Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:41, контрольная работа
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Введение………………………………………………………… ……..3
Предмет экономической теории…………………………… ……..4
Метод экономической теории………………………………… …..7
Экономические системы……………………………………… …..12
Заключение………………………………………………………… …..19
Литература………………………
Этот подход к определению предмета общей экономической теории имеет давнюю традицию. Так А. Маршал писал, что экономическая теория изучает "главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни". Впоследствии эта точка зрения нашла широкую поддержку в работах западных ученых. Например, К. Макконелл и С. Брю считают, что "экономикс - это исследование поведения людей в процессе производства, распределния и потребления материальных благ и услуг".
2. Методы экономической теории.
Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает:
«путь к чему-то», «путь познания» (или
исследования). В самом общем философском
смысле оно означает способ познания как
определенную совокупность или систему
приемов и процедур с целью мысленного
воспроизведения изучаемого предмета.
Поэтому применительно к экономической
теории понятие «метод» - это путь познания
системы экономических отношений в их
взаимодействии с развитием производительных
сил, путь мысленного воспроизведения.
Система приемов
не может быть произвольной. Она должна
согласовываться с объективными законами
развития самой действительности. Эту
задачу призвана решать методология как
наука о системе приемов, способов познания
и преобразования мира. Название «методология»
(от греч. «methodas» и «logos») буквально переводится
как учение о методах. Во всякой науке
используется определенная со-вокупность
методов исследования. Эти методы подразделяются
на: всеобщие (философские), вооружающие
все об-ласти познания, например, метафизический
и диалектический ме-тоды; общенаучные
- исторический, логический, математический
и др.; и специфические - для каждой отрасли
науки. - В экономической теории применяются
два, хотя и противопо-ложных, но взаимосвязанных
философских метода - метафизика и диалектика.
Метафизика
рассматривает все явления разрозненно,
в состоянии покоя и неизменяемости. Это
необходимо в тех случаях, когда анализируется
какая-то часть системы в отдельности
или выясняется внутренняя структура
хозяйственных отношений. Также поступают,
например, при классификации типов собственности,
форм организации хозяйства, функций денег,
типов рынков, форм зара-ботной платы.
Экономическая
теория полнее отражает действительность,
когда берет на вооружение диалектику
- учение о наиболее общих закономерностях
становления и развития всех явлений природы,
общества и мышления. Немецкий философ
Георг Гегель (1770-1831) - создатель систематической
теории диалектики центральное место
в этой теории отводил противоречию. Последнее
он рассматривал как единство взаимоисключающих
и одновременно взаимно предполагающих
друг друга противоположностей. Противоречие
Гегель оце-нивал как «мотор», как внутренний
импульс всякого развития. Это, разумеется,
в полной мере относится к реальной хозяйственной
деятельности и к экономической теории.
Поскольку
объективными законами развития действительности
выступают, прежде всего, законы диалектики,
отражающие закономерности развития природы,
общества и человеческого мышления, то
диалектический метод является гносеологическим
инструментарием и логическим отражением
всей диалектики.
В то же время
в рамках данного метода должен быть учтен
субъективный элемент, так как объектом
экономического анализа становится поведение
людей, следовательно, человеческая деятельность.
К важнейшим категориям такого подхода
относятся потребности, интересы, цели,
мотивы поведения человека, полезность,
потребительная стоимость товаров и услуг.
Диалектический
метод отражает противоречия в их неразрывном
единстве. Это позволяет на практике избегать
односторонних и ошибочных решений, объединять
в целостность, казалось бы, несоединимые
стороны явления. Поэтому в хозяйственной
деятельности возникают различные формы,
позволяющие находить компромисс (соглашение
между различными сторонами, достигаемое
путем уступок).
Рассмотрим
данные методы. Так, очевидно, что наблюдение
(то есть преднамеренное, целенаправленное
восприятие экономических явлений, процессов
в их реальном виде) и сбор фактов, происходящих
в действительности. Именно благодаря
этому можно, скажем, проследить, как изменились
товарные цены за тот или иной период,
как возросли объемы производства, торговли
и прибылей предприятия.
