Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 23:25, курсовая работа
Явление инфляции присуще в той или иной степени любой экономике, как рыночной, так и переходной. Однако в развитых странах она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы её ограничения и регулирования. В последнее время в США, Японии и странах западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Сущность и виды инфляции…………………………………...4
Понятие инфляции и история инфляционных процессов………..4
Сущность инфляции в разных экономических школах…………..7
Классификация видов инфляции…………………………………….8
Глава 2. Социально-экономические последствия инфляции………..16
2.1. Последствия инфляции. Инфляция и доходы……………………..16
2.2. Последствия ожидаемой инфляции. Инфляция и налоги……….18
2.3. Кривая Филипса……………………………………………………….20
Глава 3. Особенности борьбы с инфляцией в России…………………23
3.1. Специфика российской инфляции…………………….. …………...23
3.2. Антиинфляционная модель для России…………………………….25
3.2.1. Общеэкономические меры……………………….…………….25
3.2.2. Сдерживание финансовых факторов инфляции……………26
3.2.3. Регулирование денежных факторов инфляции……………..28
3.2.4. Оздоровление банковской системы…………………………...29
3.2.5. Регулирование цен и заработной платы……………………...30
Заключение. ………………………………………………………………....35
Список литературы……………
Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Механизм «импортируемой» инфляции проявляется также в повышенном спросе на доллары и другие инвалюты. С введением частичной конвертируемости рубля и расширением валютных прав юридические лица и граждане активно покупают доллары на рубли. Практически это означает, что Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для наших банков. Примерно 20% денежных доходов вложено в инвалюту в июле 1998 г.
Для сдерживания «импортируемой» инфляции Центральный банк РФ с лета 1995 г. ввел пределы колебаний валютного курса с учетом мирового опыта, в частности ЕС. Переход от горизонтального к наклонному (более плавному изменению) валютному коридору, совершенствование порядка котировки официального курса рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской межбанковской валютной биржи служили антиинфляционным якорем.
Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс доллара к рублю (5,94 руб. в декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г., 26 руб. в сентябре 1999 г.) вышел за рамки валютного коридора, который фактически уступил место режиму свободно плавающего валютного курса. Предложения ввести фиксированный курс рубля противоречат условиям рыночной экономики. В мировой практике преобладает регулируемое плавание валютного курса. Учитывая опыт ЕС, где в условиях кризиса Европейской валютной системы пределы взаимных курсовых колебаний летом 1993 г. были расширены с ±2,25 до ±15%, целесообразно по мере достижения валютной стабилизации восстановить валютный коридор с большей амплитудой колебаний курса рубля, что позволит ослабить инфляционные ожидания.
Таким образом, составной частью антиинфляционной политики является регулирование валютного рынка и стабилизация курса рубля.
Инфляционным фактором является не только внутреннее «бегство» от рубля к доллару, но и внешнее «бегство» российского капитала за рубеж (оценки колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл. и выше), что характерно для стран, переживающих экономические и политические трудности. Тем самым Россия лишается одного из источников инвестиций, необходимых для экономического роста и сдерживания инфляции. Необходима государственная программа сдерживания «бегства» капиталов и их частичной репатриации. Она должна включать меры против:
а) отмывания «грязных» денег, связанных с противоправными действиями юридических лиц и внедрением их в легальные финансовые потоки;
б) нелегального «бегства» капитала (оставление за рубежом части экспортной выручки, контрабанда, упущенная выгода на бартерных сделках, авансовые платежи по фиктивным импортным сделкам, уклонение от уплаты налогов в инвалюте и т. д.);
в) «бегства» капитала по легальным каналам, что не всегда принимается во внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении зарубежных активов российских банков; завышении счетов «Ностро» в иностранных банках-корреспондентах; авансовых платежах по импорту, приобретении недвижимости за рубежом.
Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики.
Регулирование внешних факторов инфляции
требует разработки валютной стратегии, стратегии внешних заимствований.
В России пока преобладают пожарные меры
текущей политики. В частности, целесообразно
установить минимум золотовалютных резервов,
чтобы противостоять кризисам, присущим
рыночной экономике, тем более в условиях
так называемого догоняющего развития.
Даже в США установлен стратегический
минимум золотых резервов, несмотря на
официальную концепцию «доллар лучше
золота». В России золото валютные резервы
(сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд.
