Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:09, курсовая работа
Хозяйственная деятельность, наказуемая в уголовном порядке, относится многими авторами к понятию «экономическая преступность». Ею является обычная преступная деятельность, посягающая на экономическую систему государства, обусловленная общими факторами, совершаемыми лицами, которые выполняют экономические хозяйственные функции в государственных, коллективных, частных предприятиях, либо в отношениях между гражданами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА 5
1.1 Понятие, сущность теневой экономики 5
1.2 Причины возникновения 6
1.3 Виды и направления теневой экономики в государственном хозяйстве 9
2 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 16
2 .1 Социальные последствия 16
2.2 Политические последствия теневой экономики 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Выгодность теневой экономики определяется также тем, что она утилизует часть огромных потерь, фиксируемых официальной статистикой. Известно, что в народном хозяйстве до 1/3 сельскохозяйственной продукции, 45-50% стекла, 20-25% металла, 20% цемента теряются. По существу, эти потери легализованы государственными планами, материальными балансами и нормами расхода сырья и материалов. Часть потерь улавливается теневой экономикой, заинтересованной в их существовании и частичном использовании, которое маскируется общим объемом потерь.
2 СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2 .1 Социальные последствия
В то же время теневая экономика и ее социальные последствия для широких масс населения вызывают крупные социальные потрясения в стране. Так, отсутствие жилья, «самострой» и создание целых районов из лачуг, будок, сараев и бараков вместо нормального жилья, а вместе с ними и соответствующего образа жизни людей, в них обитающих, во многом спровоцировали события в г. Сумгаите и Киргизии. Если основы формирования теневой экономики заключены в тотальном огосударствлении собственности, сверхцентрализации управления хозяйством, в гонениях на рыночные отношения, то здесь же следует искать пути ее преодоления: разгосударствление собственности при разнообразии ее форм, предоставление хозяйственным звеньям полной самостоятельности, формирование и развитие легальной рыночной среды.
Конечно, необходима и правовая борьба с преступлениями, но основы различных видов теневой экономики могут быть подорваны только в том случае, если произойдут кардинальные перемены в самой официальной, прежде всего государственной экономике, если она будет основываться на общих объективных закономерностях развития, а не на надуманных идеологических схемах. Многие из нелегальных криминальных явлений в экономике, как мы полагаем, уйдут сами собой, возрастет возможность их предвидения, а следовательно, и поисков правовых и экономических средств борьбы с ними.
Как ни парадоксально, теневая экономика во многом не только указывает путь к рынку, но и определяет те сферы, в которых такой переход необходимо совершит срочно. Теневая экономика указывает и формы, в которых переход к рынку возможен. Подобные утверждения базируются на той реальной экономической ситуации, которая сложилась в стране и которая требует скорейших перемен, прежде всего в отраслях потребительской сферы, в сельском хозяйстве, в социальной инфраструктуре.
Вместе с тем в условиях нынешнего этапа формирования экономических отношений, когда сохраняются старые структуры, вводятся только отдельные новые формы и некоторые элементы рыночных отношений, уже можно констатировать ряд изменений в теневой экономике и в сфере народного хозяйства, близких к ней или с ней непосредственно связанных.
Процесс разгосударствления путем расширения негосударственного сектора, развития новых форм кооперации, фермерских хозяйств, других хозяйственных форм, а также изменения в самом государственном хозяйстве через введение арендных отношений и акционирование способствуют вытеснению существующих видов теневой экономики, но в ряде случаев вызывают ее основные разновидности. Так, были легализованы и стали действовать на кооперативных принципах многие ранее бывшие нелегальные производства, которые не считали для себя выгодным и возможным в условиях жесткой централизации, администрирования, унификации и единообразия хозяйственных форм включаться в легальную государственную систему. Законами о кооперации, о собственности, законодательными актами об аренде и земле, постановлением об акциях и акционировании декретируется введение элементов рынка путем вовлечения средств населения в производство, допускаются договорные и свободные цены на некоторые продукты и виды услуг, начинается регулирование видов деятельности и доходов с помощью налогов, выпуск акций и других ценных бумаг и т.д. Все это в некоторой мере ослабило закрепощенность хозяйства, способствовало созданию условий для усиления заинтересованности работников в труде (возросла оплата труда, в ряде случаев произошла персонификация собственности, расширились возможности вторичной занятости и т.д.), ликвидация ряда убыточных предприятий путем перевода их в кооперативы, сдачи в аренду, что освободило бюджет от необходимости выплачивать им дотации, рационализации некоторых хозяйственных связей и т.п.
Однако в полной мере новые отношения реализоваться не могли, ибо отсутствует современный рынок, сохраняется и продолжает действовать административная система с набором ее регламентаций, регулирований, нормирования и т.п. Несопоставимы пока по масштабам охвата экономики новые отношения и старые устоявшиеся системы (новая кооперация, например, дает не более 5% общего объема производства товаров и услуг в стране), что не может не вести к подстраиванию новых форм под старые структуры.
Появление новых отношений в старой экономической системе привело к возникновению целого ряда обстоятельств, обусловивших новые теневые отношения.
Во-первых, введение новых отношений (функционирование новых хозяйственных форм даже при дозированных хозяйственных свободах) не увязывалось с существующими в старом огосударствленном хозяйстве, более того, иногда наметившиеся перемены искусственно ограничиваются (сдерживается становление крупных акционерных компаний, перевод предприятий на реальную аренду, выделение земли фермерам и сельскохозяйственным кооперативам и т.п.).
