Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 14:57, курсовая работа
Объектом изучения курсовой работы являются причины и виды безработицы, исследование специфики проблемы занятости в Российской Федерации.
Задачи: рассмотреть понятие, причины и виды безработицы; выявить проблемы регулирования уровня безработицы; проанализировать уровень безработицы на современном этапе.
ВВЕДЕНИЕ :
1. Статистика экономической активности, занятости и безработицы.
1.1 Обследование населения по проблемам занятости.
1.2 Сущность показателей занятости и безработицы.
2. Статистический анализ безработицы и занятости в Воронежской области.
2.1 Безработица в Воронежской области.
2.2 Занятость населения в Воронежской области.
2.3 Анализ безработицы и занятости с помощью показателей динамики, и расчета средних величин.
Или к базисному уровню (базисный темп прироста)
Тпр=∆ Yi/Y0
Б) как разность между темпами роста и единицей, если темпы роста выражены в коэффициентах:
Тпр=Тр-1
Определим вышеперечисленные показатели относительно занятости и безработицы в Амурской области.
Таблица 9 Динамика численности безработных
год |
Занятое население, всего чел. |
Абсолютный прирост, чел. |
Темп роста в % |
Темп прироста, в % |
Абсолютное значение 1%прироста | |||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | |||
2004 |
48320 |
100,00 |
||||||
2005 |
43837 |
-4483 |
-4483 |
90,72 |
90,72 |
-9,28 |
-9,28 |
483,08 |
2006 |
36303 |
-7534 |
-12017 |
82,81 |
75,13 |
-17,19 |
-24,87 |
438,28 |
2007 |
28180 |
-8123 |
-20140 |
77,62 |
58,32 |
-22,38 |
-41,68 |
362,96 |
2008 |
22439 |
-5741 |
-25881 |
79,63 |
46,44 |
-20,37 |
-53,56 |
281,84 |
2009 |
39992 |
17553 |
-8328 |
178,23 |
82,76 |
78,23 |
-17,24 |
224,38 |
Таблица 10 Динамика численности занятых
год |
Занятое население, всего чел. |
Абсолютный прирост, чел. |
Темп роста в % |
Темп прироста, в % |
Абсолютное значение 1%прироста | |||
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный | |||
2004 |
382021 |
- |
- |
- |
100,00 |
- |
- |
- |
2005 |
380339 |
-1682 |
-1682 |
99,56 |
99,56 |
-0,44 |
-0,44 |
3822,73 |
2006 |
404414 |
24075 |
22393 |
106,33 |
105,86 |
6,33 |
5,86 |
3803,32 |
2007 |
414922 |
10508 |
32901 |
102,60 |
108,61 |
2,60 |
8,61 |
4041,54 |
2008 |
417940 |
3018 |
35919 |
100,73 |
109,40 |
0,73 |
9,40 |
4134,25 |
2009 |
417329 |
-611 |
35308 |
99,85 |
109,24 |
-0,15 |
9,24 |
4073,33 |
Средний темп роста занятости за 6 лет определим по формуле средней геометрической:
Т.е. среднегодовой темп роста занятости в Амурской области составляет приблизительно 102,23%.,а безработицы 97,66%.
Средние показатели - это наиболее распространенный показатель, который представляет обобщенную характеристику признаков в статистической совокупности. Это наиболее универсальная форма выражения статистических показателей.
Среднеарифметическая применяется, когда данные не сгруппированы, а даны в виде перечня.
Найдем среднее число безработных и занятых в Амурской области за период 2004-2009 годы. Для этого воспользуемся таблицей 9 и 10.
Средняя безработица в Амурской области:
Т. о. средняя безработица в Амурской области за 6 лет составила 36345 человека, а среднее количество занятых 402827 человека.
3 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
За Российским рынком труда «следят» представители четырёх государственных структур. Росстат получает уведомления от предприятий о предстоящих увольнениях (за 2 месяца). ФСГС 4 раза в год проводит и обобщает итоги обследований населения по проблемам занятости по широкому кругу показателей.
Минздравсоцразвития, отвечающее за выработку политики на рынке труда, аккумулирует оперативную информацию служб занятости о регистрируемой безработицы и обосновывает размеры выделяемых правительством средств для выплаты пособий официально зарегистрированным безработным в следующем году.
Минэкономразвития готовит инерционный прогноз о предполагаемых масштабах безработицы.
