В. Девяткина.  М.: ИНФРА-М, 2005 г. 

14. Камаев В.Д. и колл. авт. Экономическая теория. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998 г.

15. С. Фишер, Р. Дорнбуш,  Р. Шмалензи «Экономика» Москва, 1999г.

16. Павленков В.А. «Рынок  труда.» М., 2002г.

17. Бушмарин И. В.  «Рынок труда в современной  экономике. Общество и экономика» 2004г.

18. «Курс экономической  теории». Под ред. Чепурина М.Н., Киров, 1998г.

19. Четвернина Т. «Положение  безработных и государственная  политика на рынке труда.»   «Вопросы экономики», №2, 1997г.

20. Гаузнер Н. «Современная  ситуация на российском рынке  труда и политика занятости» 2004г.

21. Микульский К. «Формирование новой модели занятости.» «Экономист», №3, 1997г.




Информация о работе Сущность и функции рынка. Рыночный механизм. Рынки совершенной и несовершенной конкуренции