долл. в конце 1998 г. и 10,8 млрд. в марте 1999
г.) ниже международного стандарта их достаточности,
определяемой в размере трехмесячного
импорта. К
этому критерию следовало бы добавить
и предстоящие платежи по внешнему долгу
(около 18 млрд. долл. в 1999 г.)14. Наиболее реальным источником пополнения
золотых резервов России представляется
скупка золота государством у производителей.
В антиинфляционной стратегии особого внимания заслуживает проблема урегулирования сложной ситуации вокруг кредитного пакета международных финансовых институтов (Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и др.) для России. Установленная этими организациями высокая планка ограничений и условий для заимствования средств Россией снижает возможности использования данного фактора для оздоровления денежного обращения и экономики в целом.
К тому же подавление инфляции за счет иностранных кредитов, используемых в основном для финансирования бюджетного дефицита, не обеспечивает оздоровления экономики.
Разработка эффективного законодательства. Отсутствие действенных законов, регламентирующих функционирование взаимосвязанных секторов рыночной экономики и ответственность экономических субъектов рынка - одна из причин дестабилизации экономики и инфляции в России. Принятые законы обеспечивают лишь половину потребности рыночной экономики в них. Для нормализации предпринимательской деятельности необходим механизм реализации законов, контроль за их исполнением. Законодательство должно быть рационально, устойчиво, непротиворечиво и вызывать доверие у предпринимателей и населения.
Восстановление доверия к
рублю. Известна истина, что доверие к правительству,
которое выпускает деньги, способствует
устойчивости денежного обращения. Для
восстановления доверия к рублю необходимо
преодолеть кризис государственности,
упрочить достигнутую в конце 1998 г. политическую
стабильность в стране. Не менее важно
повысить профессионализм управленческих
структур, сотрудники которых недостаточно
знают современные методы управления
рыночной экономикой и инфляцией с учетом
мирового опыта. Например, в отличие от
России в мировой практике при инфляции
не принято официально объявлять о предстоящем
повышении цен, курса доллара, изменений
в денежной системе, так как это усиливает
недоверие и
«бегство» от рубля к инвалюте.
Борьба с теневой экономикой. Любая стабилизационная программа обречена на провал, если власть не в состоянии противостоять «теневой» экономике, которая контролирует примерно половину ВВП. Огромный ущерб стране наносит крупномасштабное «бегство» капитала; неуплата налогов, таможенных пошлин;
проникновение преступных группировок в банковскую систему с целью превращения ее в «прачечную» для отмывания «грязных» денег; присвоение ими приватизированного имущества, сращивание с легальным бизнесом и властными структурами.
Регулирование инфляции. Лавирование между Сциллой инфляции и Харибдой дефляции вызывает негативные последствия, усугубляя экономический спад, безработицу, снижение жизненного уровня населения. Как свидетельствует мировой опыт, инфляция может быть контролируемым и регулируемым процессом. Важно признание необходимости государственного регулирования экономики в дополнение к рыночным регуляторам.
Известно, что монетаризм, утверждающий, будто рынок лучше осуществит экономическое регулирование, чем государство, потерпел фиаско и в чистом виде ни в одной стране (кроме России до последнего времени) не возведен в ранг официальной доктрины. Во всем мире его постулаты сочетаются с кейнсианскими рецептами государственного вмешательства в экономику.
В России в период перехода к рыночной экономике до конца 1998 г. преобладала поляризация двух направлений: либо безоглядный либерализм (пусть рынок сам регулирует), либо кейнсианские рецепты государственного регулирования экономики. Некоторые необоснованно предсказывают конфликт этих двух подходов в деятельности Правительства.
Между тем односторонняя ставка на саморегулирующиеся рыночные силы (в трудных условиях шокового перехода к рынку) способствовала десятилетнему экономическому спаду в экономике, оставшейся без надзора и регулирования. Наметившийся с конца 1998 г. поворот к государственному регулированию экономики (экономическими, а не административными методами) в сочетании с рыночными регулирующими механизмами вселяет надежду, что инфляция в России будет поставлена под контроль в целях стимулирования подъема национальной экономики.
Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.
