Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать определение теневой экономике, изучить ее структуру, оценить масштабы теневой экономики в России и в мире, а также рассмотреть основные методы борьбы с теневой экономической деятельностью.

Файлы: 1 файл

33_kursovaya.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Еще один критерий — юридический статус, который позволяет выделить экономические субъекты как зарегистрированные, включенные в официальный реестр, но имеющие скрытое производство, так и незарегистрированные, к которым относят: физических лиц, производящих товары или оказывающих услуги домашним хозяйствам и предприятиям за плату наличными деньгами или натурой, но не зарегистрированных как предпринимателей; лиц, оказывающих платные домашние и другие услуги населению (уборка, стирка, репетиторство и др.); «подпольные предприятия», производящие легальные товары и услуги, но не числящиеся в учете и практически не поддающиеся непосредственному статистическому наблюдению.

«Теневую» экономику можно рассматривать  на микро- (на предприятии, в учреждении, в организации) , мезо- (в отраслевом разрезе), макро- (в рамках национальной экономики) и мегауровнях (международная/мировая экономика). Лидирующее положение в мировой «теневой» экономике занимают финансовые экономические преступления в банковской и корпоративной сферах, наркобизнес, проституция, торговля «живым товаром», порнобизнес, нелегальная торговля оружием, «отмывание грязных денег», коррупция. Так, например, предметом обсуждений на международных встречах стала такая сложная и серьезная проблема, как коррупция, которая в конце XX века международным сообществом была объявлена «глобальной проблемой». Общественная некоммерческая организация «Transparency International» проведя социологический опрос бизнесменов, аналитиков рынка и обычных граждан, разработала «индекс восприятия коррупции» (ИВК), значение которого колеблется от 10 (коррупция практически отсутствует) до 0 (очень высокий уровень коррупции). Этот индекс был присвоен 180 странам, оценка некоторых из них приведена в таблице:

 

«Индекс восприятия коррупции за 2008 год»

№ н/п

Страна

ИВК

№ п/п

Страна

ИВК

1

Финляндия

9,0

11

Россия

2,1

2

Исландия

8,9

12

Азербайджан

1,9

3

Дания

9,3

13

Камерун

2,3

4

Новая Зеландия

9,3

14

Грузия

3,9

5

Сингапур

9,2

15

Таджикистан

2,0

6

Швеция

9,0

16

Мьянма

1,3

7

Нидерланды

8,9

17

Парагвай

2,4

8

Австралия

8,7

18

Гаити

1,5

9

Норвегия

7,9

19

Нигерия

2,7

10

Швейцария

9,0

20

Бангладеш

2,1




 

 

Коррупция — 

1)сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также подкуп и продажность общественных и политических деятелей;

2) обобщенное наименование преступлений, состоящих в использовании 
должностными лицами, политическими и общественными деятелями прав, связанных со служебной деятельностью, в целях личного обогащения в ущерб государству и обществу, а также отдельным лицам. 

Взяточничество  в международной практике обычно носит скрытый характер. Доказать факт взятки очень трудно. Один из способов взяточничества — оплата услуг разного рода консультантов, агентов, посредников, а также официальных лиц за рубежом. Одни страны относят к взяточничеству все случаи дачи взятки, когда целью было извлечение выгоды или пользы для взяткодателя; другие — лишь случаи, где приманкой были деньги или собственность.

Классификация различных видов взяток в соответствии с исследованием «Разрабатываемые стандарты международной торговли и инвестиций» (США) выглядит следующим образом:

  • плата за услуги должностным лицам — вымогателям;
  • выплаты правительственным, государственным высшим должностным лицам с целью заручиться их доброй волей и обязательством создавать благоприятный режим в будущем;
  • выплаты чиновникам с целью содействовать принятию необходимого фирме (национальной или иностранной) решения, одобрения сделки или заказа.

Взятки  выплачиваются в различных формах: наличными деньгами, путем косвенных выплат, путем взносов в фонды партий и др.

 

 

К основным мотивам взяточничества относят:

  • обеспечение начала бизнеса, который в противном случае не мог бы начаться;
  • устранение конкурентов будущего предприятия;
  • облегчение доступа к государственным услугам, на которые фирмы вправе рассчитывать, но не могли их своевременно получить по прихоти чиновника;
  • уменьшение задолженности по налоговым платежам;
  • разрешение на повышение регулируемых цен;
  • вынужденная дача взяток (например, обеспечение безопасности своих работников).

