лишний раз подтвердила, что золото не
просто ценное сырье, а валютный металл,
используемый для государственной и
частной тезаврации. По некоторым оценкам,
на
руках у населения России сосредоточено
7 т золота. За 1998 г. коммерческие
банки продали 500 кг золотых слитков
[12].
Но это не дает основания для внеисторических
проектов восстановления в России
золотого стандарта, ликвидированного
в мире в 30-х годах XX в. Речь идет о
необходимости развития рынка золота,
которое в качестве альтернативы доллару
может привлечь сбережения населения
в условиях подрыва доверия к рублю и
банковским вкладам.
2. Не менее важно совершенствование
структуры официальной денежной
массы в
обращении. В России велика доля наличных
денег в денежной массе (30 - 40%
против 5 - 10% в развитых западных странах).
Снижению потребности оборота в
наличных деньгах будут способствовать:
развитие различных платежных карточек;
совершенствование безналичных расчетов,
выплата заработной платы (где
возможно) через банкоматы в надежных
банках.
3. В антиинфляционных мерах особое
место принадлежит регулированию
скорости
обращения одноименной денежной единицы,
так как увеличение ее равносильно
дополнительной эмиссии денег при прочих
равных условиях.
4. Чтобы взять инфляцию под
контроль, необходима реальная статистика
и
внедрение экономико-математической
модели денежного обращения в ценах анализа
и прогнозирования многоплановых денежных
потоков.
3.2.4 Оздоровление
банковской системы.
Важным направлением антиинфляционной
политики и стратегии экономического
роста политики является санация и реструктуризация
банковской системы,
основательно подорванной валютно-финансовым
кризисом. «Замораживание» 1/3
банковских активов, вложенных в ГКО-ОФЗ,
парализовало с августа 1998 г.
деятельность крупных банков, что привело
к кризису неплатежей в банковской
сфере, вызвало натиск вкладчиков, изымавших
свои рублевые и валютные средства
со счетов. Все свободные средства банков
хлынули на валютный рынок.
Оставшиеся деньги многие банки перевели
на Запад, создали новые финансовые
структуры. В итоге многие банки фактически
оказались банкротами. Количество
банков сократилось с 3 тыс. до 1,4 тыс.
в середине 1999 г. Причем парадокс
заключается в выживании средних банков,
у которых меньше спекулятивных
амбиций и больше ответственности.
Кризис банковской системы выявил ее
узкие места:
1) деятельность крупных банков-трейдеров,
которые бесконтрольно и
безответственно осуществляли спекулятивные
валютные и фондовые операции,
разбазаривая средства вкладчиков;
2) недостаточно жесткий контроль
Центрального банка РФ за коммерческими
банками;
3) изъяны банковского законодательства
(например, в отношении процедуры
банкротства, эффективной работы Временной
администрации, арбитражных
управляющих и др.).
Для восстановления платежеспособности
банков Центральный банк РФ принял меры.
В их числе: проведение многостороннего
клиринга за счет средств фонда
обязательного резервирования; стабилизационные
кредиты, которые оказались
менее эффективными, чем межбанковский
клиринг; создание Агентства по
реструктуризации банковской системы
с целью ее восстановления и стабилизации.
3.2.5. Регулирование
цен и заработной платы.
Регулирование цен и заработной платы
- составная часть многофакторной
антиинфляционной стратегии. Шоковая
либерализация цен в 1992 г. под влиянием
требований МВФ раскрутила инфляционную
спираль заработной платы и цен.
Предприятия монополисты предпочитают
повышать цены, а не увеличивать
производство. Торговые посредники также
взвинчивают цены.
Практика России подтвердила, что рыночное
регулирование цен недостаточно в
условиях несовершенной конкуренции
и однозначной зависимости динамики цен
от
курса рубля к доллару в связи с высокой
долей импорта. Даже при снижении
курса доллара к рублю цены не снижаются.
В мировой практике при кризисной
ситуации принято дополнять рыночное
регулирование цен государственным в
виде
лимитирования их роста. Характерно,
что в условиях валютно-финансового
кризиса в отдельных регионах России
были попытки ограничить в пределах 10
-
20% рост цен во время паники
на потребительском рынке (за
август - сентябрь
1998 г. цены выросли на 43,5%).
