Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 20:52, реферат
Экономика России может развиваться только при реформировании и технологическом переоснащении хозяйственного комплекса страны на основе эффективных инновационных процессов. Для этого нужны гарантии и благоприятные правовые условия, обеспечивающие эффективность привлекаемых инвестиций, Города , муниципальные образования ищут и находят пути самостоятельного зарабатывания средств для решения социальных и экономических проблем. Города становятся предпринимателями в полном смысле этого слова и в первую очередь заинтересованы в инвестициях. Однако собственных сил у них недостаточно , а со стороны органов государственной власти города очень часто достаточного понимания не находят.
-отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;
-наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).
Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн.т. Порт Восточный занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно перерабатывается до 400 тысяч
контейнеров. После реконструкции порт будет иметь до 60 причалов , способных
перерабатывать более 40 млн. т грузов в год. На очереди сооружение мощного
угольного терминала, комплекса по переработке 4 млн. т импортного зерна. Получен
кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн. долл. На возведение причала для экспорта
3 млн. т удобрений.
По оценкам, поток грузов
возрастет на 8 млн. т., а ежегодный доход составит 5 млрд. долл.
В СЭЗ зарегистрировано несколько сот предприятий с иностранными инвестициями - более половины всех образованных на Дальнем Востоке. По данным , кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га - от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.
Балтийский "Янтарь"
Согласно положению о СЭЗ "Янтарь", принятому в сентябре 1991 года, с которого началась история свободной зоны в Калининградской области. Целями создания СЭЗ были ускорение решения задач социально - экономического развития Калининградской области, повышение жизненного уровня населения области на основе развития торгово-экономическо и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, потенциала предприятий для увеличения экспортных возможностей региона, развития производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Свободная экономическая зона создавалась в пределах всей Калининградской области с прилегающими к ней районами континентального шельфа , за исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для России.
Главные отличительные черты рассматриваемой зоны:
-выгодное экономико-географическое положение на пересечении торговых путей между Евразией и Европой, наличие незамерзающего морского порта;
-уникальные залежи янтаря (до 90% мировых запасов);
- изолированность области от остальной территории России границами других
государств, что повышает транспортные расходы и одновременно увеличивает
политические риски хозяйственной деятельности в регионе;
-использование для военных нужд значительной части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.
Таким образом , две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие
СЭЗ России имеют много сходного как в преимуществах (в основном, обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы выше) здесь добавляются высокие транспортные издержки, связанные: для Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калининграда - с "оторванностью" региона от остальной российской территории.
Вновь следует подчеркнуть , что без комплексного подхода к решению указанных
проблем будущее рассмотренных регионов как настоящих СЭЗ представляется весьма туманным. Если же будет сохранен только их формальный статус "свободных зон", через некоторое время они могут остаться лишь пунктами перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает подтверждаться уже сегодня более чем 6-кратным ростом преступности в этих городах ).
Краснодарские СЭЗ
Город Краснодар , как и ряд других городов юга России с геополитической и экономической точек зрения являются уникальными территориями для создания многофункциональных специальных экономических зон различной направленности, имея в своём наличии все необходимые реалии и предпосылки. При этом следует особо выделить , что в создании СЭЗ в городе Красноярске заинтересованы не только местные власти, но и предпринимательские структуры ввиду наличия:
-развитого транспортно - экспедиционного о комплекса ( порты , железная дорога, аэропорты, автодороги);
-единственного в стране горно - приморского курортно - туристического комплекса;
-системы промышленных предприятий , нефтеперерабатывающих заводов, высоких потенциальных запасов нефти;
-своеобразного
и уникального
-профессиональной высококвалифицированной рабочей силы , способной обслуживать высокотехнологичные производства и новейшее оборудование;
-высокого научного потенциала. Обработка моделей эффективных СЭЗ в городах Юга России на основе принципов "Устойчивого развития", принятых Международным Экологическим Форумом "Рио-92" , позволит снять проблемы экологической безопасности в Краснодаре.
Перечень свободных экономических зон федерального значения,
созданных на территории РФ за 1990-1999 г.г.
Субъект РФ |
Название СЭЗ |
Дата образования |
Вид нормативного акта | |
1. |
Приморский край |
“Находка” |
14.07.1990 |
Постановление Верховного Совета РСФСР |
2. |
Читинская область |
“Даурия” |
25.05.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
3. |
Сахалинская область |
“Сахалин” |
27.05.1991 |
Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР |
4. |
Калининградская область |
“Янтарь” |
05.06.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР* |
5. |
Алтайский край |
“Алтай” |
07.06.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
6. |
Еврейская АО |
“Ева” |
07.06.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
7. |
Санкт-Петербург |
“ЛЗСП” |
11.06.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
8. |
Кемеровская область |
“Кузбасс” |
07.07.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
9. |
Ленинградская область |
“Выборг” |
07.07.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
10. |
Новгородская область |
“Садко” |
07.07.1991 |
Постановление Совета Министров РСФСР |
11. |
Ингушетия** |
“Ингушетия” |
19.06.1994 |
Постановление Правительства РФ |
12. |
Кабардино-Балкария |
“Кабардино-Балкария” |
22.03.1995 |
Постановление Правительства РФ |
13. |
Магаданская область |
— |
31.05.1999 |
Федеральный закон |
* - в 1996 г. принят федеральный закон “Об особой экономической зоне в Калининградской области” (от 22.01.1996)
** - в 1997 г. Постановлением Правительства РФ N 821 от 03.07.97. действие зоны экономического благоприятствования в Республике “Ингушетия” было прекращено