Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 14:21, курсовая работа
В экономической науке есть немало неисследованного, но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики (далее – ТЭ), которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.
Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, наркобизнес, незаконное производство и торговля оружием, взятки и злоупотребления служебным положением – эти и другие проявления ТЭ, постоянно у всех на слуху. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу. Поэтому возникает необходимость концептуально разобраться в том, что собой представляет сегодня так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно, ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения.
Введение………………………………………………………………….
1 Понятие «теневая экономика», изученность, виды и формы……….
1.1 Определение теневой экономики, её изучение…………………
1.2 Виды и формы теневой экономики……………………………...
2 Причины возникновения и процветания теневой экономики………
3 Механизм функционирования теневой экономики………………….
3.1 Составные части и действующие лица теневой экономики…..
3.2 Расчет экономической выгоды ухода в «тень»………………...
4 Последствия теневой экономики, методы борьбы с ней……………
4.1 Последствия реализации теневой экономики………………….
4.2 Методы борьбы с теневым сектором экономики……………...
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
5. Деформация структуры экономики проявляется прежде всего в развитии криминальной экономической деятельности. Это касается практически всех ее видов: начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.
Проявление криминала в экономике страны способствует возрастанию инвестиционных рисков и снижению инвестиционной активности, порождая спад в отраслях инвестиционного комплекса.
Криминальная экономическая деятельность сосредоточена преимущественно в спекулятивном финансовом и торгово-посредническом секторах экономики, стимулируя их развитие в ущерб реальному производству. В ряде случаев экономика становится зависимой от нелегальных видов экономической деятельности.
Массовый незаконный вывозом за рубеж стратегически важных сырьевых товаров порождает дрейф структуры экономики в сторону возрастания удельного веса топливно-энергетической и сырьевой ориентации внешнеэкономических связей. Криминализация экономики вызывает возрастание затрат на обеспечение безопасности и охраны, отвлекая экономические ресурсы от производства других благ. Издержки этой группы включаются во многих странах в издержки преступности.
6. Влияние на инвестиционный процесс - один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие. Может быть весьма различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий.
Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация: сокрытие истинных инвесторов в структуре ТЭ может стать методом страхования инвестиционных рисков. Несмотря на преступное происхождение средств может происходить ускорение процесса концентрации капитала и инвестиционного процесса. Это демонстрирует динамичный, но криминализованный рынок недвижимости.
Однако в целом российский опыт развития организованной преступности не подтверждает справедливость данной точки зрения. В качестве инвесторов все чаще выступает иностранная организованная преступность, которая обладает механизмами защиты капиталовложений и готова подвергнуться риску во враждебной среде. В то же время легальные западные предприятия не приходят на рынок из-за угрозы вымогательства.
Деятельность организованной преступности редко влечет появление новых производств. Она стремится к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к ее стабильному росту. Большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.
7. Влияние на режим конкуренции. Предприятия конкурирующей части нелегального сектора экономики наносят ущерб более эффективным предприятиям легального сектора. Происходит его сужение, разорение и банкротство значительной части предприятий. Деятельность нелегального сектора ведет к повышению потребительских цен и снижению качества потребления. Расширяется неконтролируемая торговля низкокачественными товарами и товарами, опасными для потребителя [14].
8. Влияние на эффективность производства и разделение труда. Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует систему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то, что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологии. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.
9. Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово-кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм.
Неконтролируемые финансовые ресурсы позволяют влиять на государственную политику, СМИ и избирательные компании различного уровня. Это также способствует развитию коррупции.
10. Позитивные стороны теневой экономики. Несомненно, ТЭ вредит государству, но некоторые экономисты считают, что на начальных стадиях она приносит положительный эффект. Это присуще, прежде всего, некриминализованной ее части. При всех негативных характеристиках теневые отношения выступают как один из факторов обеспечения экономической и социальной устойчивости. Парадоксальность ситуации заключается в том, что хотя неформальные сделки не устраивают многих агентов рынка, но никто не может отказаться хотя бы от частичного, эпизодического их использования, иначе было бы подорвано даже текущее хозяйствование.
Сокрытие
разрешенной законом
ТЭ обеспечивает значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами. Масштабы ТЭ свидетельствуют: спрос есть. Есть спрос, будет и конкурентоспособное предложение, ведь доходность теневого бизнеса оказывается достаточно высокой. Таким образом, функционирование ТЭ способствует удовлетворению покупательского спроса. Причем в условиях командно-административной экономики - экономики всеобщего дефицита существовали сектора, в которых кроме как на теневой бизнес рассчитывать не приходилось.
Функционирование ТЭ способствует смягчению напряженности на рынке труда [13]. С одной стороны, безработица является питательной средой для теневого бизнеса, с другой - именно благодаря ей у теневиков появляется возможность использовать самую дешевую рабочую силу и смягчать напряженность на рынке труда. Все же большая часть исследователей считают подпольную работу в основном негативным феноменом. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно – другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.
Можно
при желании найти и другие
положительные моменты в
4.2 Методы
борьбы с теневым сектором экономики
Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты [15].
В структурах государственного управления, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем ТЭ. Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Второй - репрессивный подход, предполагающий расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, усиление мер наказания. Репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального.
Основной мерой борьбы с ТЭ на сегодняшний день является совершенствование законодательства в отношении любых проявлений теневого бизнеса. На борьбу с ТЭ направлены многочисленные законодательные акты, регулирующие сферы жизнедеятельности экономики. Большинство этих законов содержат уголовные санкции за их нарушение.
Борьбу с экономической преступностью осложняет ряд факторов, таких как расплывчатость понятия экономической преступности, «дыры» в законодательстве и его раздробленность, отсутствие конкретной жертвы и др. Многие экономические преступления остаются темными цифрами, так как никто о них не заявляет. В некоторых случаях пострадавшие даже не подозревают, что они стали объектом преступления, так может происходить, например, при сложной системе установления цен. Многие преступления выглядят как обычные деловые операции, либо являются актами скорее бездействия, чем действия. Это затрудняет доказывание наличия преступного умысла и создает препятствие для возбуждения уголовного преследования.
Ряд специфических трудностей связан также с расследованием экономических преступлений. Трудоемкое дело требует иногда нескольких месяцев, порой даже лет упорного труда следователей и экспертов, что по сравнению с практикой оперативного производства арестов за уличные преступления представляется специалистам мало перспективным.
Бывают ситуации, когда административные органы, обнаруживая нарушения подведомственных им норм, выносят корпорациям даже в связи с крупными мошенническими операциями приказы о прекращении данного рода деятельности либо административное предупреждение. Таким образом, огромное число преступлений не достигает стадии суда.
В
связи с вышесказанным
Помимо сложностей с выявлением экономических преступлений, репрессивный метод, как и либеральный, порождает ряд неблагоприятных социальных последствий. В законодательных актах упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению теневой деятельности в легальную. Реализуя репрессивный метод, власти сталкиваются с сопротивлением не только теневиков-хозяйственников, но и значительной части рабочих, которым ТЭ помогает своевременно получать заработную плату и избегать безработицы. Уровень поддержки населением властей при использовании комплекса репрессивных мер оценивается экспертами как «относительно низкий», а уровень сопротивления властям — как «относительно высокий».
В настоящее время в области долговременного регулирования ТЭ представляется целесообразным поиск оптимального сочетания репрессивного и либерального подходов. Возможными направлениями регулирования могут служить:
Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая система – это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25 % дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30 %, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, – до 90 % и более [16]. Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги – завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.
Мировым
экономическим сообществом