Состояние фондового рынка также влияет
на инфляционный процесс. Российский рынок
цепных бумаг бурно развивался и по количественным
показателям приближался к
статусу развитого рынка. По итогам 1996
г. и первому полугодию 1997 г. он вышел
на первое место в мире по увеличению
курсовой стоимости корпоративных ценных
бумаг. Индекс Российской торговой системы
(РТС) повысился с 200 до 400 пунктов,
за первое полугодие 1997 г. объем капитализации
достиг 80 млрд. долл., а торги
- 100 млн. долл. в отдельные дни (без
сделок, заключенных вне РТС)
[13].
Подобный бум на фондовом рынке в условиях
экономического спада,
продолжающегося десятилетие, таил опасность
кризиса. В частности, угрозу
представляла пирамида ГКО-ОФЗ, которая
сравнялась с объемом денежной массы.
Безусловно, рынок государственных ценных
бумаг необходим, в частности, для
покрытия бюджетного дефицита, как это
принято в мировой практике. Но выплата
высоких доходов по ним «съедала» 1/3
бюджетных расходов в конце 1998 г. - начале
1999 г. Чрезмерный рост сектора
государственных ценных бумаг на фондовом
рынке ведет к инфляционным
последствиям, подрывая инвестиции, истощая
кредитный рынок.
Выход российских правительственных
облигаций (евробондов) на мировой
финансовый рынок позволил привлечь
инвалюту по более низким ставкам. Но не
было обеспечено эффективное использование
этих валютных заимствований (не для
латания бюджетного дефицита). Отсутствие
реальных источников их погашения
усугубили кризис фондового рынка.
Для регулирования инфляционного процесса
необходимо нейтрализовать и его
внешние факторы. Поспешная отмена монополии
внешней торговли и валютной
монополии, интеграция России в мировую
экономику - все это открыло шлюзы
внешних факторов инфляции, которые переплелись
с внутренними. Индекс
открытости экономики России с учетом
неорганизованной торговли выше, чем в
США и Японии, и отражает уязвимость и
зависимость России от конъюнктуры
мировых рынков.
Снижение курса рубля к доллару стало
активным фактором инфляционного роста
цен, так как импортные товары составляют
половину потребительского рынка в
России. Механизм «импортируемой» инфляции
проявляется также в повышенном
спросе на доллары и другие инвалюты.
С введением частичной конвертируемости
рубля и расширением валютных прав юридические
лица и граждане активно
покупают доллары на рубли. Практически
это означает, что Россия кредитует
США, которые регулярно экспортируют
доллары для наших банков. Примерно 20%
денежных доходов вложено в инвалюту
в июле 1998 г.
Для сдерживания «импортируемой» инфляции
Центральный банк РФ с лета 1995 г.
ввел пределы колебаний валютного курса
с учетом мирового опыта, в частности
ЕС. Переход от горизонтального к наклонному
(более плавному изменению)
валютному коридору, совершенствование
порядка котировки официального курса
рубля ЦБ РФ вне связи с фиксингом Московской
межбанковской валютной биржи
служили антиинфляционным якорем.
Под влиянием кризиса 1998 г. средний курс
доллара к рублю (5,94 руб. в
декабре 1997 г., 15,93 руб. в октябре 1998 г.,
26 руб. в сентябре 1999 г.)
вышел за рамки валютного коридора, который
фактически уступил место режиму
свободно плавающего валютного курса.
Предложения ввести фиксированный курс
рубля противоречат условиям рыночной
экономики. В мировой практике
преобладает регулируемое плавание валютного
курса. Учитывая опыт ЕС, где в
условиях кризиса Европейской валютной
системы пределы взаимных курсовых
колебаний летом 1993 г. были расширены
с ±2,25 до ±15%, целесообразно по мере
достижения валютной стабилизации восстановить
валютный коридор с большей
амплитудой колебаний курса рубля, что
позволит ослабить инфляционные
ожидания.
Таким образом, составной частью антиинфляционной
политики является
регулирование валютного рынка и стабилизация
курса рубля.
Инфляционным фактором является не только
внутреннее «бегство» от рубля к
доллару, но и внешнее «бегство» российского
капитала за рубеж (оценки
колеблются от 60 млрд. до 300 млрд. долл.