В качестве причин, способствующих развитию коррупции, обычно называют:

  • несовершенство законов;
  • бюрократизацию общественной жизни, возрастание численности чиновничества;
  • организационное усложнение предпринимательства, рост числа посредников;
  • отсутствие у предпринимателей рыночной культуры в цивилизованных отношениях;
  • изменение стандартов законных требований к методам хозяйственной деятельности;
  • отсутствие или несоблюдение элементарных морально-этических норм.

Любая предпринимательская деятельность имеет своей целью систематическое  извлечение прибыли. В сфере нелегальной  предпринимательской деятельности важной представляется легализация доходов — деяние, представляемое самостоятельным преступлением в большинстве стран мира. Отмывание «грязных» денег или, как его называют юристы, «легализация доходов, полученных преступным путем», — это превращение доходов от нелегального бизнеса (проституции, торговли оружием или наркотиками) или просто таких доходов, с которых не заплачены налоги, в «чистые деньги», то есть такие деньги, которые можно было бы представить как честно заработанные, — является одним из крупнейших видов бизнеса в мире. В литературе «отмывание денег» определяется как:

  • внешнее преобразование или трансформация собственности при знании, что ее источником явилось серьезное преступление, в целях сокрытия или маскировки незаконного происхождения собственности;
  • содействие любому лицу, имеющему отношение к совершению преступления или преступлений для уклонения от законных последствий его деятельности;
  • сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, характера, перемещения прав, имеющих отношение к какой-либо собственности или владению этой собственностью, при знании, что такая собственность явилась объектом серьезного преступления.

Анализ  практики отмывания «грязных» денег  показывает, что истинно новых методов за последнее время не появилось, при отсутствии новых методов продолжаются относительные изменения в традиционных. В этом отношении зоной максимального риска остается банковская сфера, так как с ней связаны наиболее очевидные способы отмывания денег:

  • депонирование крупных денежных сумм на счета в банке с целью последующего перевода другому лицу за рубеж;
  • «смарфинг» (структурирование депозитов), предполагающий открытие депозитов на небольшие суммы;
  • открытие счетов на родственников, помощников и иных лиц;
  • использование цепочки последовательных переводов денег со счета на счет;
  • использование фиктивных компаний, инкорпорированных под другой юрисдикцией (например, в оффшорных зонах), и многое другое.

В специфических  условиях юридического запрета существует наркобизнес — производство и  распространение немедицинских психоактивных средств. Мировой размах наркобизнеса давно уже позволяет говорить о нем как об особенной экономической отрасли, где присутствуют отношения собственности, механизм формирования спроса и предложения, ценообразование и прибыль, трансакционные издержки, институциональная организация.

В наркобизнесе стратегия постоянной войны с законом требует более тесной интеграции и создания крупных экономических объединений — корпораций и картелей, в которых сосредоточиваются значительные ресурсы и появляется возможность их планируемого и координируемого использования, особенно при крупных операциях. Такие объединения нужны не для собственно производства наркотика, а для производства самой возможности производить, продавать и потреблять наркотики в условиях юридического запрета. Незначительное место собственно производства наркотиков в общеотраслевой структуре наркобизнеса хорошо видно при рассмотрении состава рыночных цен: факторы, непосредственно вовлеченные в производство наркотиков (земля, труд, капитал, предпринимательские усилия), весьма дешевы, оптовые цены страны-производителя держатся на уровне цен недорогих лекарств, розничные же цены в стране потребителя — на два порядка выше. Розничная цена наркотиков столь высока только потому, что она компенсирует реальные издержки, которые несут или рискуют понести операторы на каждом этапе движения запрещенного товара. Чем выше риск, тем выше издержки по обеспечению безопасности рыночных операций, издержки по сохранению прав собственности операторов (трансакционные издержки).

