Сущность и причины транснационализации деловой активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – раскрыть необходимость существования ТНК, влияние ТНК на национальную экономику, как с положительной, так и с отрицательной стороны, изучить степень взаимодействия Республики Беларусь с международными корпорациями и на конкретном примере транснационального банка охарактеризовать его деятельность в нашей стране.
Задачи данной курсовой работы:
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть основные характеристики и виды ТНК;
рассмотреть историческое развитие ТНК;
описать основные причины возникновения ТНК;
выявить положительные и отрицательные моменты деятельности ТНК;
рассмотреть систему организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой Республикой Беларусь;
рассмотреть деятельность ТНК на определенном примере в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение
3
1 Сущность и причины транснационализации деловой активности 5
1.1
Сущность и виды ТНК
5
1.2 Развитие ТНК 6
1.3
Причины возникновения ТНК 9
2
Роль транснациональных корпораций в мировой экономике, положительные и отрицательные последствия их деятельности
11
2.1 Роль транснациональных корпораций в мировой экономике и политике, положительные и отрицательные последствия деятельности ТНК
11
3 Взаимодействие Республики Беларусь с транснациональными корпорациями
16
3.1 Предпосылки и факторы привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь
16
3.2 Система организационно-экономических мероприятий по стимулированию взаимодействия ТНК с национальной экономикой
19
3.3 Анализ деятельности транснациональных корпораций за последние годы в Республике Беларусь на примере деятельности ВТБ банка (Беларусь)
24
Заключение
28
Список использованных источников
30
Приложения 31

Файлы: 1 файл

курсовая Гнатюк 3 перер..doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

Анализ зарубежного  опыта показывает, что наряду с лицензионной и инвестиционной деятельностью большая часть таких инвестиций поступает через слияния и поглощения компаний (приватизацию).

Наиболее ярким примером этого являются страны — ближайшие соседи Республики Беларусь: Литва, Латвия, Польша и в некоторой степени Чехия. После распада СССР эти страны оставались одними из наиболее промышленно развитых на постсоветском пространстве. Однако этот факт не сыграл ровным счетом никакой роли в преодолении экономического кризиса, за исключением заинтересованности для иностранных компаний, стремящихся освоить новые рынки.

В результате был взят курс на активную приватизацию, что позволило этим странам в короткий период времени привлечь значительные объемы прямых иностранных инвестиций и преодолеть экономический спад.

Как показывает анализ, значительные колебания объемов привлекаемых ПИИ (в том числе их всплеск) в рассматриваемых странах вызваны продажей предприятий, все еще находящихся в руках государства. Например, существенный прирост объемов поступивших ПИИ в Литву в 1998 г.вызван продажей национального телекоммуникационного оператора Lietuvos Telekomas за 510 млн.долл. США. Аналогичная ситуация была в Чехии, когда в 2002 г.произошла приватизация, в т. ч.компании Transgaz и т.д. Безусловно, не стоит рассматривать приватизацию как единственный способ привлечения ПИИ в страну через ТНК. По мере создания благоприятного инвестиционного климата, а также при наличии ряда преимуществ любая страна способна рассчитывать на приход ТНК в качестве инвесторов, а также на существенные объемы реинвестированной прибыли. Тот факт, что ТНК обычно участвуют экономике страны-реципиента посредством ПИИ, говорит о том, что при решении вопроса о привлечении капитала ТНК речь следует вести о привлечении иностранных инвестиций в целом. А для этого необходимо наличие в стране благоприятного инвестиционного климата. Наряду с экономической целесообразностью привлечения в страну транснационального капитала возможны некоторые негативные аспекты деятельности ТНК в принимающей стране.

Транснациональные компании рассматриваются странами-реципиентами в качестве катализатора процессов стратегических изменений в системе международных экономических отношений: с их помощью хотят решить задачу роста “технологичности” экспортируемой продукции и сокращения доли сырьевых товаров в структуре экспорта. Это происходит в том случае, если ТНК передает принимающей стране инновационные методы технологии, а иногда и открывает доступ к своим трансграничным сбытовым каналам. Однако не всегда активное участие ТНК в экономике принимающей страны гарантирует это.

Так, филиалы зарубежных ТНК в Мексике не стремятся вовлекать национальных производителей в международные производственные системы (например, в производстве телевизоров филиалами зарубежных ТНК доля мексиканских компонентов не превышает 3%).Кроме того, зарубежные ТНК не стремятся создавать в Мексике научно-исследовательские центры, а также центры разработки перспективной продукции, что свидетельствует об использовании страны в роли “сборочного цеха” в системе международного разделения труда.

Во многих развивающихся странах осуществление приватизации государственных предприятий привело к перераспределению национальной собственности в пользу ТНК, что стало причиной их доминирования в экономике. Не ощущая конкуренции со стороны национальных предприятий, ТНК используют ресурсы государства в своих целях, причем не всегда эффективно и лишь в той части, которая необходима для поддержания своей конкурентоспособности. Фактически национальный сектор экономики может быть устранен от факторообразующей роле в проведении экономической политики. Как уже отмечалось, важнейшим преимуществом участия ТНК является доступ к информационным рынкам и новым технологиям. Тем не менее следует отметить, что зачастую ТНК стремятся оговорить в соглашении с условиям передачи технологий, которые обеспечили бы максимальный контроль над их использованием зарубежным контрагентом (характерно для американских ТНК).

Действия ТНК, направленные на ущемление интересов партнеров, навязывание заведомо невыгодных условий приобретения товаров и услуг, вмешательство в внутрифирменные дела, известны в международной экономической деятельности как “ограничительная деловая практика”. Наиболее распространенными ее видами при передаче технологий являются следующие:

  • ограничения на использовании технологии после истечения срока действия патента;
  • ограничения на использование ноу-хау по истечении срока действия лицензионного договора;
  • условия, обязывающие покупателя технологии передавать продавцу права на усовершенствование предмета лицензии;
  • условия, касающиеся установления цен на продукцию, изготовленную на базе проданной технологии;
  • связывающие условия” (необходимость закупать у ТНК исходное сырье, полуфабрикаты, детали, оборудование и т.п.);
  • ограничение экспорта производимых по проданной технологии изделий;
  • ограничение объемов производства и областей использования лицензируемого изделия.

Таким образом, ТНК осуществляют взаимодействие с социально-экономической средой в соответствии со своими стратегическими задачами. Используя различную организационную форму (иностранное предприятие, совместное предприятие, операции по присоединению и слиянию), корпорации преследуют только одну цель — получение максимальной прибыли. В задачу зарубежных корпораций не входит развитие экономики принимающего хозяйства. Партнерство в таких условиях эффективно только тогда, когда принимающая страна, во-первых, располагает необходимым для сотрудничества кадровым и техническим потенциалом и, во-вторых, активно участвует в технической политике и решении организационных вопросов. Отсутствие этих предпосылок ведет к углублению экономического неравенства между партнерами. [8, с.73].

Мировая практика свидетельствует  и об актуальности проблемы появления вокруг предприятий с участием ТНК зон повышенной социальной напряженности,

стимулируемой столкновением принципиально разных уровней и стандартов потребления, национальных традиций, систем материальных и духовных ценностей,

что требует от правительств большей гибкости, способности к компромиссам, своевременному регулированию отношений.

Деятельность ТНК оказывает положительное влияние на социально-экономическое развитие государства только тогда, когда интересы двух сторон совпадают. Вложение в национальную экономику транснационального капитала приводит к положительному эффекту только тогда, когда он способствует развитию тесного сотрудничества с местными производителями, а также сопутствующих производств и сферы услуг. Предпосылкой для этого является наличие в принимающей стране соответствующих сырьевых и трудовых ресурсов для развития тех производств, в которые приходит капитал ТНК.

Не следует забывать и о том, что приход капитала ТНК, особенно в импортоемкие отрасли, приводит к значительному росту импорта. Также рост иностранных инвестиций и улучшение финансового счета платежного баланса

приводит к увеличению оттока капитала по статье “доходы” текущего счета в будущем. Таким образом, текущий счет испытывает на себе двойное давление из-за увеличения импорта и оттока доходов от инвестиционной деятельности, что

негативно сказывается  на сальдо платежного баланса [14, с.112].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РБ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ  КОРПОРАЦИЯМИ

 

3.1 Предпосылки и факторы  привлечения инвестиций ТНК в национальную экономику, оценка инвестиционного климата в Республике Беларусь

 

Привлечение прямых иностранных  инвестиций является одним из приоритетов  внешней экономической политики Республики Беларусь. Анализ статистических бюллетеней «Инвестиции в Республику Беларусь из-за рубежа» за период с 2005 по 2010 год показал, что объем привлеченных прямых иностранных инвестиций увеличился с 451,3 млн. долларов США до 5569,4 млн. долларов США (рост в 12,3 раза). Доля прямых иностранных инвестиций, поступивших в Республику Беларусь, в общемировом объеме прямых иностранных инвестиций составила в 2010 году 0,11 процента (данные Доклада о мировых инвестициях, 2011 год (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию).