С начала капиталистической эпохи производства за инфляцией укрепилось понятие, как о негативном процессе, рождающего социальные катастрофы. Однако вопреки этой точке зрения в развитых капиталистических странах, в соответствии с последними достижениями экономической мысли, сознательно поддерживается необходимый уровень инфляции, что стало возможным в большей части в силу развития и усовершенствования аппарата и инструментов её контроля.
И сейчас в ходе последних событий, как никогда остро стоит проблема по предотвращению новых скачков инфляции, что напрямую связано с проведением неотложных мер по преодолению кризиса, и его последствий, стабилизации экономики России в целом, стабилизации ее финансовой системы, росту и развитию промышленности. Подходов к решению данной задачи разными экономистами предлагается не мало. Но сложность решения в выборе программы дальнейшего развития экономики страны и соответствующих рычагов и мер по преодолению кризиса, заключается в том, что они тесно взаимосвязаны с политическим курсом страны: развитие по рыночному курсу или путь к государственному регулированию экономики. Споры об оптимальных вариантах и сочетаниях мероприятий в данной области занимают на сегодняшний день умы как простых граждан, так и ведущих экономистов России и мира.
Оценит предпринятые действия время, и одним из основных показателей по оценке эффективности проводимых мер будет понижение уровня инфляции.
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
14. Российский экономический журнал. - 2000. - № 5.
Таблица 1.
Передовые страны: дефляторы ВНП и потребительские цены
В среднем |
IV квартал15 | ||||||||||||||
1981-90 |
1991-2000 |
1991 |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1998 |
1999 |
2000 | |
Дефляторы ВНП |
|||||||||||||||
Передовые страны |
5.6 |
2.3 |
4.5 |
3.3 |
2.8 |
2.3 |
2.3 |
1.8 |
1.7 |
1.3 |
1.2 |
1.7 |
. . . |
. . . |
. . . |
Основные промышленные страны |
4.7 |
2.0 |
4.1 |
2.9 |
2.4 |
1.9 |
1.9 |
1.5 |
1.4 |
1.1 |
1.2 |
1.6 |
1.0 |
1.6 |
1.6 |
США |
4.5 |
2.3 |
4.0 |
2.8 |
2.6 |
2.4 |
2.3 |
1.9 |
1.9 |
1.0 |
1.5 |
2.3 |
0.9 |
2.0 |
2.3 |
Япония |
1.9 |
0.3 |
2.7 |
1.7 |
0.6 |
0.2 |
–0.6 |
–1.4 |
0.1 |
0.3 |
–0.2 |
–0.4 |
— |
0.1 |
–0.4 |
Германия 16 |
2.8 |
2.2 |
3.9 |
5.0 |
3.7 |
2.5 |
2.0 |
1.0 |
0.7 |
1.1 |
0.7 |
1.1 |
1.3 |
0.9 |
1.4 |
Франция |
6.3 |
1.6 |
3.3 |
2.1 |
2.5 |
1.5 |
1.6 |
1.2 |
0.9 |
0.8 |
1.0 |
0.8 |
0.9 |
0.9 |
0.7 |
Италия |
10.6 |
3.9 |
7.6 |
4.5 |
3.9 |
3.5 |
5.0 |
5.2 |
2.6 |
2.8 |
2.0 |
1.7 |
2.6 |
2.1 |
1.6 |
Англия |
