Сущность, причины, последствия экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявление причин кризиса российской экономики и путей его преодоления. Задачи:
1) определить основные теории цикличности экономики;
2) определить основные черты и фазы цикла;
3) рассмотреть влияние мирового финансового кризиса, 2009 года, на российскую экономику;
4) выявить пути преодоления кризиса российской экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЦИКЛИЧНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ…………………………………………………..6
1.1 Основные теории цикличности экономики………………………………6
1.2 Причины цикличного развития экономики……………………………...8
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ФАЗЫ КРИЗИСА……………………….14
2.1 Характеристика цикла……………………………………………………...14
2.2 Фазы цикла…………………………………………………………………16
2.2.1 Кризис……………………………………………………………………..16
2.2.2 Депрессия………………………………………………………………….18
2.2.3 Оживлеие…………………………………………………………………19
2.2.4 Подъем……………………………………………………………………20
Глава 3. ИСТИННЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА 2009……………………………………..22
3.1 Предпосылки кризиса российской экономики 90-х годов ХХ века……22
3.2. Государственное антициклическое регулирование и меры для выхода на первые позиции после кризиса………………………………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..36

Файлы: 1 файл

Курсовик ЭО.docx

— 61.55 Кб (Скачать файл)

Депрессия представляет собой фазу (более или  менее продолжительную – от полугода до 3 лет) приспособления хозяйственной  жизни к новым условиям и потребностям, фазу обретения нового равновесия. На уровне микроэкономики депрессия  представляется картиной неуверенности, беспорядочных действий. Особенно страдают торговые посредники, биржевые агенты, которым общая обстановка кажется  хуже, чем она есть на самом деле.

Итак, спад прекратился, но тенденция к росту  еще не наметилась. Производство осуществляется на суженной базе, но началось рассасывание товарных запасов. Доверие предпринимателя  к конъюктуре восстанавливается с трудом, он осматривается, не рискуя еще вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. При классическом варианте эта фаза характеризуется падением нормы процента до самого низкого уровня в пределах данного цикла.

 

2.2.3 Оживление

Следующая фаза – оживление – сопровождается:

- некоторым  повышением потребительского спроса,

- незначительным  повышением уровня производства,

- начинаются  капиталовложения предприятий в  оборудование и здания,

- цены  на сырье и материалы повышаются,

- сокращается  безработица,

- постепенно  начинают повышаться цены на  товары и услуги

- растет  ссудный процент.

- начинают  расти цены на акции.

Оживление, фаза восстановления, когда деловой  мир отваживается на первые шаги вперед и обнаруживает, что они вполне оправданы. Оживление охватывает прежде всего отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Условно говоря, оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается чистый рост. Наметившееся оживление охватывает все большее количество отраслей, втягивая в новый виток спирали новые капиталы.

 

2.2.4 Подъем

Подъем (бум) – фаза, при которой «рысь  переходит в галоп», ускорение  экономического развития обнаруживается в волнах нововведений, возникновении  массы новых товаров и новых  предприятий, в стремительном росте  капиталовложений, курсов акций и  других ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты. Все производят и торгуют с прибылью.

Процветание может характеризоваться устойчиво  высоким спросом, большим количеством  рабочих мест и повышением уровня жизни. Или оно может быть отмечено быстрым инфляционным скачком цен  и спекуляции, на смену которым  приходит очередной спад.

Подъем  зачастую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит  достигнутый в предыдущем цикле. Лихорадочно растут цены. Безработица  сокращается до минимальных размеров при одновременном существенном росте заработной платы. Резко возрастает спрос на продукцию отраслей, определяющих тенденции в движении научно-технического прогресса. В связи с расширением  масштабов производства инвестиционных товаров значительно возрастает спрос на сырьевые ресурсы, и цены на них тоже растут. На фазе подъема  усиливаются диспропорции, заложенные на фазе оживления.

Вместе  с тем, нарастает напряженность  банковских балансов, увеличиваются  товарные запасы. Экономика подходит к следующему витку. Подъем, выводящий  экономику на новый уровень в  ее поступательном развитии, заканчивается  «новой бездной краха».