Постоянный рост прямых иностранных инвестиций в экономику республики сказался на увеличении их объемов на душу населения с 47 долларов США в 2005 году до 587 долларов США в 2010 году. Однако этот показатель значительно меньше, чем в ряде стран Восточной Европы.

В общем объеме прямых иностранных инвестиций основная доля приходится на прочие прямые иностранные инвестиции – 92,1 процента. Кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов, составляют 4,7 процента, прямые иностранные инвестиции в уставный капитал – около 3,1 процента, финансовый лизинг – 0,1 процента.

В 2005–2010 годах иностранные инвесторы  вкладывали капитал преимущественно  в развитие торговли и общественного  питания – 18 млрд. долларов США, транспорта и связи – 8 млрд. долларов США, промышленности – 1,4 млрд. долларов США. На эти сферы пришлось около 74 процентов общего объема прямых иностранных инвестиций, поступивших в экономику страны за указанный период.

Основными странами – донорами прямых иностранных инвестиций в экономику  республики в 2005–2010 годах являлись Россия (64 процента общего объема прямых иностранных инвестиций), Швейцария (19,7), Кипр (4,4), Германия (1,7), Великобритания (1,4), США (1,2 процента).

Число организаций с иностранным  капиталом, работающих в стране, увеличилось  с 3545 на 1 января 2005 г. до 5876 на 1 января 2011 г. Значительный интерес у иностранных инвесторов в последние годы отмечается к банковской сфере, транспортной инфраструктуре, оптовой торговле промышленными и продовольственными товарами, пивоварению, производству строительных материалов, производству продуктов питания и фармацевтике.

В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия), Raifeisen International Bank-Holding (Австрия); в нефтяной сфере  – Лукойл (Россия), TNK-BP Holding (Россия), Татнефть (Россия); в сфере дистрибуции – Aviva (Великобритания); в сфере телекоммуникаций, IT, рекламы – АФК Система (Россия), Вымпелком (Россия); в сфере производства строительных материалов – Henkel Group (Германия); в сфере фармацевтики – Fresenius (Германия) и другие.

Однако вклад частного сектора  в валовой внутренний продукт  остается незначительным – лишь 30 процентов, тогда как в других странах  данный показатель составляет от 65 до 80 процентов.

В республике действует  более 3000 компаний, созданных с участием иностранных инвесторов. Беларусь успешно сотрудничает с известнейшими транснациональными корпорациями, которые представлены в таблице 3.1.

Таблица-3.1.Транснациональные  корпорации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Беларусь

№ в топ-2000 крупнейших мировых компаний (Forbes, 2011 г.)

Компания

Страна

Отрасль, в которой  компания присутствует в Беларуси

1

2

3

4

15

Газпром

Россия

Газовая, банковская, бытовая  техника

44

Societe Generale

Франция

Банковская

48

AXA Group

Франция

Страхование

71

Лукойл

Россия

Нефтяная

94

Generali Group

Италия

Страхование

109

MunichRe

Германия

Страхование

154

United Parcel Service

США

Экспресс-доставка

159

British American Tobacco

Великобрита-ния

Табачная

178

Сбербанк

Россия

Банковская

181

McDonald`s

США

Общепит

218

Danone

Франция

Молочная

238

TeliaSonera

Швеция

Телекоммуникации

346

Henkel Group

Германия

Стройматериалы

383

Deutsche Lufthansa

Германия

Авиауслуги

413

Heineken Holding

Нидерланды

Пивная


 

Продолжение таблицы-3.1

1

2

3

4

477

Carlsberg

Дания

Пивная

504

Вымпелком

Россия

Телекоммуникации

523

Татнефть

Россия

Нефтяная

557

ВТБ Банк

Россия

Банковская

624

Raiffeisen International Bank-Holding

Австрия

Банковская


Источник: [16, c. 110-111]

Незначительного прогресса  Беларусь достигла в приватизации. Несмотря на то, что начиная с 2008 года процессу приватизации решено придать  плановый характер, ее темпы являются неудовлетворительными. Так, в 2008–2010 годах  запланирована продажа акций 409 открытых акционерных обществ, фактически состоялось 77 сделок, в том числе 18 сделок с акциями этих открытых акционерных обществ.

Важной предпосылкой для привлечения инвестиций и  служит двусторонняя нормативная правовая база между Республикой Беларусь и другими странами. Действует более 50 двусторонних соглашений о защите инвестиций, по 30 соглашениям ведется работа по заключению. [16, c. 120]

Информация о работе Сущность и причины транснационализации деловой активности