С одной стороны, это
способствует деформации новых отношений,
их встраиванию в
С другой стороны, отсутствие
сущностных крупномасштабных перемен
в по-прежнему доминирующем государственном
хозяйстве, а также принятие некоторых
правительственных решений пров
Во-вторых, сами новые отношения и базирующиеся на них хозяйственные формы воспринимаются официальными структурами и государственными органами без учета тенденций и динамики их трансформации в существующих экономических условиях. Иногда желаемое в таких случаях выдается за действительное. В частности, допустив развитие новой кооперации на своей периферии, огосударствленная система не могла и предположить, что даже в условиях ограниченных свобод разовьются многообразные хозяйственные отношения, отличные от кооперации и несущие в своей основе столь необходимые нашей экономике предпринимательские, коллективные или индивидуальные начала, не вписывающиеся ни в закон о кооперации, на в закон об индивидуальной трудовой деятельности. А поскольку законодательно подобные хозяйственные формы не разрешены, то создается питательная среда для расширения теневых отношений в негосударственном секторе, вместе с тем возникают и новые опасения относительно правомерности введения рынка.
Процесс разгосударствления, многообразие форм собственности, в том числе ее приватизация, создание полноправного рынка не только не усилят теневую экономику, но частично, напротив, заставят ее выйти из подполья, нести большие затраты, а частично приведут к ее самоликвидации в связи с ростом эффективности официальной экономики вследствие ее отделения от криминальной и возникновения нормальных экономических отношений
Привлекательность и живучесть теневой экономики так же, как и эффект, приносимый ею для ее участников, объясняются и тем, что в ней человек в принципе находит себе применение в соответствии со своими возможностями в отличие от официальной экономики, в которой наблюдается перевернутость – личные способности человека часто не важны, а важны другие факторы – анкета, родственные связи, знакомства, занимаемая должность и т.п.
Основы, виды, разрастание теневой экономики, ее сращивание с официальными экономическими структурами свидетельствуют о том, что современная экономика нашей страны в целом должна быть в корне изменена, и как можно скорее.
2.2 Политические последствия теневой экономики
Сохранение политической стабильности внутри государства. По мнению аналитиков одним из возможных рисков в связи с осуществлением амнистии капиталов было возникновение негативного резонанса в общественном мнении (данные экспертного опроса, проведенного Социологической службой ЦААПИ). Как известно, государственное прощение лиц, ассоциированных в народном сознании с образом грабителей, могло вызвать резонное негодование низкооплачиваемых трудящихся и пенсионеров. Однако, несмотря на то, что 68,73 % населения, принимавших участия в опросе, проведенном "Конком-2Евразия", знали о предстоящей акции, широкомасштабных выступлений против ее осуществления не произошло. Основными причинами этому послужили: пессимистическое отношение основной части населения республики к данному процессу.
Социологические опросы показывают, что в обществе наблюдался баланс противников и сторонников данной акции.
Так, 37,11% респондентов одобряли данную политику, в то время как 25,09% высказались против. Одним из факторов, повлиявших на настроение граждан республики, стало преобладание мнения о том, что легализация не внесет каких-либо существенных изменений (40,21%). По мнению 32,99% респондентов, принимавших участие в опросе, проведенном "Конком-2Евразия", основной целью данной политики выступает отмывание денег заинтересованных лиц, с этим согласны и эксперты (63%), в то время как лишь 0,34% населения высказались за то, что она направлена на улучшение благосостояния населения. До проведения амнистии уровень доверия населения правящей власти был не высок, 34,71% респондентов ответили, что не стали бы легализовать деньги, если бы у них они были, тогда, как 26,12% ответили положительно.
Компромисс между политическими силами, отсутствие разногласий между политическими партиями. Быстрое утверждение парламентом продления срока легализации демонстрирует наличие согласия, как между депутатами, так и между фракциями партий. Особую активность проявляла Коммунистическая партия, однако многие аналитики склонны считать, что это в большей степени связано с борьбой за лидерство внутри партий.
Налаживание контактов между бизнес-элитой и политической элитой. Последствием этого процесса может стать открытость процесса принятия решений, а также участие бизнес-элиты в нем.
Имидж государства. Несмотря на многочисленные прогнозы, что данная акция нанесет ущерб имиджу государства, мировое сообщество соблюдало нейтральную позицию. Вместе с тем ряд развитых государств, в частности США, Франция в свое время также использовали принцип легализации капиталов для улучшения состояния экономики страны, а также для возвращения денег из-за рубежа.
Кроме того, заложенные механизмы,
не позволяющие амнистировать
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что "первый этап" легализации капитала прошел успешно. В случае успешной реализации "второго этапа" - вложение полученных денег в реальный сектор экономики страны и получение определенных дивидендов, обеспечит повышение уровня доверия населения государственным структурам, а также активное участие предпринимателей в восстановление многих промышленных структур страны.
Вместе с тем нельзя исключать в недалеком будущем активизацию партий, прежде всего, усиления межпартийных разногласий относительно привлечения к уголовной ответственности отдельных лиц. В этой связи государственным структурам следует обратить внимание на решение вопроса использования капитала, а также не допущения их возврата за рубеж.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше.