Теоретические основы диагностики вероятности банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Банкротство – подтверждённая документально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговым обязательствам и финансировать свою трудовую деятельность из-за отсутствия средств. Банкротство является результатом взаимодействия факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.

Файлы: 1 файл

Курсовая23.docx

— 491.46 Кб (Скачать файл)

О мерах по предупреждению банкротства. Следует отметить, что при реализации признаков несостоятельности у предприятий, по отношению к которым госорган по финоздоровлению и банкротству проводит контроль платежеспособности (ее учет и анализ), данный орган направляет предписание, согласно которому необходимо уведомить учредителей должника о существовании у последнего признаков несостоятельности. При этом по отношению к должнику (унитарному предприятию) может быть проведена досудебная санация, то есть оказана помощь по выделению финансов, размер которых позволит погасить денежные обязательства, а также обязательные платежи, то есть для восстановления платежеспособности [6. C. 102].

 

    1. Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ

 

В настоящее время удельный вес дел о несостоятельности в общем количестве, рассматриваемом арбитражными судами РФ, является незначительным (менее 8,6% от всех дел).

Законодательное регулирование механизма банкротства в РФ напрямую регламентируются также следующими нормативными документами (с соответствующими изменениями и дополнениями):

1. Федеральный закон №127-ФЗ  «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. (в редакции Федеральных законов от 23.07.2013) [2].

2. Специальные законы.

– Федеральный закон РФ №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999 г. (в редакции Федеральных законов от 28.07.2012 г. N 144-ФЗ).

– Федеральный закон РФ №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 9.07.2002 г. (в редакции Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ).

– Федеральный закон РФ №122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999 N 122-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.11.2007).

3. Неспециальные законы  и нормативные акты, документы.

– Гражданский кодекс (часть 1: статьи 25, 56, 61, 65, 76, 86, 95, 105, 182; часть 2: статьи 578, 996, 1002, 1010, 1018, 1024, 1037, 1050);

– Федеральный закон №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях» (КоАП РФ) от 7 января 2007 года (статья 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство», статья 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве»);

– Уголовный кодекс (статья 195 «Неправомерные действия при банкротстве», статья 196 «Преднамеренное банкротство», статья 197 «Фиктивное банкротство»);

– Федеральный закон от 02.10.2007 №229-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013) «Об исполнительном производстве»;

– Постановления Правительства РФ;

– Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р и так далее.

Версия закона от 19 ноября 1992 г. в качестве признака банкротства устанавливала критерий неоплатности, формулируемый следующим образом: «под несостоятельностью (банкротством) предприятия понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или вследствие неудовлетворительной структуры баланса должника».

В качестве внешнего признака несостоятельности организации выступал факт приостановки ею текущих платежей, то есть если компания не могла обеспечить или изначально не была способна обеспечивать и выполнять требования кредитодателей на протяжении трех месяцев с момента начала даты их исполнения.

По отношению должнику закон предусматривал следующие процедуры: реорганизация (путем внешнего управления имуществом), санация, ликвидация (принудительная по суду, либо добровольная при контроле кредиторов), мировое соглашение [12. C. 65].

В данной версии закона недостаточно были проработаны вопросы по финансовому контролю над процессом процедур несостоятельности. Так функции по внутреннему контролю были возложены на арбитражных управляющих и собрания кредиторов, в месте с тем не были занормированы конкретные процедуры по контролю.

Законом не предусматривалось осуществление в ходе процедур по реорганизации, задача которых – восстановить платежеспособность, мероприятий финансового контроля, необходимых для планирования и реализации реабилитационных мероприятий; осуществление мероприятий по контролю, за счет анализа финансового положения, инвентаризации и оценки) предполагалось лишь после того, как происходило открытие конкурсного производства, которое осуществлялось для целей по соразмерному удовлетворению кредитодателей и последующего объявления несостоятельного в качестве свободного от обязательств и долгов. Осуществление мероприятий по контролю выполнялось также для целей охраны участвующих сторон от незаконных действий по отношению друг к другу.

Поскольку закон уделял недостаточное внимание финансово-контрольным процедурам, которые должны были позволить получить объективные оценки финансового состояния предприятия-должника, а затем выступать в качестве основы для последующего планирования мер по восстановлению платежеспособности, то можно говорить, что данный закон был направлен не на выведение несостоятельной организации из кризисного состояния, а на ее ликвидацию с последующей продажей активов.

В статье 65 ГК РФ указано, что в результате судебного решения несостоятельными может быть признано юридическое лицо, кроме казанных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Государственные корпорации могут признаваться несостоятельными, в случае допущения такого специальными федеральными законами, которые предусматривают их создание. Также закон регулирует отношения, которые связаны с несостоятельностью граждан, выступающих в качестве индивидуальных предпринимателей.

