Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 20:07, курсовая работа
Цель данной работы – дать определение теневой экономике, выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
Выявить формы теневых операций.
Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
2.3 Производство и реализация спиртных напитков
Состояние отечественного рынка крепких спиртных напитков характеризуется сокращением объемов собственного производства ликероводочных изделий (порядка трети потребляемых крепких спиртных напитков), увеличением доли продукции низкого качества, в том числе фальсифицированной и опасной для потребления, ростом неучтенного и подпольного производства алкоголя и его контрабанды.
По имеющимся данным подтверждается вывод о том, что основная доля неучтенного алкоголя производится на предприятиях, имеющих соответствующие лицензии, но отражающих в отчетности только меньшую часть своих объемов производства. Непоказанная или "теневая" часть производства никакими налогами не облагается, расчеты за нее осуществляются наличными деньгами.
Введение налоговых постов на спирто - производящих предприятиях резко сократило количество покупателей спирта, многие из которых не состояли на налоговом учете, использовали поддельные печати существующих структур или использовали фиктивные документы на получение спирта этилового.
Массовый контроль за поступлением
и реализацией крупных партий
алкогольной продукции, создание специальных
постов и другие подобные меры носят
в большей степени
В целях предотвращения нелегального производства и реализации на территории Российской Федерации алкогольной продукции и обеспечения полноты сбора налогов введен порядок обязательной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность ее производства.
В то же время
на рынке получило обращение большое
количество поддельных марок, что сводит
на нет усилия по контролю за количеством
выпускаемой алкогольной
2.4 Коррупция в России и причины
ухода малых предприятий в тень
Коррупционные процессы широко проникли в среду должностных лиц управленческих структур, формирующих экономическую политику и располагающих возможностью ее корректировки. Нередко важные решения в сфере экономики, в том числе касающиеся вопросов перераспределения собственности, движения капиталов, использования бюджетных средств, выделения крупных кредитов и льгот, лицензирования, инвестирования, готовятся и принимаются в обход установленного порядка. Подобные действия, как правило, подчинены интересам узкого круга лиц, организаций, фирм и т.п., зачастую связанных с криминальными структурами и преследующих корыстные цели.
Коррупция тесно связана с организованной преступностью, целенаправленно стимулируется и провоцируется ею. Организованные преступные структуры, используя коррупционные связи, под "крышей" коммерческих организаций "перекачивают" государственное имущество в коммерческие структуры, получая из госбюджета незаконные кредиты и субсидии, занижая реальную стоимость государственной собственности в процессе приватизации, присваивая валютную выручку от реализации за рубежом энергоносителей и других товарно-сырьевых ресурсов. Кроме того, они принуждают должностных лиц осуществлять действия, направленные на предоставление различных необоснованных или незаконных льгот, лоббирование выгодных криминальным структурам политических, законодательных и экономических решений. Все эти действия фактически направлены на стимулирование теневой экономики, поскольку только она может обеспечить финансирование коррумпированных чиновников.
Учитывая это, коррупционную связь следует рассматривать как одну из основных форм влияния организованной преступности на органы власти и одновременно как неотъемлемую составляющую теневой экономики.
По разным оценкам на подкуп представителей государственного аппарата криминальные и коммерческие структуры тратят от 20 до 50 % своей прибыли. Эти средства также наполняют капиталы теневой экономики.
При непосредственном участии коррумпированных
госслужащих происходит крупномасштабное
нецелевое использование
Остро стоит проблема коррупции в правоохранительных органах и вооруженных силах. Имеют место многочисленные факты злоупотребления служебным положением, содействие за взятки в прекращении уголовных дел, сращивание с криминальными структурами, противоправное участие в предпринимательской деятельности, в том числе в незаконном оружейном бизнесе и контрабандных сделках.
По отношению к предпринимателю сегодняшняя экономическая политика выражена очень просто: "Мы тебя будем давить, а ты выживай, как хочешь". Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.