6.4 |
3.1 |
6.7 |
4.0 |
2.8 |
1.5 |
2.5 |
3.3 |
2.9 |
2.7 |
2.2 |
2.8 |
2.6 |
3.0 |
3.1 |
Канада |
5.0 |
1.4 |
2.7 |
1.3 |
1.5 |
1.1 |
2.3 |
1.6 |
0.8 |
–0.6 |
1.4 |
1.5 |
–0.7 |
2.3 |
1.4 |
Другие передовые страны |
9.5 |
3.4 |
6.4 |
4.9 |
4.3 |
3.8 |
3.7 |
2.9 |
2.5 |
2.4 |
1.6 |
2.2 |
. . . |
. . . |
. . . |
Испания |
9.3 |
3.9 |
7.1 |
6.9 |
4.3 |
4.0 |
4.8 |
3.2 |
2.1 |
2.3 |
2.3 |
2.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Голландия |
2.0 |
2.1 |
2.7 |
2.3 |
1.9 |
2.3 |
1.7 |
1.7 |
2.0 |
2.0 |
2.1 |
2.2 |
. . . |
. . . |
. . . |
Бельгия |
4.5 |
2.2 |
3.1 |
3.7 |
4.0 |
2.3 |
1.5 |
1.6 |
1.4 |
1.9 |
1.5 |
1.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Швеция |
7.7 |
2.3 |
7.6 |
1.0 |
2.6 |
2.4 |
3.6 |
1.4 |
1.2 |
1.1 |
0.8 |
1.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Австрия |
3.9 |
2.3 |
3.7 |
4.3 |
2.8 |
2.8 |
2.3 |
1.7 |
1.6 |
1.0 |
1.4 |
1.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Дания |
5.9 |
1.9 |
2.5 |
2.2 |
0.5 |
1.4 |
1.4 |
2.2 |
1.8 |
1.4 |
2.9 |
2.4 |
. . . |
. . . |
. . . |
Финляндия |
7.2 |
1.9 |
1.6 |
1.0 |
1.8 |
2.0 |
3.6 |
0.6 |
2.0 |
2.7 |
1.9 |
2.2 |
. . . |
. . . |
. . . |
Греция |
18.2 |
9.2 |
19.8 |
14.8 |
14.5 |
11.2 |
9.8 |
7.9 |
6.9 |
5.0 |
2.3 |
1.6 |
. . . |
. . . |
. . . |
Португалия |
17.9 |
5.7 |
12.3 |
10.6 |
7.1 |
6.1 |
5.6 |
2.4 |
3.0 |
4.6 |
3.0 |
2.7 |
. . . |
. . . |
. . . |
Ирландия |
7.1 |
3.3 |
1.8 |
2.8 |
5.2 |
1.7 |
2.7 |
2.3 |
3.5 |
5.6 |
4.3 |
3.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Люксембург |
3.4 |
1.8 |
2.2 |
2.9 |
0.9 |
5.5 |
1.0 |
–0.4 |
2.4 |
1.7 |
0.7 |
1.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Швейцария |
3.9 |
1.8 |
6.0 |
2.7 |
2.7 |
1.6 |
1.1 |
0.4 |
–0.1 |
1.1 |
0.9 |
1.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Норвегия |
6.2 |
1.9 |
2.4 |
–0.4 |
2.1 |
–0.2 |
3.1 |
4.3 |
2.7 |
–0.4 |
2.8 |
2.8 |
. . . |
. . . |
. . . |
Израиль |
92.7 |
10.2 |
20.6 |
12.3 |
11.6 |
12.7 |
8.9 |
11.2 |
8.9 |
7.1 |
4.7 |
5.2 |
. . . |
. . . |
. . . |
Исландия |
32.9 |
3.7 |
7.8 |
3.6 |
2.5 |
2.0 |
2.7 |
1.9 |
3.4 |
5.9 |
4.0 |
3.4 |
. . . |
. . . |
. . . |
Корея |
7.0 |
5.6 |
10.9 |
7.6 |
7.1 |
7.7 |
7.1 |
3.9 |
3.1 |
5.3 |
1.0 |
2.8 |
. . . |
. . . |
. . . |
Австралия |
7.5 |
1.6 |
2.6 |
1.4 |
1.4 |
0.9 |
1.5 |
2.0 |
1.4 |
0.3 |
1.0 |
3.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Тайвань |
3.0 |
2.4 |
3.8 |
3.9 |
3.5 |
1.9 |
1.9 |
2.7 |
1.9 |
2.0 |
1.4 |
1.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Гонг-Конг |
8.1 |
4.9 |
9.2 |
9.7 |
8.5 |
6.9 |