В отличие от
этого эксперимент предполагает проведение
искусственного научного опыта, когда
изучаемый объект ставится в специально
созданные и контролируемые условия. Например,
чтобы проверить эффективность новой
системы оплаты труда, проводят ее пробные
испытания в рамках той или иной группы
работников.
Активно используется
и такой метод, как моделирование. Оно
предусматривает изучение социально-экономических
явлений по их теоретическому образу -
модели (от латинского modulus - мера, образец),
которая замещает сам объект исследования.
Особенно эффективно моделирование на
компьютерах, позволяющее, скажем, просчитать
наиболее рациональный вариант хозяйственных
связей того или иного предприятия, города,
региона, страны с их партнерами.
Метод научных
абстракций, или абстрагирование, - это
особый мыслительный прием, позволяющий
формулировать те или иные отвлеченные
понятия - так называемые абстракции, или
категории. Люди в своей повседневности
используют великое множество разнообразных
абстракций на каждом шагу, даже не задумываясь
об этом.
Метод научных
абстракции, предполагающий отказ от анализа
поверхностных, несущественных сторон
явления с целью раскрытия его внутренних,
существенных, устойчивых и всеобщих связей,
выявления действительной тенденции движения.
Результатом применения этого метода
становится «выведение» (обоснование)
экономических категорий.
Абстракция позволяет отразить в идеальной
форме содержание, которое уже заложено
в изучаемых явлениях. Чем более содержательные
и емкие абстракции (в виде категорий,
дефиниций, понятий) вырабатывает экономическая
теория, тем полнее и точнее они отражают
действительность, тем эффективнее их
использование как инструмента познания.
Не менее важным
аспектом данного метода познания выступает
необходимость селективного рассмотрения
экономических явлений или процессов
под определенным углом зрения при одновременном
игнорировании всех других свойств. Так,
при исследовании структуры общественного
способа производства производительные
силы рассматриваются в качестве его вещественного
содержания, производственные отношения
- в качестве общественной формы, а технико-технологическая
сторона производительных сил (технологический
строй производства) в этом случае опускается.
Чтобы абстракция
была научной, необходимо определить границы
абстрагирования, доказать, что рассмотрение
экономического явления или процесса
в определенном аспекте или под определенным
углом зрения не изменяет их внутренней
сущности, законы развития и функционирования.
Методы анализа и синтеза предполагают
изучение социально-экономических явлений
как по частям - это анализ (от греческого
analysis - разложение, расчленение), так и
в целом - синтез (от греческого synthesis -
соединение, сочетание, составление). Например,
сопоставление экономических показателей
работы отдельных шахт - это анализ, а определение
общеотраслевых результатов хозяйствования
всей угольной промышленности России
– синтез.
Благодаря
сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается
системный, комплексный подход к сложным
(многоэлементным) объектам исследования.
Такие объекты (системы) рассматриваются
как комплекс взаимосвязанных частей
(подсистем) единого целого, а не как механическое
соединение каких-то разрозненных элементов.
Важность комплексного подхода обусловлена
тем, что вся экономика по существу состоит
из множества больших и малых систем (народное
хозяйство - из отраслей, отрасли - из предприятий,
предприятия - из цехов, стоимость товара
- из элементов затрат, рынок - из многих
секторов, ниш, участников и т.д.).
С методом анализа и синтеза логически
связано деление экономической теории
на микро- и макроэкономику (от греческого
mikros - малый и makros - большой), которые предполагают
два разных уровня рассмотрения хозяйственных
систем
Микроэкономика имеет дело с отдельными
элементами (частями) этих систем. Она
изучает:
а) такие обособленные экономические единицы,
как отрасль, предприятие, домашнее хозяйство;
б) отдельные рынки (например, рынок зерна);
в) производство, сбыт или цену конкретного
продукта и т.п.
Микроэкономический
подход, таким образом, близок к методу
анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует
хозяйственные системы в целом, или так
называемые агрегаты (от латинского aggregatus
- присоединенный), то есть совокупности
экономических единиц. К таким агрегатам
относятся мировая экономика, национальное
хозяйство, а также крупные подразделения
последнего - государственный сектор,
домохозяйства (взятые в совокупности),
частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь
на методе синтеза, оперирует обобщающими,
или агрегатными, показателями типа: валовой
объем продукции, национальный доход,
суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую
сферу входит и рассмотрение общих понятий
- стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.
