Теоретические основы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2012 в 10:41, реферат

Описание работы

Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работали бы все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….. ….4
1. Теоретические основы государственного долга…………………….………..….6
2. Анализ государственной задолженности Республики Беларусь.………….…..13
3. Методы управления государственным долгом………..………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………........32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………...........38

Файлы: 1 файл

гос долг.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….….. ….4
1. Теоретические основы государственного долга…………………….………..….6
2. Анализ государственной задолженности Республики Беларусь.………….…..13
3. Методы управления государственным долгом………..………………………..22
Заключение…………………………………………………………………………..29
Список использованных источников…………………………………………........32
ПРИЛОЖЕНИЕ А…………………………………………………………………...34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………...36
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………...37
ПРИЛОЖЕНИЕ Г……………………………………………………………...........38

ВВЕДЕНИЕ
Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работали бы все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходы.
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Сегодня значительный государственный долг имеют такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. При этом основная его часть - это задолженность, возникшая в последние два-три десятилетия и связанная с проведением долгосрочной дефицитной бюджетной политики. Особенно на размеры и структуру государственного долга Республики Беларусь повлиял мировой финансовый кризис 2008-го года, когда возросла потребность в привлечении внешних займов для финансирования отрицательного сальдо платежного баланса и пополнения золотовалютных резервов.
В настоящее время это является существенной проблемой практически для всех стран мира - развитых, развивающихся, с переходной экономикой. Поэтому важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем государственного долга.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной мною темы.
Целью данной работы является выявление причин возникновения государственного долга и его состояния с учетом последствий мирового финансового кризиса и определение путей совершенствования управления государственным долгом в Республике Беларусь на современном этапе.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность государственного долга, его экономического значения;
2. дать оценку нынешнему уровню как внутренней, так и внешней государственной задолженности Республики Беларусь;
3. охарактеризовать возможные методы и механизмы регулирования государственным долгом;
В экономической литературе тема государственного долга является дискуссионной. Единой методики оценки долгового бремени и его влияния на экономику Республики Беларусь не существует; предложения по оптимизации величины внешней и внутренней задолженности также различны.
Очевидно, что именно несогласованность оценок и экономических воззрений авторов позволяет разрабатывать новые рекомендации по совершенствованию управления государственным долгом.
В работе были использованы данные отечественных и зарубежных источников, нормативно-правовых актов Республики Беларусь, в частности, Бюджетный кодекс, который является основным документом, определяющим законодательные основы государственного долга.