2.6 |
5.9 |
7.1 |
1.1 |
–3.5 |
2.4 |
. . . |
. . . |
. . . |
Сингапур |
3.0 |
1.7 |
3.8 |
1.4 |
3.4 |
2.9 |
2.7 |
1.2 |
1.3 |
–1.1 |
1.3 |
0.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Новая Зеландия |
10.2 |
1.4 |
1.0 |
1.7 |
2.6 |
1.6 |
2.6 |
1.9 |
0.1 |
1.3 |
–0.1 |
1.8 |
. . . |
. . . |
. . . |
Меморандум |
|||||||||||||||
Промышленные страны |
5.1 |
2.1 |
4.3 |
3.1 |
2.6 |
2.0 |
2.1 |
1.6 |
1.5 |
1.2 |
1.3 |
1.7 |
. . . |
. . . |
. . . |
Европейский союз |
6.6 |
2.8 |
5.4 |
4.3 |
3.4 |
2.6 |
2.9 |
2.5 |
1.8 |
1.9 |
1.6 |
1.7 |
. . . |
. . . |
. . . |
на территории Европы |
6.4 |
2.7 |
4.9 |
4.3 |
3.5 |
2.7 |
2.9 |
2.2 |
1.5 |
1.7 |
1.4 |
1.4 |
. . . |
. . . |
. . . |
Новые промышленные страны Азии |
5.7 |
4.3 |
8.0 |
6.4 |
5.9 |
5.4 |
4.6 |
3.6 |
3.2 |
3.2 |
0.6 |
2.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Потребительские цены |
|||||||||||||||
Передовые страны |
5.6 |
2.6 |
4.7 |
3.5 |
3.1 |
2.6 |
2.6 |
2.4 |
2.1 |
1.5 |
1.4 |
1.8 |
. . . |
. . . |
. . . |
Основные промышленные страны |
4.8 |
2.3 |
4.3 |
3.2 |
2.8 |
2.2 |
2.4 |
2.2 |
2.0 |
1.3 |
1.4 |
1.7 |
1.2 |
1.4 |
1.7 |
США |
4.7 |
2.7 |
4.2 |
3.0 |
3.0 |
2.6 |
2.8 |
2.9 |
2.3 |
1.6 |
2.2 |
2.5 |
1.5 |
2.5 |
2.4 |
Япония |
2.1 |
0.9 |
3.3 |
1.7 |
1.2 |
0.7 |
–0.1 |
0.1 |
1.7 |
0.6 |
–0.4 |
— |
0.5 |
–1.1 |
0.5 |
Германия 17 |
2.6 |
2.3 |
3.5 |
5.1 |
4.4 |
2.7 |
3.1 |
1.2 |
1.5 |
0.6 |
0.4 |
0.8 |
0.3 |
0.6 |
0.8 |
Франция |
6.3 |
1.7 |
3.2 |
2.4 |
2.1 |
1.7 |
1.8 |
2.1 |
1.3 |
0.7 |
0.5 |
1.1 |
0.3 |
0.6 |
1.4 |
Италия |
9.8 |
3.6 |
6.3 |
5.3 |
4.6 |
4.1 |
5.2 |
3.9 |
1.7 |
1.7 |
1.5 |
1.6 |
1.6 |
1.5 |
1.6 |
Англия 18 |
6.1 |
3.2 |
6.8 |
4.7 |
3.0 |
2.4 |
2.8 |
3.0 |
2.8 |
2.7 |
2.3 |
2.2 |
3.0 |
2.1 |
2.3 |
Канада |
5.9 |
1.8 |
5.6 |
1.5 |
1.8 |
0.2 |
2.2 |
1.6 |
1.4 |
1.0 |
1.5 |
1.7 |
1.1 |
2.1 |
1.2 |
Другие передовые страны |
9.3 |
3.5 |
6.3 |
4.9 |
4.1 |
4.1 |
3.6 |
3.2 |
2.4 |
2.5 |
1.4 |
2.1 |
. . . |
. . . |
. . . |
Меморандум |
|||||||||||||||
Промышленные страны |
5.1 |
2.4 |
4.5 |
3.3 |
2.9 |
2.3 |
2.5 |
2.2 |
2.0 |
1.3 |
1.4 |
1.7 |
. . . |
. . . |
. . . |
Европейский союз |
6.3 |
2.8 |
5.1 |
4.5 |
3.8 |
3.0 |
3.2 |
2.5 |
1.8 |
1.4 |
1.3 |
1.5 |
. . . |
. . . |
. . . |
на территории Европы |
6.2 |
2.6 |
4.4 |
4.4 |
3.7 |
3.0 |
3.2 |
2.3 |
1.6 |
1.2 |
1.0 |
1.3 |
. . . |
. . . |
. . . |
Новые промышленные страны Азии |
5.2 |
4.2 |
7.5 |
5.9 |
4.6 |
5.7 |
4.6 |
4.3 |
3.4 |
4.4 |
0.3 |
1.9 |
. . . |
. . . |
. . . |
Информация о работе Сущность и социально- экономические последствия инфляции