Наркобизнес по типу отраслевой структуры напоминает естественную монополию. Стабильная и надежная поставка наркотиков в условиях запрета требует больших постоянных затрат на строительство и обеспечение деятельности разветвленной инфраструктуры. Предельные издержки, связанные с поставкой дополнительных единиц наркотиков по отлаженным каналам, относительно малы. Очевидно, что относительно малые предельные издержки при огромных постоянных издержках явно указывают на экономическую неэффективность дробления отрасли на конкурирующие компании. Считается, что в наибольших масштабах «наркоденьги» целесообразно инвестировать в высокодоходные легальные сферы экономики, например в строительный бизнес или добычу и транспортировку нефти, в биржевые спекуляции.

Таким образом, рассмотренные классификационные  критерии дают возможность комплексного изучения «теневой» экономики, когда  она может анализироваться как в целом, так и по отдельным составляющим, что зависит от целей конкретного исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка масштабов теневой экономики в России и в мире

 

Теневая экономика характерна для всех типов экономических систем. Ее масштабы значительны как в развивающихся, так и развитых странах. Однако следует подчеркнуть тот факт, что в развитых странах в большей степени развит теневой сектор экономики, в то время как в развивающихся и переходных — неформальный.

Во  второй половине 1990-х гг. в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 15 % ВВП, в  странах с переходной экономикой — 23 %, в развивающихся — 39 %.

Среди развитых стран 1998 г. по этому показателю «лидировали» Греция — 29,0 % ВВП, Италия — 27,8 %, Испания — 23,4 %, Бельгия — 23,4 %. Значительны масштабы теневой экономики в Ирландии, Канаде, Франции — от 14,9 до 16,3 %. Более благополучными считались Австрия — 9,1 %, США — 8,9 %, Швейцария — 8,0 %.

Наиболее быстрый рост масштабов  теневого сектора наблюдается в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, в Германии в 2001 г. рост теневого сектора составил 3,5 %, в то время как рост ВВП — 1 %. Всего же теневой сектор составляет 16,5 % ВВП.

 По данным Европейской комиссии, удельный вес теневой экономики (ТЭ) в ЕС в  начале XXI века  колебался от 7 до 16%, в то время как в 70-е годы прошлого столетия  этот показатель находился в пределах 5%1.

Причины роста теневого сектора  в вышеперечисленных странах различны. Например, в Италии, где теневой сектор является неотъемлемой частью экономики, эксперты выделяют в качестве одной из глобальных причин его роста процесс децентрализации экономики и повышение общего объема экспортной торговли в центральных провинциях страны в 1960-х годах. Предприниматели, занимающиеся легальной экономической деятельностью, передавали субподряды на производство сырья лицам, занятым в теневом секторе, которые работали по принципу потогонной системы. Аналогичные причины рассматриваются и для Испании, в которой процесс децентрализации имел место несколько позднее, в начале 1970-х годов, также при одновременном увеличении экспортной торговли благодаря деятельности теневого сектора. Неспособность воспользоваться преимуществами новых технологий привела в Испании к снижению производительности в теневом секторе и живучести потогонных условий труда на легальных предприятиях.2

Последнее десятилетие XX в. было связано  с глубочайшими трансформациями  в постсоциалистических странах. Нестабильность как политической, так и правовой систем негативно сказалась на экономической сфере.

Наибольших масштабов теневой  сектор за первые пять лет реформ достиг в Азербайджане и Грузии — соответственно 60,6 и 62,6 % от ВВП. Далее следовала  Россия — 41,6 %, за ней с незначительным отрывом Болгария — 36,2, Молдова — 35,7, Латвия — 35,7, Казахстан — 34,3 %.

Сегодня в соответствии с  экономическим кризисом ломаются устоявшиеся  экономические тенденции в Европе. Впервые за 15 лет теневой сектор экономики ЕС начал расти. Сейчас объем теневой экономики в  целом по Европе оценивается на уровне 20% ВВП.3 В четырнадцати наиболее развитых странах ЕС ожидается рост на 0,3—0,9%. Об этом говорится в исследовании австрийского академика Фридриха Шнайдера, авторитетного эксперта в области теневой экономики. Активизация неофициальной экономики во многом обусловлена ростом безработицы и нелегальной занятости, что, по мнению ряда специалистов, ведет к увеличению бедности. Впрочем, профессор Шнайдер утверждает, что, если теневая экономика на Западе достигнет 25% ВВП, средний уровень жизни рядовых граждан качественно улучшится.

Информация о работе Теневая экономика