Неправильным  было бы также полагать, что между  потрясениями, то есть фазах оживления и подъема, деловой мир напоминает море в ясную погоду. Нет, на нем довольно часты волнения, «барашки» в виде частичных, малых, промежуточных спадов. Современные экономические циклы существенно отличаются от циклов XIX и первой половины XX века. Общие закономерности находят все менее видимое проявление. Некоторые фазы экономического цикла претерпевают значительные метаморфозы, а то и исчезают вовсе.

Во второй половине XX века обнаруживается тенденция  к относительному ослаблению циклических  колебаний. Вместе с ослаблением  кризисов наблюдается их учащение и  явное нарушение классического  цикла, выпадение некоторых фаз. Современные кризисы, происходящие на фоне инфляции, не сопровождаются, как  это было раньше, падением цен.

 

 

3. Истинные причины возникновения  мирового экономического кризиса  2009

 

3.1 Предпосылки кризиса российской экономики 90-х годов ХХ века

 

К концу  XX века наметился прогресс жизненного уровня, так называемого среднего класса экономически развитых государств. Страны, которые поддерживали советский режим, существенно отставали в уровне экономического развития. Всё это заметно отразилось на системе ценностей, и если ещё в начале XX века правительства большинства европейских стран с опаской говорили о том, что «по Европе бродит призрак коммунизма», то к концу века с этим призраком было покончено окончательно. Уровень жизни большинства рабочих и крестьян в экономически развитых странах значительно вырос, и они получили свободный доступ к необходимым общественным благам. Совсем иная наблюдалась картина в странах так называемого социалистического лагеря. В этих странах, в том числе и в СССР, к концу XX века экономика, которая не была приспособлена к внедрению плодов научно-технического прогресса, стала существенно отставать от экономики стран капиталистического лагеря. Именно научно-техническая революция способствовала тому прогрессу, который наблюдался в индустриально развитых странах. Постепенно, к концу XX века наша экономика стала переориентироваться на сырьё. Добыча нефти и газа – вот что приносило огромные доходы в бюджет. Не имея возможности оживить производство (то оборудование, на котором работали наши предприятия в конце 90-х годов, было морально устаревшим и необходимы было провести полную модернизацию производства) правительство СССР стало увлекаться игрой на нефтяных биржах. Вся военная стратегия СССР была также направлена на страны, в которых добывалась нефть. Вступая с аппозиционными правительствами этих стран в союз, Советский Союз мог ограничивать продажу нефти и держать уровень цен на неё на достаточно высоком уровне, который позволял получать высокие доходы в бюджет страны. Получаемые таким образом доходы необходимо было инвестировать в экономику, но этого не делалось. Большая часть денежных средств направлялось на международную политику и на поддержание военно-космической мощи страны. Ситуация с высокими ценами на нефть не устраивала многие индустриально развитые страны, особенно США. Штаты выступали главным противником против СССР в борьбе за распространение влияния на нефтяных мировых рынках. Эта борьба продолжается и сейчас, и именно нефть является главной причиной нестабильной ситуации на Ближнем Востоке. Точку назревающему экономическому кризису поставила Перестройка. Сейчас трудно говорить о том, кто был её инициатором, но судя по её результатам, в выигрышном положении оказались все кроме России. Россия с конца 80-х годов стала превращаться в сырьевую базу и в не насыщаемый рынок сбыта импортной продукции. Начало перестройки было непосредственно вызвано тем, что по времени совпали внутренние и внешние факторы, выявившие негодность советской системы. Внешним фактором перестройки явилась рейгановская программа стратегической оборонной инициативы (СОИ). В начале 80-х гг. стало ясно, что СССР впервые за всю свою историю утратил конкурентоспособность в той сфере, в которой он раньше мог успешно соперничать с Западом, - в сфере военных технологий. Превосходство Запада в способе производства, производственных отношениях, личных правах и свободах человека воплотилось в военно-технологическом превосходстве над СССР. Экономическая база Советского Союза перестала соответствовать его положению мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Нельзя отрицать тот факт, что советское общество 80-х годов по уровню промышленного развития, урбанизации, производству основных видов промышленной продукции, характеру технологий и труда на большинстве предприятий, несмотря на огромную долю ручного труда в разных сферах хозяйства (40% и более), в целом было обществом индустриальным. Но следует понимать, что основная часть производства базировалась на морально устаревшем оборудовании и было не эффективным. Другой предпосылкой кризиса экономики СССР было повсеместное внеэкономическое принуждение к труду, что соответствовало ранним, феодальным стадиям развития общества. Жёсткой была система контроля за поведением людей (прописка, наборы на работу по лимиту, ведомственное распределение жилья и прочие признаки феодально-крепостнического строя). На фоне низкого уровня развития общества экономика не могла дальше развиваться. Во второй половине 80-х годов кризис индустриальной модели приобрел открытый характер. Начиная с 1988 года, при сложившейся производственно-технологической структуре уже было невозможно поддерживать сбалансированный обмен ресурсами между энергосырьевым сектором, гражданским производством для конечного потребителя и военно-промышленным комплексом без увеличения внешней задолженности и сокращения непроизводственного потребления. Импульс «ускорения» 1986-1987 годов вызвал пренебрежение к производству энергии, сырья и конструкционных материалов. В 1988 г. оно привело к сокращению выпуска базовых ресурсов. Ответной реакцией экономики стало быстрое накопление запасов во всех ее секторах, включая и домашние хозяйства. Индустрия в 1988-1990 годах начала работать «на склад» при уменьшающемся объеме конечного потребления производственных ресурсов. После принятия в 1987 году закона о государственном предприятии центр хозяйственной власти начал смещаться от ведомств к предприятиям и объединениям. Полученное производителями право самостоятельно формировать годовые планы в рамках пятилетних заданий и нормативов хотя и было нейтрализовано принудительностью госзаказа, ослабило власть центральных хозяйственных органов. И все же единственная реальная свобода, которую получили госпредприятия - это право самостоятельно устанавливать «договорные» (монопольные) цены на часть своей продукции и определять уровень заработной платы. Произошла своеобразная «революция доходов» предприятий. Фактически доходы стали выходить из-под административного контроля, а рыночного контроля за ними не было. Уменьшилось влияние банков на капитальное строительство, и всю деятельность предприятий (удельный вес инвестиций, финансирующих за счет собственных средств предприятий и организаций, составил в 1986 г. 3,1%, в 1988 г. – 40%, в 1989 г. – 51%). Все это наложилось на необоснованный рост социальных расходов государства вместе с продолжающейся практикой щедрого финансирования инвестиций в военно-промышленный комплекс. Хозрасчетное самофинансирование стало макроэкономической основой усиления структурного кризиса и отставания в модернизации экономики. Можно отметить два «сопутствующих» результата этого кризиса.

