Сущность, значение экономического анализа? Какие существенные признаки отличают финансовый и управленческий анализ?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 12:20, контрольная работа

Описание работы

1 Сущность экономического анализа
2 Значение и цели экономического анализа
3 Существенные классификационные признаки, которые отличают финансовый и управленческий анализ
4 Таблица характеристик
Задача №1

Файлы: 1 файл

экономический анализ.docx

— 45.83 Кб (Скачать файл)

В процессе сравнения фактических показателей отчетности с данными предыдущих периодов уже на этапе планирования аналитического исследования следует определить области потенциальных рисков. Речь идет о счетах и хозяйственных операциях, которым следует уделить наибольшее внимание в связи с наличием необычных отклонений. Наиболее распространенными методами выявления областей потенциальных рисков являются: простое сравнение статей бухгалтерского баланса и анализ их резких изменений; анализ изменений статей в сравнении с изменениями других статей. В этом случае область потенциального риска выявляется тогда, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя. При этом следует убедиться в идентичности применяемых экономическим субъектом методик ведения бухгалтерского учета в сравниваемых периодах. 

 

1.3 Существенные классификационные признаки, которые отличают финансовый и управленческий анализ.

 

Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий.

Почти вся информация для экономического анализа, получается посредством бухгалтерского учета. Его составными частями являются: финансовый учет, который предоставляет информацию для финансового анализа, и управленческий учет, поставляющий информацию для технико-экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно таким категориям пользователей, которые не управляют организацией непосредственно, но их интересует, насколько успешна ее деятельность (банки, поставщики, держатели облигаций, инвесторы, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др.). Известная ограниченность финансового анализа объясняется содержанием финансовой отчетности, на данных которой он основан:

- во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события,

- во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей означает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности. 

Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового и позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистам определенных категорий).

Существенные классификационные признаки, которые отличают финансовый и управленческий анализ, приведены в таблице 1.4.

1.4 Таблица. Значимые характеристики видов экономического анализа.

Классификационный признак

Финансовый анализ

Управленческий анализ

Для внешних пользователей

Для внутренних пользователей

Цель

Оценка финансового состояния и финансовой состоятельности

Экономическое обоснование управленческих решений

Объект

Организация в целом и по видам деятельности

Организация в целом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности

Исполнители

Аналитики и менеджеры заинтересованных контрагентов и самой организации

Аналитики и менеджеры самой организации

Информационная база

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей

Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной

Систематизированность

Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности)

Не обязательно систематизированный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности)

Измерители

Преимущественно стоимостные

Стоимостные, натуральные, трудовые

Методы

Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный и др.

Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др.

Вид

Внешний ретроспективный

Внутренний ретроспективный, оперативный и стратегический (перспективный)

Надежность

Преимущественно субъективен

Преимущественно объективен

Область принятия решения

За пределами организации, во внешней бизнес-среде

Менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде


 

 

Управленческий анализ – это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:

- качественная оценка достоверности и полноты используемой информации;

- аналитическая интерпретация информации, имеющейся в финансовой, управленческой, статистической, производственной отчетности для получения достоверных выводов с позиций основных групп пользователей;

- оценка показателей и параметров издержек, доходов и финансовых результатов для обоснования управленческих решений;

- мониторинг развития деятельности для выявления неиспользованных возможностей повышения конкурентоустойчивости организации.

От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат - прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.

Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д.

Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный, оперативный и перспективный – каждому из которых свойственно решение собственных задач. Два первых направления (ретроспективный и оперативный анализ) были свойственны внутреннему анализу в условиях плановой экономики. Необходимость проведения перспективного анализа, возникшая с переходом российских организаций на рыночные условия хозяйствования, переводит внутренний анализ в новое качество, доводя его до уровня управленческого анализа. В то время как ретроспективный анализ отвечает на вопрос: «Как это было?», прерогативой перспективного управленческого анализа является поиск ответа на вопрос: «Что будет, если?». В рамках перспективного анализа следует выделить краткосрочный и стратегический подвиды, имеющие собственные цели и методы.