Деление экономической
науки на микро- и макросферы не следует
абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны.
Многие проблемы вторгаются в обе сферы,
хотя и на разных уровнях обобщения. Куда,
к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь
чтобы сравнить доходы двух конкретных
заводов (микроэкономика), надо использовать
общее понятие прибыли, а его вырабатывает
макроэкономика.
Индукция и
дедукция являют собой два противоположных,
но тесно взаимосвязанных способа рассуждения.
Движение мысли от частных (отдельных)
фактов к общему выводу - это индукция
(от латинского inductio - наведение), или обобщение.
Оно позволяет нам, по выражению Достоевского,
«собрать свои мысли в точку». А рассуждение
в обратном направлении (от общего положения
к частным выводам) называют дедукцией
(от латинского deductio - выведение). Следовательно,
смысл индукции и дедукции вытекает из
самой этимологии этих слов. Так, факты
увеличение роста цен на молоко, хлеб,
овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны
в стране (индукция). Из общего же положения
о растущей стоимости жизни можно вывести
отдельные показатели повышения потребительских
цен по каждому продукту (дедукция).
Исторический
и логический методы (или подходы) тоже
применяются в единстве. Здесь подробное
изучение социально- экономических процессов
в их исторической последовательности
сопровождаются логическими обобщениями,
то есть оценкой этих процессов в целом
и общими выводами. Например, детальное
исследование конкретного хода и особенностей
строительства социализма в ХХ веке в
разных обществах - это исторический подход.
А выводы на его основе (о неэффективности
экономики в соцстранах, о повседневной
утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах
и пр.) - подход логический.
Экономическая
теория и практика убедительно показывают,
что полностью несостоятельны все попытки
рассматривать экономику как нечто исторически
неизменяющееся. Напротив, экономические
принципы и законы по-разному действуют
в зависимости от фактора времени (в краткосрочном
и долгосрочном периодах).
Однако исторический подход к анализу
хозяйственной деятельности таит в себе
и существенные недостатки. Обилие описательного
материала и частных исторических подробностей
может затруднять теоретическое изучение
экономики. Подобным путем не удается
четко выявить типические черты систем
производства. Преодолеть эти недостатки
помогает логический метод.
Логический метод
позволяет применить законы и формы правильного
мышления. С их помощью достигается истинность
высказываемых суждений и умозаключений.
Логический
метод помогает глубже понять причинно-следственные
зависимости в экономике. Люди не всегда
замечают, что между хозяйственными процессами
существуют определенные объективные
связи. Последние изменяются во времени
и в пространстве с естественной последовательностью,
которую можно назвать объективной логикой
(внутренней закономерностью развития
хозяйственных явлений). Если, скажем,
по какой-то причине приостанавливается
добыча нефти, то это с неизбежностью влечет
за собой множество нежелательных последствий:
прекращают работать нефтеперераба-тывающие
заводы, предприятия нефтехимии, не производится
моторное топливо, отключаются тепловые
электростанции и т.д.
Чтобы помочь
хозяйственному развитию освободиться
от стихийных сил или, по крайней мере,
уменьшить их разрушительные последствия,
экономическая наука стремится как можно
полнее и глубже познать объективную логику
хозяйственного развития в масштабе каждого
предприятия, страны и всего мира. Полученные
теоретические и практические выводы
используются для прогнозирования и улучшения
управления хозяйством.
Наконец, весьма
широкое применение в экономических науках
имеет графический метод (от греческого
grapho - пишу, черчу, рисую). Он отображает
хозяйственные процессы и явления с помощью
различных систем, таблиц, графиков, диаграмм,
обеспечивая краткость, сжатость, наглядность
в представлении сложного теоретического
материала. Так, график зримо демонстрирует
зависимость тех или иных величин друг
от друга, отражая, скажем, связь между
ценами на билеты и числом театральных
зрителей.
Информация о работе Сущность, предмет и метод экономической теории