Сущность и виды рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данного вопроса обусловлена переходом от административно-командной модели к рыночной экономике в Казахстане. Длительное время в стране отвергались товарно-денежные отношения соответствующие им форм собственности, а практика развития национальной экономики почти полностью была изолирована от мирового рынка. Разрушалось натуральное и полунатуральное хозяйство, которое служит своеобразным буфером, смягчающим многие острые проблемы процесса становления рынка (безработица, нехватка товарного продовольствия). В результате этих и многих других проблем стали постепенно развиваться рыночные отношения и сам рынок.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………2
Глава I. Сущность и виды рынка………………………………………………………5
§1.Сущность рынка………………………………………………………………..............
§2.Виды, субъекты и объекты рынка……………………………………………….7
Глава II.Закономерность формирования рынка в условиях глобализации мировой экономики………………………………………………………………………….10
§1.Основы формирования современного рынка……………………………..
§2.Структура современного рынка…………………………………………………..11
§3. Функции рынка…………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………….…..…………………..21
Список источников……………………………………………………………………………..23

Файлы: 1 файл

Курсовая работа №1 - копия (2).docx

— 53.29 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Структура современного  рынка

Характеристику рынка как совокупности или арены купли – продажи  можно раскрыть через его структуры. 
 
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются: 
 
-тесная связь между ее элементами; 
 
-определенная устойчивость этих связей; 
 
-целостность, совокупность данных элементов. 
 
         Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.  
 
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка. 
                    

Структура рынка по объектам: 
 
Потребительский рынок. 
Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. Здесь происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на: 
 
 -рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие); 
 
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое; 
 
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.  
 
Рынок недвижимости 
представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров: 
 
- рынок жилья распространяет свои действия на жилые помещения; 
 
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые. Поэтому на рынке земли встречаются представители и сельского хозяйства, и строительной индустрии, и промышленности, прежде всего добывающих отраслей, и государственных структур. Большинство сделок на данном рынке связано не с куплей – продажей земли, а лишь с передачей земли на определенный срок в аренду. 
 
Рынок факторов производства 
предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям. Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами.  
 
Рынок труда, или рабочей силы 
(входит в рынок факторов производства) это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы. 
 
Рынок реального капитала 
(входит в рынок факторов производства) – к нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами. К разновидности данного типа рынка можно отнести продукцию научного производства, которая определяет совершенствование технологий, техники, систем организации и управления хозяйственными и социально – экономическими процессами. Это тот рынок, для которого характерны самый высокоинтеллектуальный и творческий труд, сверхсовременные инвестиционные товары и материалы, а также с которым связана высокая степень риска, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. Объекты купли – продажи – патенты, лицензии. 
 
Денежный рынок 
-  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги. 
 
Рынок ценных бумаг 
тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги (в основном акции) прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике. 
 
Рынок информации 
. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации. 
 
Рынок инноваций 
-  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты (рынок лицензий – здесь объектом купли – продажи служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов, использование товарных знаков). 
                           

Структура рынка по субъектам: 
Рынок покупателей 
– предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

Рынок продавцов 
– значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание 
 
Рынок государственных учреждений 
– совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти. 
 

Рынок промежуточных  продавцов 
– совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. 
                        

Структура рынка по общественному разделению труда: 

Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; 
 
     Региональный рынок;  
Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; 
 
Мировой рынок, охватывающий все страны мира. 
                        

Структура рынка по уровню насыщения: 

-Равновесный рынок 
- спрос и предложение примерно совпадают; 
 
-Дефицитный рынок - спрос превышает предложение; 
 
-Избыточный рынок - предложение превышает спрос; 
                            

Структура рынка по степени зрелости: 

-Неразвитый рынок; 
 
-Развитый рынок; 
 
-Формирующийся рынок; 
 

Структура рынка по степени ограниченности конкуренции: 

Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей; 
 
Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция; 
 
Олигополистический рынок 
- это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями; 
                     

Структура рынка по соответствию действующему законодательству: 

Легальный рынок (открытый, узаконенный); 
 
Нелегальный рынок 
(«черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом (наркотики, оружие, порнография), либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли (в неположенном месте, при отсутствии лицензий, неуплате сборов, налогов, пошлин). 
                  

Структура рынка по организации рыночного обмена: 

-Оптовый рынок; 
-Розничный рынок; 
-Экспортный рынок; 
-Импортный рынок; 
                         

Структура рынка с учетом ассортимента товаров: 

Замкнутый рынок, где товары только первого производителя; 
 
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей; 
 
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; 
 
Смешанный рынок,

на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой. 
                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Функции рынка

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических  функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность. 
 
 
Интегрирующая функция (регулирующая функция) состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности. 
 
Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. 
 
Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? 
 
Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. «Без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей» (О.Шик), а в результате произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния. 
 
Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. 
 
Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг. 
 
Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Также экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 
 
Информационная функция дает участниками рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка. 
 
Санирующая функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы «естественный отбор» прекратился. 
 
Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой. 
 
Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…» (Антология экономической классики. Т.1. М.,1993). Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. 

 

 

 

 

 

 

Заключение: 
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, которые складываются в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движение денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только производственные продукты, но и те продукты, которые не являются результатом труда (земля, лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей. Рынок представляет сферу обмена, в которой осуществляется связь производителей и потребителей, производства и потребления. 
 
Рынок выполняет различные функции, которые определяются стоящими перед ним задачами. Он призван найти ответы на три главных вопроса: 
 
1. Что надо производить, то есть какие товары и услуги должны быть предложены потребителям? 
 
2. Как производить, то есть какую технологию производства  следует применить? 
 
3. Для кого следует эти товары и услуги производить, то есть кто может претендовать на их получение в свою собственность? 
 
Для решения этих вопросов рынок выполняет ряд функций, через которые он решает центральные проблемы экономики. 
 
Рынки различаются по разным признакам. Рынок характеризуется не только количеством продавцов и видом продаваемых товаров. Разные рынки различаются способом, посредством которого товар поступает от производителя к продавцу и от продавца к покупателю, объемом единичных продаж, а также степенью легализации рыночных процессов. В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.  
 
Роль рынка в общественном производстве играет большую роль: он подает сигнал производству – что, в каком объеме, и какой структуре следует производить; уравновешивает спрос и предложение, обеспечивает сбалансированность экономики; дифференцирует товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; «убирает» неконкурентоспособных предприятий и «свертывает» устаревшее производство. 
 
В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет. Тот, кто предложил покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе. 
 
Рынок как социальная форма организации экономики, с одной стороны, вызывает в человеке активность (предприимчивость), а с другой  - порождает социальное расслоение населения, безработицу, не всегда управляемый рост цен. Вот почему крайне необходима культура экономики, культура рынка и соответствующее развитие их субъектов. 
 
Таким образом, можно сделать вывод, чтобы экономические реформы в целом не смогли нанести вред, они должны быть «настроены» на человека, на удовлетворение его потребностей, развитие его личности (в частности в Казахстане).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников: 
1.                 Экономика. Учебник. Под ред. Булатова А.С. –М.: Экономистъ, 2008. – 831с 
 
2.   Сажина М.А., Чибриков Г.Г Экономическая теория: Учебник для вузов.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2003. -  464 с 
 
3.    Интернет сайт   www.e-rej.ru  - Российский Экономический Интернет Журнал 
 
4.    Интернет сайт www. economicus.ru - Высшая школа экономики 
 
5.   Интернет сайт www .gtmarket.ru – экспертно – аналитический портал «Новости гуманитарных технологий»

6. Журнал «Вестник КазГУ.Сер.экон.»- 2002.- №1.- С.55-59.

7. Журнал «Транс Экспресс Қазақстан»- С. 53–56.




Информация о работе Сущность и виды рынка