Основными причинами ухода малых предприятий в "теневую
экономику" являются: жесткий налоговый
прессинг, возможность альтернативных
расчетов (наличные, бартер и др.), административный
характер арендных отношений (неразвитость
рынка недвижимости), административно-
Субъекты малого предпринимательства,
участвующие в теневой
Ситуация с
материальным положением основной массы
населения в России складывается
совершенно по-иному, чем диктуется
правилами рыночного хозяйствов
Вопрос о
бедности - это и вопрос о минимальной
заработной плате, соотношении последней
с прожиточным минимумом. Если в
1990 году она составляла 80 руб., в полтора
раза превышая его, то с 1992 года она
в четыре-пять раз меньше прожиточного
минимума. Это означает, что минимальная
заработная плата утратила роль важнейшей
социальной гарантии.
Бедность усугубляется задержками с выплатой
заработной платы, пенсий, пособий. Неплатежи
как массовое явление - нонсенс для рыночной
экономики, и для решения этой проблемы
нужны, конечно, экстренные меры правового
и административного характера (о чем
в последнее время настойчиво говорят
высшие должностные лица). Но дело не только
в этом. Нельзя всю вину за неплатежи валить
на умышленных и неумышленных неплательщиков,
хотя таковых и немало. Корни проблемы
гораздо глубже: само государство - неплательщик,
прибегающий к неплатежам как к средству
подавления инфляции. К тому же большинство
предприятий "лежит" (в том числе
из-за неоплаты государством своих заказов),
и у них просто нет средств для выплаты
заработной платы и осуществления других
платежей. И если их заставить погасить
задолженность, они просто лишатся остатков
оборотных средств и... остановятся окончательно.
Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, государство раз и навсегда должно отказаться от задержек с оплатой своих долгов как средства борьбы с инфляцией. Во-вторых, проблема неплатежей в народном хозяйстве не будет решена до тех пор, пока политика подавления отечественного производства не сменится политикой его стимулирования. Резюме анализа причин расширенного воспроизводства "теневого" хозяйствования в России: в облике российской экономики все явственнее проступают черты, характерные для так называемой латиноамериканской модели. Последняя предполагает наличие одного мощного финансового или связанного с природными богатствами источника валютных поступлений; формирование из тех, кто причастен к данному источнику, узкого слоя сверхбогатой элиты, которая служит опорой власти и срастается с ней; удержание основной массы населения в состоянии малой обеспеченности. Следствием всего этого и является особая роль "теневой" экономики.
ГЛАВА 3
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении теневой экономики. Доктор экономических наук, руководитель Фонда социально-экономических исследований "Перспективные технологии" В.О. Исправ-ников в своей статье "Как вывести капиталы из "тени"" предлагает следующее.
Во-первых, сегодня в отряд теневиков переходят не только сугубо криминальные, но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами, замученные постоянной сменой "правил экономической игры". Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?
Во-вторых, в теневой экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, лишь в чулках у населения России находится до 70млрд. долл. - это примерно три сегодняшних госбюджета, да за границу за годы реформы ушло до 300млрд. долл. Вместе с тем только "челноками" в последние годы импортируется товаров в объеме ежегодного нефтяного экспорта страны. Происходят это в условиях разразившегося кризиса капиталовложений, когда инвестиционная деятельность неуклонно приближается к точке полного затухания. Необходимо выработать стратегию привлечения этих ресурсов на нужды экономического роста.
Формируя концептуальную основу линии в отношении теневой экономики, следует иметь в виду три обстоятельства.
Во-первых, возврат
к монополии государственной
собственности и
Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей.
В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу интеграции на здоровой основе теневой и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.
В целях создания и поддержания благоприятной хозяйственно-правовой среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего, это относится к налоговому режиму.
Представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и более.
Согласно же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.
Также предстоит
разработать и реализовать
А главное, конечно
же, создать благоприятное
Информация о работе Теневая экономика, её особенности в России