Очевидно, что сложившийся порядок сбора, обработки, анализа данных и информирования правительства о ситуации на рынке труда — процесс достаточно трудоемкий, растянутый во времени и неоперативный. Во всяком случае, такие тревожные факты, как рост общего числа безработных (начиная с 2007 г.) и сохранение существенной дифференциации регионов по уровню безработицы, не привлекли серьезного внимания.
Первые месяцы 2009г., ознаменовавшиеся резким всплеском безработицы, продемонстрировали отсутствие у Минздравсоцразвития обоснованного прогноза возможного развития ситуации на рынке труда в условиях кризиса (даже на ближайшую перспективу), чем и объясняется запаздывание с принятием мер по государственной поддерке безработных и авральный характер их проведения.
Этого, видимо, можно было избежать, если бы во внимание принималась вся информация о состоянии занятости и рынка труда, которой располагают различные государственные и общественные структуры.
Нужна национальная система прогнозирования изменений на рынке труда.
В 2009 г. правительство при разработке антикризисных мер в области занятости, по существу, руководствовалось теми же приоритетами, что и в 90-е годы, тем самым как бы заранее определив «правила игры» для субъектов трудовых отношений.
Из-за отсутствия национальной системы прогнозирования состояния рынка труда правительству приходилось (начиная с осени 2008г. и весь 2009 г.) корректировать принимаемые решения сообразно развитию кризисных явлений в экономике. Для этого организовывались встречи с представителями работодателей и работников, администраций наиболее сложных регионов. Учитывался опыт развитых стран в области антикризисного регулирования и предупреждения социальных угроз; анализировались практики российских регионов в проведении активной политики на рынке труда.
Подобная модель крайне трудоемка, но недостаточно эффективна, нерациональна методическая ориентация на использование преимущественно прогнозов госструктур и недооценка иных источников. «Цена» использования такого подхода — авральный характер принятия правительством Программы антикризисных мер (19 марта 2009г.).
Только в январе 2009г. Был запущен информационный портал ГФСЗ «Работа в России». Наконец-то возникла единая система сетевого поиска работы, подключенная к общероссийскому банку вакансий, содержащая информацию 85 региональных служб и 2450 муниципальных центров занятости. Такой ресурс следовало бы создать в докризисный период. Так же, как и систему опережающего переобучения работников. Авральный подход к разработке соответствующих региональных программ может существенно снизить их эффективность. В пожарном порядке берут на обучение уволенных работников или находящихся под риском увольнения. Причем обычно гарантии предоставления рабочего места не обеспечиваются. Вряд ли удастся развернуть переподготовку по новым перспективным профессиям. Ведь большинство предприятий, находясь в тяжелейшем состоянии «выживания», не вполне готовы в такой ситуации спокойно и правильно оценить, какие профессии понадобятся в дальнейшем.
То же самое касается авральной практики создания временных рабочих мест. Эта мера также в большинстве случаев рассчитана лишь на оттягивание сроков увольнения работников с предприятия, сдерживание их выхода на внешний рынок труда.
Трудно ожидать высокой отдачи и от содействия в организации переезда безработных в другие регионы. Учитывая неоправданно высокие цены на жилье и услуги транспорта, непомерные тарифы коммунальных платежей, резкие различия в качестве социальной инфраструктуры в местах проживания и предлагаемого переезда, трудно рассчитывать, что люди, лишившиеся работы, рискнут оставить то, что пока ещё имеют.
В таких условиях, по-видимому, требуются изменения в методических подходах к решению проблем занятости и безработицы.
Более полный и ранний учет влияния факторов макро-, мезо- и микроуровней на процессы занятости мог бы помочь правительству уйти от устаревшего алгоритма действий: преимущественно материальной поддержки безработных в рамках официально регистрируемой безработицы.
В Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 гг. Был сделан первый шаг в этом направлении. Среди приоритетов среднесрочной политики названы: проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала, последовательная политика формирования и реализации эффективной политики занятости.6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, теперь с уверенностью можно говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наёмными работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.
Хочется отметить, что до недавнего времени, основным показателем, используемым, для характеристики рынка труда в отечественной статистике был, показатель трудовых ресурсов. В настоящее время для оценки рынка труда, в соответствии с международными стандартами, являются экономически активное население, занятые и безработные.
В статистике занятости и безработицы преобладают статистические таблицы, которые позволяют нам делать выводы о том, как изменялся уровень безработицы и занятости в течение нескольких лет.
По большинству показателей Амурская область занимает средние места по степени напряженности на рынке труда среди регионов Дальнего Востока. В числе субъектов Российской Федерации область занимает также промежуточное положение на рынке труда между неблагоприятными и наиболее благоприятными территориями.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Информация о работе Сущность показателей занятости и безработицы