1 Теоретические основы государственного долга
Государственный долг - явление в экономике далеко не новое. В разные общественно-экономических формациях менялись его роль и формы, а сущность оставалась прежней - необходимость покрытия нужд правительства в денежных средствах.
Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Он складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит».
Основной возникновения государственного долга является бюджетный дефицит, который представляет собой сумму превышения расходов из бюджета над его доходами. Причинами его возникновения могут быть:
- во-первых, осуществление крупных государственных программ развития экономики. Например, ее структурной перестройкой. В этом случае появление дефицита может быть оправдано, так как значительные государственные расходы будут способствовать в будущем подъему экономики и росту доходов бюджета;
- во-вторых, бюджетный дефицит может быть обусловлен спадом экономики. Сокращение объема производства и доходов ведет к уменьшению налоговых поступлений в казну, что при фиксированных расходах государства неизбежно ведет к дефициту;
- в-третьих, превышение расходов над доходами может быть вызвано милитаризацией экономики, войнами, стихийными бедствиями и другими чрезвычайными обстоятельствами;
- в-четвертых, резкое увеличение государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины (доходы государственного бюджета обесцениваются, а расходы растут, так как необходимые товары и услуги правительство вынуждено приобретать по более высоким ценам);
- в-пятых, расширение трансфертных платежей, введение налоговых льгот и принятие других популярных мер в определенные периоды жизни государства (например, в предвыборные годы и т.п.) [2, c.97].
При выявлении дефицита госбюджета в первую очередь следует установить: его экономическую природу, количественную оценку, возможные экономические источники покрытия, социально-экономические последствия.
Формально размеры дефицита бюджета определяют путем уравнения объема доходов и расходов. При этом надо учитывать, что в динамике размеры дефицита абсолютно несоизмеримы, так как из года в год объемы ВВП и условия хозяйствования заметно изменяются.
Поэтому для отражения степени дефицита бюджета принято использовать относительные показатели. Например, сопоставляют:
а) дефицит бюджета и общую сумму расходов (процент покрытия);
б) дефицит бюджета и объем ВВП.
Обнаружение дефицита бюджета еще на стадии его составления заставляет изыскивать источники для его покрытия с наименьшими потерями для экономики. Есть несколько путей, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками.
1. Сокращение расходов госбюджета. Это самые элементарные действия, которые можно предпринять в случае дефицита. Но этот путь не всегда выполним, так как уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.
2. Увеличение налогового бремени. Также как и первый вариант, этот путь наиболее прост, но его реализация на практике приведет, в конечном счете, к уменьшению инвестиций, снижению деловой активности и в итоге - к сокращению объема производства.
3. Эмиссионный способ финансирования дефицита бюджета. Эту меру можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит тогда, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (долгохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги. Такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме. Кроме того, рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако, главный недостаток, который делает этот способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Однако главный недостаток, который делает этом способ погашения бюджетного дефицита наиболее опасным, состоит в том, что увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования. Государство прибегает к нему в случае невозможности или неумения использовать иные источники.
4. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Этот способ заключается в финансировании дефицита госбюджета за счет:
а) внутреннего и б) внешнего займа.
Использование в качестве источника покрытия бюджетного дефицита внутреннего займа представляет собой выпуск государством ценных бумаг (государственных облигаций и казначейных векселей), продажу их населению и использование полученных средств для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинствами этого способа являются:
- он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, поэтому в краткосрочном порядке это неинфляционный способ финансирования;
- это достаточно оперативный путь, поскольку выпуск и размещение (продажу) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро.
Однако у данного способа имеются и значительные недостатки:
- в первую очередь это то, что по долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать ценные бумаги, если они не будут приносить дохода, те. если по ним не будет выплачиваться процент (выплата процентов по государственным ценным бумагам представляет собой обслуживание государственного долга). Чем больше государственный долг (чем больше выпущено ценных бумаг), тем больше суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по ценным бумагам государства является частью расходов госбюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается замкнутый круг: государство выпускает ценные бумаги для финансирования дефицита своего бюджета, выплата процентов, по которым провоцирует еще больший дефицит.
Кроме того, доказано, что данный способ является неинфляционным только в краткосрочном периоде, а в долгосрочном он может обусловить достаточно высокую инфляцию (государство, используя такой способ, рефинансирует долг) [20, c. 70].
Финансирование дефицита бюджета с помощью внешнего займа, т.е. займа у других стран ими международных финансовых организаций, представляет возможность получения крупных сумм в условиях, если внутренний займ по каким-то причинам невозможен или нецелесообразен, а финансирование дефицита бюджета эмиссионным путем создает угрозу высокой инфляции. Однако вместе с тем при обращении и внешнему долгу по истечении срока займа происходит утечка национального дохода за границу, так как долг надо возвращать и выплачивать проценты по нему (обслуживать), что ведет к сокращениям внутреннего объема производства и спаду в экономике.
Таким образом, все пять способов финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки и требуют глубокого и тщательного изучения экономической ситуации сложившейся в данный конкретный момент в стране, и возможностей последней. В результате использования последних двух способов (внутреннего и внешнего займа) образуется государственный долг.
Необходимо также отметить, что, не смотря на существенное мнение о положительном влиянии бюджетного дефицита на развитие экономики, все же мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на состоянии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2 – 3% от ВВП, 8 – 10% расходной части бюджета.
Итак, мы установили, что дефицит госбюджета является исходной причиной, основой формирования государственного долга страны: его образование обусловлено, прежде всего, несоответствием между потребностями страны в финансировании своих расходов и ее возможностями. Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. Поэтому перед государством встает проблема поиска дополнительных источников средств, с одной стороны, и эффективного и действенного их использования - с другой. Таким источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.
Схема формирования государственного долга, таким образом, может быть представлена в следующем виде:



Рисунок 1 - Формирование государственного долга
Примечание - Источник: [9, с.329].