Во-первых, своеобразным отражением «роста эффективности» в 1988-1989 годах стал валютный кризис, в который страна вступила уже  в 90-е годы. К началу 1991 года внешний  долг достиг, по разным оценкам, 60-65 млрд. долларов (1987 г. – 39 млрд.), а платежи  по его обслуживанию - 23% экспорта в  СКВ.

Во-вторых, образовался мощный накопленный  потенциал глобального спада  производства, который уже стал практически  неизбежным. Его черед наступил в 1991 году, когда темп сокращения ВВП  по сравнению с предыдущим годом  утроился. Столь резкое (10%) падение  производства было вызвано несколькими  факторами, однако решающую роль сыграл «внешнеторговый шок». Снижение экспортного  потенциала и рост внешнего долга  заставили сократить импорт на 48%. Это привело к спаду в машиностроении, химии и производстве потребительских  товаров на 8-4 процентных пункта, а  в целом ресурсы для конечного  потребления (включая импорт готовых  изделий) сократились из-за уменьшения импорта на 8 процентных пунктов. Ускорение  спада производства из-за структурного кризиса индустриальной модели переплелось  с отчаянной борьбой за власть или, по крайней мере, за влияние  на нее между группировками государственной  и промышленной бюрократии, мафиозными кланами и мощными социально-профессиональными группами (шахтеры, нефтяники). Кризис подогревал политическую борьбу, политическая борьба усугубляла кризис. Распад СССР явился своего рода кульминационной вехой в его развитии: после 1991 году один большой структурный кризис распался на пятнадцать маленьких, каждый из которых, тем не менее, не стал менее острым, а решение проблемы модернизации – более легким для каждой из ставших самостоятельными республик Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Государственное антициклическое регулирование и меры для выхода на первые позиции после кризиса

 

Существуют  различные взгляды на причины  циклических колебаний, однако несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.

