Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 17:49, реферат
Мировая торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международный торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделения труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошел путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.
В 1995 г. в экспорте машин и транспортного оборудования удельный вес промышленно развитых стран составил 76,8%, развивающихся – 21,8%, стран с переходной экономикой – 1,4%. Преобладание промышленно развитых стран наблюдалось и в импорте машин и транспортного оборудования – 66%. Крупными импортерами этих товаров явились развивающиеся страны (30,9%), особенно азиатские (23,2%). Нетто-импортерами выступали страны с переходной экономикой, их удельный вес в мировом импорте машин и транспортного оборудования достиг 3,1%. Таким образом, несмотря на растущее участие развивающихся стран и государств с переходной экономикой в международной торговле машинами и транспортным оборудованием промышленно развитые страны оставались нетто-экспортерами на данном рынке с крупным положительным сальдо (207,8 млрд. долл.). Вследствие особенностей современного разделения труда международный товарообмен по данной группе оборудования происходит в основном между промышленно развитыми странами: 68,9% экспорта машин и транспортного оборудования из промышленно развитых стран было направлено в другие промышленно развитые страны и лишь 27,9% - в развивающиеся, что явилось следствием высокого уровня международной внутриотраслевой специализации, которая развивается в границах комплексных отраслей промышленности (особенно в машиностроении и химии). В этих условиях важной чертой международной торговли становится обмен изделиями, сходными по своему назначению, но различающимися по технико-экономическим параметрам (например, легкие тракторы – на тяжелые, гусеничные машины – на колесные, фрезерные станки – на шлифовальные и т.д.). поэтому наращивание экспорта промышленной продукции из индустриальных стран сопровождается расширением импорта одноименных изделий.
Примечательно, что промышленно развитые страны притягивают большую часть вывоза машин и транспортного оборудования из развивающихся стран: 56,9% их экспорта из последних стран было направлено в промышленно развитые страны, 41,8% - в другие развивающиеся государства. Крупнейшими импортерами таких товаров выступали промышленно развитые страны – государства ЕС (34,8%), США (18,8%), Япония (3,7%), а также развивающиеся страны Азии (23,2%) и Латинской Америки (5,6%).
Еще больше воздействие индустриальных стран на состояние рынка химических товаров: их удельный вес в мировом экспорте этих товаров составил 80,5%, в то время как развивающихся – 15,9%, стран с переходной экономикой – 3,6%. Одновременно промышленно развитые страны осуществляют крупномасштабный импорт химической продукции – 64,6% совокупного импорта; соответственно на долю развивающихся стран пришлось 30,5%, на долю стран с переходной экономикой – 4,9%. Крупнейшими импортерами химических товаров также выступают страны ЕС (46,3%), США (*8,3%), Япония (4,2%), развивающиеся страны Азии (22,1%) и Латинской Америки (5,9%). Однако, в отличие от развивающихся стран, индустриальные страны остаются на мировом рынке нетто-экспортерами химических товаров (положительное сальдо в торговле составило – 75,3 млрд. долл.).
Что касается международной торговли сырьем и минеральным топливом, то в послевоенные годы произошло сокращение удельного веса этих товарных групп в совокупной стоимости мирового экспорта (с 38,6% в 1937 г. до 12% в 1995 г.), в основном за счет доли сырья. Положение на рынках сырья и минерального топлива складывается под влиянием борьбы двух тенденций в мировом хозяйстве.
Первая из них связана с тем, что по мере прогресса в развитии производительных сил относительно снижается роль сырьевых товаров в материальном производстве. В условиях НТР этот процесс ускоряется под влиянием структурных сдвигов в экономике в пользу новейших отраслей, отличающихся меньшей материалоемкостью, а также в пользу энергосберегающих производств. Совершенствование технологий ведет к углублению степени переработки и уменьшению потребления сырья и энергии на единицу продукции. В результате наращивание промышленного производства происходит существенно более высокими темпами, чем потребление топлива и сырья.
