Сущность и функции рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:39, контрольная работа

Описание работы

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.
Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.
Рынок – это упорядоченная структура, по средствам которой действуют продавцы и покупатели с целью определения цены и объема производства.

Содержание работы

1. Сущность и функции рынка………………………………………………3
2. Чем отличаются явные /внешние/ издержки от неявных /внутренних/? Приведите примеры явных и неявных издержек…………………………..8
3. Если государством устанавливается цена на продукт ниже равновесной, то на данном рынке:
а) появляется излишек данного товара
б) формируется дефицит
в) происходит сокращение спроса на товар
г) повышается предложение товара…………………………………………9
4. Задача: Определите, сколько товара Х и У потребляет потребитель в состоянии равновесия, если цена товара Х = 50 руб., цена товара У = 20 руб., а бюджет потребителя, предназначенный для этих товаров составляет 300 руб. Предельная полезность товаров Х и У выражена уравнениями:
MUx = 33 –2X
MUy = 40 – 2 Y……………………………………………………10

Файлы: 1 файл

Контрольная микроэкономика.docx

— 29.31 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

 

ФГБОУ ВПО  «Красноярский государственный  торгово-экономический институт»

 

Кафедра экономической  теории и правоведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 По дисциплине  « МИКРОЭКОНОМИКА»

 

ВАРИАНТ № 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                  Проверил:

студентка группы  №42-1                                  к.п.н. доцент            

Лизунова  Н.В.                                                            Байдашева Е.Н.

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Сущность и функции рынка………………………………………………3

2. Чем отличаются явные /внешние/ издержки от неявных /внутренних/? Приведите примеры явных и неявных издержек…………………………..8

3. Если государством устанавливается цена на продукт ниже равновесной, то на данном рынке:

а) появляется излишек данного товара

б) формируется  дефицит

в) происходит  сокращение спроса на товар

г) повышается предложение товара…………………………………………9

4. Задача: Определите, сколько товара Х и У потребляет потребитель в состоянии равновесия, если цена товара Х = 50 руб., цена товара У = 20 руб., а бюджет потребителя, предназначенный для этих товаров составляет 300 руб. Предельная полезность товаров Х и У выражена уравнениями:

MUx = 33 –2X 

MUy = 40 – 2 Y……………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и функции рынка.

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.

Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынок – это упорядоченная структура, по средствам которой действуют продавцы и покупатели с целью определения цены и объема производства.

К преимуществам рынка  относят:

  • эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров;
  • возможность его успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации - достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
  • гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.
  • оптимальное использование результатов НТР.
  • свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т. п.;
  • способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, более быстрой корректировке неравновесия.

Недостатки рыночной системы хозяйствования:

  • тенденция к самопроизвольному установлению равновесия в экономике, как правило, прокладывает себе путь через постоянные нарушения этого равновесия, что порождает общественные потери труда, безработицу и т.д.;
  • рынок - жестокая система в социальном плане;
  • рынок не обеспечивает решения экологических проблем, не стимулирует развитие фундаментальной науки, культуры.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических  функциях:

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

Регулирующая  функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании  имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена- это сигнал к сокращению производства, падает - сигнал к сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

На рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал  Адам Смит: «Предприниматель имеет  в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой  направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им» (Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.,1962).

В современных условиях экономика  управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

Информационная  функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» (Антология экономической классики. Т.1. М.,1993). Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

  1. Чем отличаются явные / внешние издержки от неявных / внутренних? Приведите примеры явных и неявных издержек.

Исходя из экономических критериев, все издержки можно разделить на две группы: явные и неявные.

Явные (внешние) издержки — это альтернативные издержки; стоимость услуг и факторов производства, которые используются в производственном процессе фирмы и являются покупными (приобретаются у внешних поставщиков).

Например, зарплата рабочих (плата  рабочим как поставщикам фактора  производства — рабочей силы); денежные затраты на покупку или плата за аренду станков, машин, оборудования, зданий, сооружений (плата поставщикам капитала); оплата транспортных расходов, коммунальные платежи (свет, газ, вода); оплата услуг банков, страхование, оплата поставщиков материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, комплектующих).

Явные издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия. Поэтому их еще называют бухгалтерскими издержками. Они представляют собой  реально произведенные платежи  внешним поставщикам или условно  начисленные расходы (например, амортизация), иначе именуемые внешними затратами.

Неявные (внутренние) издержки — это альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. издержки, не оплачиваемые ею (используются в процессе производства и не являются покупными). Это затраты ресурсов, принадлежащих предпринимателю, не внесенные в бухгалтерскую отчетность и не ставшие явными затратами.

Неявные издержки могут быть представлены как: денежные платежи, которые получила бы фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; сюда относятся и «издержки упущенных возможностей)» (недополученная прибыль) н др. Это неоплачиваемые фирмой издержки на собственные и самостоятельно используемые производственные ресурсы.

Таким образом, экономические издержки складываются из явных (бухгалтерских, внешних) издержек и неявных, или имплицитных (от англ. implicit — скрытый, неявный) издержек.

Например, заработная плата, которую мог бы получить предприниматель, работая где-нибудь в другом месте. Для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие). Для крестьянина — собственника земли — такими неявными издержками будет арендная плата, которую он мог бы получить, сдав свою землю в аренду.

 

3. Если государством устанавливается цена на продукт ниже равновесной, то на данном рынке:

а) появляется излишек данного товара

б) формируется  дефицит

в) происходит  сокращение спроса на товар

г) повышается предложение товара

 

Ответ: Б

Если установленная  государством максимальная цена ("потолок  цены") находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит.

 

 

    1. Задача: Определите, сколько товара Х и У потребляет потребитель в состоянии равновесия, если цена товара Х = 50 руб., цена товара У = 20 руб., а бюджет потребителя, предназначенный для этих товаров составляет 300 руб. Предельная полезность товаров Х и У выражена уравнениями:

MUx = 33 –2X 

MUy = 40 – 2 Y

Решение:   MUx/MUy = Px/Py;         Px*X + Py =M,

где Рх=50 руб, Ру=20 руб.

33 – 2Х/40 – 2Y=50/20

50Х + 20Y=300

50Х=300 –  20Y

X=6 – 0,4Y

33 – 2*(6 -0,4Y)/40 -2Y =50/20

Информация о работе Сущность и функции рынка