В зависимости  от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления  по-разному решают проблемы сглаживания  циклических колебаний, по- разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее  внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано  с увеличением или уменьшением  расходов государства) и налоговой  политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния  экономики).

Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному  решается проблема участия государства  в происходящих процессах – в  политике регулирования экономики  в целом и в области сглаживания  циклических колебаний.

Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями  того факта, что, во-первых, государство  в состоянии сглаживать циклические  колебания, и, во-вторых, государство  должно это осуществлять в целях  достижения и поддержания экономической  стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада  все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области  налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При  этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных  расходов, которые рассматриваются  как стимулятор накопления. Налоговые  мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут  к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных  с этим болезненных явлений в  хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные  мероприятия в области налогово-бюджетной  и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная  политика такого периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  в области проведения амортизационной  политики. Именно на налогово-бюджетную  политику ориентируются теоретики  кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к  сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете к некоторому спаду экономической активности. В общем и целом о политике, которую должно проводить государство в целях сглаживания циклических колебаний, можно сказать, что в период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева» экономики стремится сдерживать деловую активность.

Есть  все основания полагать, что экономика  России после кризиса начнет активно  развиваться и выйдет на первые позиции  в мире, но для этого правительство  должно принять ряд мер, среди  которых можно выделить следующие:

1) Банки  должны отказаться от высоко  рисковых кредитных операций. Условия  получения кредитов должны быть  приведены в соответствие. Кредиты  должны выдаваться только тем  заёмщикам, которые в состоянии  их погасить. Снижение уровня  кредитных рисков приведёт к  снижению процентной ставки по  кредиту. 

2) Должна  быть создана единая система  учёта заёмщиков. Нельзя допускать  получение кредитов одними и  теми же заёмщиками в разных  банках, если они уже перегружены  кредитами. Кроме этого, необходимо  вернуться к практике документального  подтверждения доходов заёмщиков,  а крупные суммы выдавать только  под обеспечение (поручительство, залог и др.).

3) После  приведения условий получения  кредитов в соответствие, необходимо  возобновить массовое кредитование  населения и юридических лиц.  Здесь необходима государственная  поддержка банков, так как нельзя  допустить повышение роста процентной  ставки из-за роста уровня кредитных  рисков. Начало кредитования станет  началом на пути выхода из  кризиса. Вливание инвестиций  возобновит рост производства.

4) Конъюнктура  рынка сильно изменилась. В торговом  обороте больше не будут принимать  участие неплатёжеспособные заёмщики, так как их доступ к кредитам  закрыт. Этот факт необходимо  учитывать при планировании объёмов  производства. Восстановить прежний  уровень ВВП будет возможно  лишь через несколько лет, когда  уровень жизни населения России  реально повысится за счёт  роста реальных доходов, а не  за счёт выдачи необеспеченных  кредитов.

5) Необходимо  продолжать развитие перерабатывающего  сектора экономика и уходить  от нефтяной зависимости. Перечисленные  меры не являются исчерпывающими. Невозможно охватить все стороны экономического кризиса и выработать идеальный план выхода из него. Меры выхода из кризиса должны постоянно корректироваться с учётом новых обстоятельств.

 

 

Заключение

 

Проблема  цикличности экономики за более  чем вековую историю её существования  стала средоточием для исследования многих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на развитие и  функционирование системы мирового и национального хозяйства. Выявление  причин долгосрочных колебаний социально- экономического развития приобрело  исключительно важное значение как способ предотвращения тех негативных влияний, которые влекут за собой периоды спады и рецессии в хозяйственной жизни страны.

Информация о работе Сущность, причины, последствия экономических кризисов