и выше), что характерно для стран,
переживающих экономические и политические
трудности. Тем самым Россия
лишается одного из источников инвестиций,
необходимых для экономического
роста и сдерживания инфляции. Необходима
государственная программа
сдерживания «бегства» капиталов и их
частичной репатриации. Она должна
включать меры против:
а) отмывания «грязных» денег, связанных
с противоправными действиями
юридических лиц и внедрением их в легальные
финансовые потоки;
б) нелегального «бегства» капитала (оставление
за рубежом части экспортной
выручки, контрабанда, упущенная выгода
на бартерных сделках, авансовые
платежи по фиктивным импортным сделкам,
уклонение от уплаты налогов в
инвалюте и т. д.);
в) «бегства» капитала по легальным каналам,
что не всегда принимается во
внимание. Речь идет о чрезмерном увеличении
зарубежных активов российских
банков; завышении счетов «Ностро» в
иностранных банках-корреспондентах;
авансовых платежах по импорту, приобретении
недвижимости за рубежом.
Для сдерживания внешних факторов инфляции
необходимо более эффективное
регулирование внешнеэкономической
деятельности, совершенствование экспортного
и валютного контроля, меры против «долларизации»
экономики.
Регулирование внешних факторов инфляции
требует разработки валютной
стратегии, стратегии внешних заимствований.
В России пока преобладают
пожарные меры текущей политики. В частности,
целесообразно установить минимум
золотовалютных резервов, чтобы противостоять
кризисам, присущим рыночной
экономике, тем более в условиях так называемого
догоняющего развития. Даже в
США установлен стратегический минимум
золотых резервов, несмотря на
официальную концепцию «доллар лучше
золота». В России золото валютные резервы
(сократились на 31,3% за 1998 г. до 12,5 млрд.
долл. в конце 1998 г. и 10,8
млрд. в марте 1999 г.) ниже международного
стандарта их достаточности,
определяемой в размере трехмесячного
импорта. К
этому критерию следовало бы добавить
и предстоящие платежи по внешнему долгу
(около 18 млрд. долл. в 1999 г.)[14]
. Наиболее реальным источником
пополнения золотых резервов
России представляется
скупка золота государством у производителей.
В антиинфляционной стратегии особого
внимания заслуживает проблема
урегулирования сложной ситуации вокруг
кредитного пакета международных
финансовых институтов (Международный
валютный фонд, Всемирный банк,
Европейский банк реконструкции и развития
и др.) для России. Установленная
этими организациями высокая планка
ограничений и условий для заимствования
средств Россией снижает возможности
использования данного фактора для
оздоровления денежного обращения и
экономики в целом.
К тому же подавление инфляции за счет
иностранных кредитов, используемых в
основном для финансирования бюджетного
дефицита, не обеспечивает оздоровления
экономики.
Разработка эффективного
законодательства. Отсутствие действенных
законов,
регламентирующих функционирование
взаимосвязанных секторов рыночной экономики
и
ответственность экономических субъектов
рынка - одна из причин дестабилизации
экономики и инфляции в России. Принятые
законы обеспечивают лишь половину
потребности рыночной экономики в них.
Для нормализации предпринимательской
деятельности необходим механизм реализации
законов, контроль за их исполнением.
Законодательство должно быть рационально,
устойчиво, непротиворечиво и вызывать
доверие у предпринимателей и населения.
Восстановление доверия
к рублю. Известна истина, что доверие
к
правительству, которое выпускает деньги,
способствует устойчивости денежного
обращения. Для восстановления доверия
к рублю необходимо преодолеть кризис
государственности, упрочить достигнутую
в конце 1998 г. политическую
стабильность в стране. Не менее важно
повысить профессионализм управленческих
структур, сотрудники которых недостаточно
знают современные методы управления
рыночной экономикой и инфляцией с учетом
мирового опыта. Например, в отличие от
России в мировой практике при инфляции
не принято официально объявлять о
предстоящем повышении цен, курса доллара,
изменений в денежной системе, так как
это усиливает недоверие и
«бегство» от рубля к инвалюте.
Борьба с теневой
экономикой. Любая стабилизационная
программа обречена на
провал, если власть не в состоянии противостоять
«теневой» экономике, которая
контролирует примерно половину ВВП.
Огромный ущерб стране наносит
крупномасштабное «бегство» капитала;
неуплата налогов, таможенных пошлин;
проникновение преступных группировок
в банковскую систему с целью превращения
ее в «прачечную» для отмывания «грязных»
денег; присвоение ими
приватизированного имущества, сращивание
с легальным бизнесом и властными