Особенности управленческого анализа:

- комплексное изучение всех сторон деятельности организации;

- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений в организации;

- использование всех доступных источников информации;

- ориентация результатов анализа на руководство организации;

- отсутствие регламентации с внешней стороны;

- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны;

- границы информационного инструментария анализа простираются практически на все стороны хозяйственной жизни;

- методическое обеспечение аналитических процедур включает современные рыночные инструменты, апробированные в практике зарубежных и отечественных аналитиков;

- управленческий анализ в основном носит прогнозный характер, направлен на оценку деятельности коммерческой организации в будущем;

- аналитические процедуры нацелены на оценку бизнес-деятельности, обоснование оптимальных управленческих решений на основе выявления неиспользованных возможностей.

Объектом управленческого анализа являются хозяйствующие субъекты экономики.

Субъект управленческого анализа – это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.

Предмет управленческого анализа – это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.

Основная цель управленческого анализа – это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.

Проведение управленческого анализа предприятия любой отрасли народного хозяйства позволяет:

- оценить место предприятия на рынке данного товара;

- проанализировать ресурсные возможности увеличения объема производства и продаж за счет лучшего использования основных факторов производства: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов;

- оценить возможные результаты производства и реализации продукции и пути их ускорения;

- принимать решения по ассортименту и качеству продукции, запуску в производство новых ее образцов;

- выработать стратегию управления затратами в организации;

- определить стратегию ценообразования;

- анализировать взаимосвязь объема продаж, затрат и прибыли с целью управления безубыточностью производства.

По своему содержанию экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и (или) обоснование фактов хозяйственной жизни, и систематизировать возможные варианты действий.

Такое содержание анализа хозяйственной деятельности объясняется ролью и функциями, которые он выполняет в системе управления предприятием, занимая одно из центральных мест.

Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по подготовке информационно-аналитической базы для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача №1.

 

 Затраты на сырье и материалы во втором квартале года по сравнению с первым возросли на 20% и был изменен объем производства и реализации продукции. Прочие составляющие переменных издержек производства, приходящиеся на единицу продукции, остались неизменными, удельные совокупные издержки выросли на 20 000 руб.; общие постоянные расходы не изменились. В первом квартале удельные совокупные издержки производства составляли 98 000 руб., а удельные постоянные издержки – 30 000 руб. Доля затрат на сырье и материалы в структуре себестоимости в первом квартале составляла 60%.Определите на сколько процентов был изменен процент производства.

Решение:

1.Определяем удельные  переменные издержки в квартале I:

VI = SI – CI = 98 000 руб. – 30 000 = 68 000 руб.

2.Затраты на сырье и  материалы, приходящиеся на единицу  продукции, в квартале I:

VМI = 0,6 VI = 0,6 * 68 000 руб. = 40 800 руб.

3.Затраты на сырье и  материалы, приходящиеся на единицу  продукции, в квартале II:

VМII = 1,2 VМI = 1,2 * 40 800 руб. = 48 960 руб.

4.Прирост затрат на  сырье и материалы в квартале II по сравнению с кварталом I:

∆VМ = VМII - VМI = 48 960 руб. – 40 800 руб. = 8 160 руб.

5.Так как по условию  прочие составляющие удельных  переменных издержек не менялись, то удельные переменные издержки  в квартале II составят:

VII = VI + ∆VМ = 68 000 руб. + 8 160 руб. = 76 160 руб.

6.По условию удельные  совокупные издержки в квартале II по сравнению с кварталом I возросли  на 20 000 руб. и составили:

SII = SI + 20 000 руб. = 98 000 руб. + 20 000 руб. = 118 000 руб.

7.Теперь можно рассчитать  удельные постоянные издержки  в квартале II:

CII = SII - VII = 118 000 руб. – 76 160 руб. = 41 840 руб.

8.Общие постоянные издержки  в квартале I:

СI = 30 000 QI,

а во II квартале:

СII = 41 840 QII,

ОТСЮДА QII = 41 840 ≈ 1,40.

                 QI     30 000

Следовательно, объем производства во втором квартале по сравнению с первым увеличился на 40%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В., Малеева, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 529 с.;

2. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., искр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 330 с.;

3. Толпегина О.А. Экономический анализ: Учебный курс (учебно-методический комплекс) – режим доступа: http://www.e-college.ru.

4. Шеремет А.Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.-М.: ИПБ-БИНФА, 2003. — С. 77.

 

 

 

 


Информация о работе Сущность, значение экономического анализа? Какие существенные признаки отличают финансовый и управленческий анализ?