Сущность и основные формы рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 15:32, реферат

Описание работы

Рыночную экономику изучали с древних времен. В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.
Современная экономика развитых стран носит рыночный характер.

Содержание работы

Введение
Сущность и основные формы рынка.
Сущность рынка
Функции рынка.
Виды рынка.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 32.23 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА,МАРКЕТИНГА И ФИНАНСОВ

Факультет   _________Делового Администрирования_______

Кафедра     ______      _  __Менеджмента__________________

Специальность    ________Банковское дело________________

 

Реферат

по дисциплине «Основы экономической теории»

На тему:___Сущность и основные формы рынка.___

 

 

Выполнила студентка гр. 2БД Г.А.Зотова

(инициалы, фамилия)

Руководитель __________М.Е.Тарасова

(инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

2013

План:

  1. Введение
  1. Сущность и основные формы рынка.

    1. Сущность рынка

    1. Функции рынка.
  1. Виды рынка.
  2. Заключение
  3. Список литературы

Введение

         Рыночную экономику изучали с древних времен. В процессе исторического развития рыночного хозяйства изменялось понимание рынка, его сущности, изменялся и сам рынок, его роль в экономике возрастала.

    Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы, и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

      Большое внимание рыночной экономике до сих пор уделяют современные экономисты, которые рассматривают принципы, законы управления экономических отношений.

2.1. Сущность и основные формы рынка.

Понятие рынок — это  система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения то

Можно дать несколько  определений рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.

Можно выделить еще одно понимание рынка –  как общественной формы организации  и функционирования экономики, при  которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без  посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

Рынок включает не только отношения по купле –  продаже, но и социально – экономические  отношения, а также организационно – экономические отношения. Это  дает основания рассматривать рынок  в функционирующей экономической  системе как самостоятельную  подсистему. Вся экономическая система  представляет собой совокупность различных  подсистем в теснейшей взаимосвязи  и взаимозависимости.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и  путей повышения эффективности  на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, то есть всего того, что включается в понятие “рыночный механизм”.

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических  условиях и зависит от института  собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства  во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

2.2 Сущность рынка

Существует четыре сферы экономической деятельности:

1. Производство.

2. Распределение.

3. Обмен.

4. Потребление.

Важнейшей сферой экономики является производство. Без  его развития не может быть никакого рынка, именно производство рождает  товарную массу.

Распределение, то есть система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной  продукции. Распределение играет огромную роль в формировании социальных отношений  между людьми, в определении материального положения различных слоев общества.

Обмен - оказывает  сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным  при рассмотрении функций рынка. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного  хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений  товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость.

Потребление - естественная цель экономической жизни .

2.3 Функции рынка.

Функции рынка  определяются стоящими перед ним  задачами. Рыночный механизм призван  найти ответы на три ключевые вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  • Регулирующая функция
  • Информационная функция
  • Ценообразующая функция
  • Посредническая функция
  • Санирующая функция
  • Функция экономичности
  • Функция реализации интересов

Регулирующая.

Она связана с  воздействием рынка на все сферы  хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

В то же время, являясь  регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического  регулирования ему подвластны. Это  проявляем в периодических спадах, инфляции, безработице.

Информационная.

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую  информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие  операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая.

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения  и спроса на товары и услуги на рынке  формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы  в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая.

Рынок выступает  посредником между производителями  и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая.

Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной  мере жестокая система. Он постоянно  проводит «естественный отбор» среди  участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Как свидетельствует  опыт, средний цикл малого бизнеса  не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные  фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор»] прекратился.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

3. Виды рынка

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают  рынок товаров, рынок услуг, рынок  капиталов, рынок ценных бумаг, рынок  труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе  выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении  основных пропорций производства и  обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим  законодательством той или иной страны различают легальный, или  официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение  примерно совпадают); дефицитный (спрос  превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Организационная  база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит  из транспортных систем, складского и  тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

В кредитно-расчетную базу входят отдельные банковские и страховые системы, крупные самостоятельные банковские и кредитно-сберегательные учреждения, а также различные по объему операций средние и мелкие коммерческие банки.

Важнейшими элементами рыночной инфраструктуры являются ярмарки, аукционы, биржи. Ярмарка представляет собой регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте. Она может быть местом периодической торговли или местом сезонной распродажи товаров одного или многих видов. Ярмарки возникли в Европе в раннем средневековье. В начале XX в. широкое развитие получили международные ярмарки, где заключаются сделки в национальном и международном масштабе. Сейчас развиты отраслевые (чаще технические) ярмарки и ярмарки товаров широкого потребления с проведением на них симпозиумов, конгрессов, семинаров.

Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является получение максимальной цены за какой-либо товар. На аукционе происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Продаваемые товары достаются покупателю, который назвал самую высокую цену. Различают аукционы принудительные, которые проводятся судебными органами с целью взыскания долгов с неплательщиков, и аукционы добровольные, которые организуются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, работающие на комиссионных началах. Существуют и международные аукционы. Они представляют собой разновидность публичных открытых торгов, где реализуются товары определенной номенклатуры.

Биржа — место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки. Большинство бирж являются корпорациями. Членами бирж могут быть только отдельные лица, а от корпораций могут выступать лишь лица, имеющие право заключать на бирже контракты. Подавляющая часть биржевого оборота сосредоточена в ведущих торговых и финансовых центрах США, Великобритании и Японии.

Различают товарные, фондовые биржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандартам. Распространены сделки с обязательством поставки товаров в будущем. Это так называемые фьючерсные сделки. На современных товарных биржах только 1—2 % сделок заключаются поставкой реального товара. Продаются и покупаются не сами товары как таковые, а контракты на их поставку. В условиях постоянного колебания спроса и предложения цены на товарной бирже могут меняться в считанные минуты. Устанавливая так называемые срочные цены, товарная биржа обеспечивает производителям и потребителям минимальный ценовой риск.

Информация о работе Сущность и основные формы рынка