Закон о банкротстве уделяет особое внимание инвентаризации. Так, предусматривается необходимость учета результатов при последующих процедурах.

Арбитражной практикой подтверждается обоснованность выполнения контрольных функций привлеченными арбитражным управляющим специалистами, при этом следует учесть, что оплата услуг различных специалистов осуществляется вне очереди за счет собственных средств должника.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методы диагностики вероятности банкротства

 

2.1. Основные методы диагностики, их положительные стороны и недостатки

 

Для диагностики вероятности банкротства используется несколько подходов, основанных на применении:

а) анализа обширной системы критериев и признаков;

б) ограниченного круга показателей;

в) интегральных показателей.

Признаки банкротства при многокритериальном подходе в соответствии с рекомендациями Комитета по обобщению практики аудирования (Великобритания) обычно делят на две группы [20].

К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем;

- повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

- наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

- низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

-  увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

- дефицит собственного оборотного капитала;

- систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

- наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

- использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

- неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

- падение рыночной стоимости акций предприятия;

- снижение производственного потенциала и так далее.

Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не дают основания рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, но сигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятии действенных мер. К ним относятся:

- чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

- потеря ключевых контрагентов;

- недооценка обновления техники и технологии;

- потеря опытных сотрудников аппарата управления;

- вынужденные простои, неритмичная работа;

- неэффективные долгосрочные соглашения;

- недостаточность капитальных вложений и так далее.

К достоинствам этой системы индикаторов возможного банкротства можно отнести системный и комплексный подходы, а к недостаткам — более высокую степень сложности принятия решения в условиях многокритериальной задачи, информативный характер рассчитанных показателей, субъективность прогнозного решения.

В соответствии с методическими указаниями Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству РФ для оценки и прогнозирования финансового состояния организаций используется следующий перечень показателей, характеризующих различные аспекты их деятельности [15].

  1. Общие показатели

Среднемесячная выручка (К1) характеризует масштаб бизнеса организации:

 

Доля денежных средств в выручке (К2) характеризует финансовый ресурс организации, возможность своевременного исполнения своих обязательств:

 

Среднесписочная численность персонала (К3) характеризует масштабы деятельности предприятия.

  1. Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости

 Степень платежеспособности общая (К4) характеризует сроки воз- можного погашения всей кредиторской задолженности, если всю выручку направлять на расчеты с кредиторами:

 

Коэффициент задолженности по кредитам (К5). Уменьшение его уровня характеризует перекос структуры долгов в сторону товарных кредитов, неплатежей бюджету и по внутренним долгам, что оценивается отрицательно:

 

Коэффициент задолженности другим организациям (К6). Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса товарных кредитов в обшей сумме долгов:

 

Коэффициент задолженности фискальной системе (К7). Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса задолженности бюджету в обшей сумме долгов:

 

Коэффициент внутреннего долга (К8). Повышение его уровня характеризует увеличение удельного веса внутреннего долга в общей сумме долгов:

 

Степень платежеспособности по текущим обязательствам (К9) характеризует сроки возможного погашения текущей задолженности перед кредиторами:

 

И другие показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

  1. Показатели деловой активности

Продолжительность оборота оборотных активов (К 14) показывает, за сколько месяцев оборачиваются оборотные активы:

 

Продолжительность оборота средств в производстве (К15) характеризует скорость оборачиваемости капитала в запасах:

 

Продолжительность оборота средств в расчетах (К16) характеризует скорость погашения дебиторской задолженности:

 

  1. Показатели рентабельности

Рентабельность оборотного капитала (К17) характеризует эффективность использования оборотного капитала организации:

 

Рентабельность продаж (К18) показывает, сколько получено прибыли на рубль выручки:

 

  1. Показатели интенсификации процесса производства

Среднемесячная выработка на одного работника (К19) характеризует уровень производительности (интенсивности) труда работников предприятия:

 

Фондоотдача (К20) характеризует интенсивность использования основных средств:

 

  1. Показатели инвестиционной активности предприятия

Коэффициент инвестиционной активности (К21) характеризует инвестиционную активность организации:

 

  1. Показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными небюджетными фондами

Коэффициенты исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом (К22), бюджетом субъекта РФ (К23), местным бюджетом (К24), государственными небюджетными фондами (К25) и Пенсионным фондом РФ (К26) определяются как отношение величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же период:

 

Изучение динамики данных показателей позволяет довольно полно охарактеризовать финансовое состояние предприятия и установить наметившиеся тенденции его изменения.

Для диагностики несостоятельности хозяйствующих субъектов довольно часто применяют ограниченный круг наиболее существенных ключевых показателей. Так, методика многих банков основана на проведении экспресс-анализа коэффициентов ликвидности, соотношения собственных и заемных средств, оборачиваемости и рентабельности.

Информация о работе Теоретические основы диагностики вероятности банкротства