Рост экономической эффективности использования первичных ресурсов приводит к относительному снижению спрос на многие традиционные виды сырья и материалов, что оказывает существенное влияние на товарную структуру международной торговли, а расширяющаяся замена натурального сырья синтетическими ведет к росту значения химии как экспортной отрасли.
Вторая тенденция обусловлена такими важными факторами, как ограниченность, невозобновляемость природных ресурсов. Для удовлетворения периодически возрастающего (под влиянием циклических колебаний экономики и структурных диспропорций в производстве и потреблении) спроса на сырье и топливо в промышленную разработку вовлекаются новые, часто экономически менее эффективные месторождения. В связи с обострением экологических проблем возрастают расходы на восстановление природной среды. Все это обусловливает рост издержек производства сырья и периодически влечет за собой увеличение цен на него. В середине 70-х эти процессы переплелись с ломкой колониальной структуры цен, которую искусственно поддерживали ведущие ТНК промышленно-развитых стран, особенно США. С целью защиты своего экономического суверенитета, развивающиеся страны-экспортеры повысили цены на сырьевые товары, особенно на нефть. В 1973-1981 гг. среднегодовой прирост цен на нефть составил 35,5%, на полезные ископаемые – 32,2%, на природный газ – 2107%, на уголь – 13,5%.
В результате к началу 80-х годов удельный вес сырья и топлива в мировом экспорте вновь повысился, составив более 1/3 его стоимости. В 80-90-х годах в условиях снижения цен на сырьевые товары, включая нефть, снова появилась тенденция к уменьшению доли сырья и топлива в международной торговле (см. табл. 1).
Существенное воздействие на мировую торговлю сырьевыми товарами оказывает тот факт, что в результате интенсивного внедрения достижений НТР возросла самообеспеченность этими товарами промышленно развитых стран и усилилась роль последних в качестве экспортеров. В 1995 г. на долю этих стран приходилось 60,5% стоимости мирового экспорта сырья, на развивающиеся страны – 33,4%, на государства с переходной экономикой – 6,1%. Среди развивающихся стран по экспорту сырья лидируют государства Азии (19,5%) и Латинской Америки (10%), на страны Африки приходится лишь 3,1%. Несмотря на заметное повышение роли индустриальных стран в качестве экспортеров сырья они остаются нетто-импортерами (отрицательное сальдо в торговле составляет 5,7 млрд. долл.) и на их долю приходится более половины всего мирового импорта сырья.
Среди мировых импортеров выделяются страны ЕС (36,4%), Япония (11,6%) и США (9%). В свою очередь индустриализация в развивающихся странах влечет за собой наращивание импорта сырья (32,1%), особенно в страны Азии (24,8%). На долю стран с переходной экономикой приходится лишь 5,1% импорта сырья.
На мировом сырьевом рынке проявляется присущая всей мировой торговле тенденция к наращиванию товарообмена преимущественно между промышленно развитыми странами: 71,3% экспорта сырья (по стоимости) из последних было направлено в другие индустриальные страны. Из развивающихся стран в промышленно развитые вывезено около 50% сырья, а в другие развивающиеся страны – 47,3%.
Что касается рынка минерального топлива, то удельный вес промышленно развитых стран в его экспорте составляет 32,1%, развивающиеся – 56,3%, государств с переходной экономикой – 11,6%. Ведущими экспортерами топлива остаются страны ОПЕК (36,7%), за ними следуют страны Ближнего Востока (22,6%), Африки (12,3%) и Латинской Америки (9,6%).
В целом промышленно развитые страны являются нетто-импортерами топлива (отрицательное сальдо в торговле – 106,7 млрд. долл.), именно они потребляют 61,7% мирового импорта топлива (развивающиеся страны – 25,5%, страны с переходной экономикой – 12,8%). Крупнейшими импортерами топлива выступают страны ЕС (32%), США (17,8%) и Япония (17%). Нарастает импорт топлива в азиатские страны (18,1%), в то время как доля стран Латинской Америки (5,3%) и Африки (1,4%) в мировом импорте топлива остается незначительной.
Характерно, что большая часть (81,3%) экспортированного из промышленно развитых стран топлива направляется в другие индустриальные государства. Что же касается экспорта топлива из развивающихся стран, то доля в нем промышленно развитых стран составила 53%, других развивающихся стран – 34,3%. Новым явилось превращение в крупных экспортеров нефти таких промышленно развитых стран, как Великобритания, Норвегия и Канада. Два последних государства наряду с Нидерландами выделяются среди экспортеров природного газа.
Таким образом, в целом сохраняется значительная зависимость промышленно развитых стран от поставок сырья и топлива (в первую очередь нефти) из развивающихся стран. Несмотря на тенденцию к сокращению импорта нефти на долю первых по прежнему приходится почти 75%.
Среди важнейших структурных сдвигов в мировой торговле следует отметить также снижение удельного веса продовольствия (см. табл. 1). Если в 1937 г. его доля в мировом экспорте составляла 22,8%, то в 1995 г. – 8,2%. В основе этой тенденции лежит относительно более медленный рост сельскохозяйственного производства по сравнению с промышленным и падение доли аграрного сектора в валовом внутреннем продукте во всех группах стран. Однако абсолютные показатели роста товарооборота на мировом рынке продовольствия достаточно высоки; с 1990 г. по 1995 г. мировой экспорт продовольствия по стоимости возрос в 1,4 раза. Характерная черта развития мировой торговли продовольствием – укрепление экспортных позиций промышленно развитых стран и рост продовольственной зависимости развивающихся стран от ведущих центров мирового хозяйства. Если в 1960 г. промышленно развитые страны обеспечивали 62,2% экспорта продовольствия, то в 1995 г. – 67,3%.Ведущим мировым экспортером продовольствия являются США, которые занимают особенно прочные позиции в торговле пшеницей, кормовым зерном, рисом, масличными культурами, В десятку крупных экспортеров продовольствия входят Франция, Нидерланды, Германия, Великобритания, Канада, Бельгия и Люксембург, Италия, Дания, а из развивающихся стран – Бразилия. Вследствие повышения самообеспеченности продовольствием удельный вес индустриальных стран в его импорте снижается (в 1996г.- 78,1%, в 1995 г. 68,8%), причем особенно заметен этот процесс в Западной Европе, прежде всего в ЕС (соответственно 53,6 и 43,3%). Удельный вес Японии в мировом импорте продовольствия – 10,2% , США – 8%. На долю развивающихся стран в мировой торговле продовольствием приходилось в экспорте – 29,6, в импорте – 24,8%, на долю страны с переходной экономикой соответственно – 3,1 и 5,1%.
Особенно заметно
преобладание промышленно
Из промышленно развитых стран в развивающиеся было направлено 48,5% их экспорта зерновых (в другие индустриальные страны – 43,7%). В то же время 83,3% стоимости экспорта зерновых культур поступило из развивающихся стран в другие (в индустриальные государства – 14,2%).
Что касается направлений
торговли продовольствием в
Важными факторами
снижения удельного веса
Весьма неравномерно
развивается торговля
Данные факторы в комплексе привели к резкому сокращению покупательной способности населения и снижению спроса на текстиль и одежду как в развивающихся, так и в индустриальных государствах. С выходом из кризиса и ослаблением структурных проблем в производстве в производстве текстиля и одежды произошла стабилизация, а затем и некоторое повышение удельного веса этих товаров в мировом экспорте.
Ситуация на рынке текстиля в середине 90-х годов характеризуется сближением позиций индустриальных и развивающихся стран. Быстрое наращивание производства и вывоза из развивающихся стран привело к тому, что удельный вес последних в мировом экспорте достиг 48,3% , почти сравнялся с долей промышленно развитых стран (в 1995 г. соответственно- 48,3 и 49,3%). Крупными мировыми экспортерами текстиля стали страны Азии (45%), на страны Латинской Америки приходится 2,2% , Африки – 0,8, на государства с переходной экономикой - 2,4%. Таким образом, развивающиеся страны превратились в нетто- экспортеров текстиля с положительным сальдо в 5,3 млрд. долл..
Информация о работе Сущность международной торговли и ее роль в системе мирохозяйственных связей