Так что же представляет собой государственный долг? Существует множество определений данного понятия, каждое из которых по-своему отражает его суть.
Например, существует определение государственного долга как суммы задолженности государства по кредитным операциям [15, с.39].
Распространенным является понятие государственного долга как суммы задолженности страны своими и (или) иностранными юридическими и физическими лицами, правительствам других государств [3, с.25].
Государственный долг также определяется и как сумма величин бюджетных дефицитов, накопленных за определенный период времени, за вычетом суммы профицитов бюджета, которые имели место в стране [10, с.428].
В соответствии с законодательством государственный долг Республики Беларусь – это совокупность внешнего государственного долга Республики Беларусь (далее - внешний государственный долг) и внутреннего государственного долга Республики Беларусь (далее - внутренний государственный долг) на определенный момент времени [1].
Государственный долг включает понятия «капитальный долг» и «текущий долг». Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты по выпущенным и непогашенным государственным займам и другим ценным бумагам, кредитам, привлекаемым для покрытия бюджетного дефицита и иных целей.
Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты [20, с.77-78].
По срокам государственный долг может быть краткосрочным (до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет) и долгосрочным (свыше 5 лет). Наиболее тяжелы для страны краткосрочные долги, требующие выплат с высокими процентами. Продление срока выплат ведет к увеличению процента: требуется выплата процентов на проценты.
Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.
Бюджетный кодекс Республики Беларусь гласит, что долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
1. кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;
2. государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;
3. договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;
4. займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
5. договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);
6. договоров о получении бюджетных кредитов.
Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь.
От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.
Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов. Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.
Банк, уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь обслуживать внешние государственные займы, является банком-агентом по обслуживанию внешних государственных займов [1].
В соответствии с Приложением 8 к постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2008 N 208 классификация государственного долга Республики Беларусь следующая:

Код Наименование
100
110

120

121
122
123
124
125

130

131

132

140

141
142
150

151
151
200
210

211
212
220
221
222 Внутренний государственный долг Республики Беларусь
Обязательства Правительства Республики Беларусь, оформленные как внутренний государственный долг
Государственные ценные бумаги, ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления (до погашения)
государственные краткосрочные облигации
государственные долгосрочные облигации
векселя, выданные от имени Республики Беларусь
прочие государственные ценные бумаги
ценные бумаги, выпускаемые органами местного управления и самоуправления
Обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь, органами местного управления и самоуправления
обязательства по заемным средствам, привлеченным Правительством Республики Беларусь
обязательства по заемным средствам, привлеченным органами местного управления и самоуправления
Гарантии Правительства Республики Беларусь, органов местного
управления и самоуправления
гарантии Правительства Республики Беларусь
гарантии органов местного управления и самоуправления
Прочие обязательства Правительства Республики Беларусь, органов
местного управления и самоуправления
прочие обязательства Правительства Республики Беларусь
прочие обязательства органов местного управления и самоуправления
Внешний государственный долг Республики Беларусь
Внешний государственный долг Республики Беларусь по займам, полученным от:
международных финансовых организаций
иностранных государств и иных иностранных кредиторов
Внешний государственный долг Республики Беларусь по обязательствам:
Правительства Республики Беларусь
резидентов Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь

В соответствии с Бюджетным кодексом внутренний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.
Внешний государственный долг Республики Беларусь – это общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени
15 октября 2010 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь ”О внесении дополнений и изменений в Бюджетный кодекс Республики Беларусь“. Внесение изменений в Бюджетный кодекс вызвано необходимостью унификации отдельных норм Бюджетного кодекса и Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.
В целях унификации понятия ”государственный долг“ в соответствии с методологией, используемой Международным валютным фондом, Всемирным банком, Комиссией Европейского союза, Организацией экономического сотрудничества и развития, вносится ряд дополнений и изменений в статьи Бюджетного кодекса, касающиеся данного понятия. В частности, Закон предусматривает исключение из понятия ”внутренний государственный долг Республики Беларусь“ долга органов местного управления и самоуправления, что обеспечит согласованность и сопоставимость статистики государственного долга с другой макроэкономической статистикой [23].
Таким образом, в самом широком смысле определение государственного долга может быть сформулировано следующим образом: государственный долг - это сумма накопленных обязательств государства перед физическими и юридическими лицами – резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Причины возникновения государственного долга обусловлены, как правило, кризисными и наиболее трудными периодами в жизни государства: войнами, спадом производства, ростом предельных производственных издержек, неконтролируемой эмиссией национальных денежных единиц, ростом оборота в теневой экономике, потерь, хищений и т.д. И, безусловно, основной причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов.

2 Анализ государственной задолженности Республики Беларусь
Основной при анализе государственного долга является деление его на внутренний и внешний. В развитых странах такая разбивка не принята, что предопределяется общностью назначения привлекаемых государством заимствований. Однако для Беларуси деление государственного долга на внутренний и внешний по-прежнему сохраняет актуальность.
По своему экономическому содержанию внутренний государственный долг отражает общую сумму долговых обязательств страны перед резидентами, а внешний – перед нерезидентами.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь – это сумма основного долга по внутренним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства по внутренним займам на определенный момент времени.
В соответствии с законодательством, внутренний долг, гарантированный Республикой Беларусь – это сумма основного долга по кредитам, предоставленным резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства на определенный момент времени.
Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению. Он бывает в форме кредитов, государственных займов, других долговых обязательств, гарантированных правительством. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний государственный долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект – увеличение неравенств в доходах за счет перераспределения доходов в пользу держателей государственных облигаций.
Внутренний долг не может привести правительство к банкротству. Как только подходит ежемесячный срок платежа по каким–то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - оно всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям погашаемых облигаций. Кроме этого, могут быть использованы такие рычаги как налогообложение и эмиссия денег. Увеличение налогов является тем способом, который есть у государства для получения достаточных доходов для выплаты процентов по долгу. Банкротство правительства тоже сложно себе представить хотя бы потому, что оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.
В условиях крупных бюджетных дефицитов и роста процентных платежей по государственным обязательствам казначейства стремятся максимально отодвинуть во време¬ни выплату задолженности. С этой целью широко приме¬няется практика конверсии государственных займов. Суть осуществляемых при этом мероприятий сводится к тому, чтобы отсрочить погашение займа, по возможности пре¬вратить краткосрочные обязательства государства в средне- и долгосрочные обязательства. При этом могут использо¬ваться различные методы. Казначейство может обменять (с согласия инвесторов) свои краткосрочные обязательства на средне- и долгосрочные бумаги. Оно может также выкупить свои краткосрочные обязательства за счет выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент. Такого рода мероприятия могут дать краткосрочный эффект и облегчить на время финансовое положение правительства, но они не могут способствовать сколько-нибудь прочной стабилизации бюджета, поскольку связаны, как правило, с дальнейшим увеличением процентных ставок и возраста¬нием в конечном счете общей суммы задолженности.
Государственные займы оказывают негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях государство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг и нарушает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, если правительство и создает достаточные стимулы для приобретения юридическими и физическими лицами правительственных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредитов частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние не являются для банков такими надежными заемщиками, как государственные органы. Государственные займы на рынке ссудных капиталов способствуют удорожанию кредита – росту учетной ставки. В-третьих, создается угроза высокой инфляции в будущем. Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего долга (выпуска государственных ценных бумаг), как правило, строит финансовую пирамиду, расплачиваясь с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по нему. Государство таким образом рефинансирует долг. Если при этом оно будет использовать только этот метод финансирования дефицита госбюджета, то может наступить момент, когда дефицит окажется столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных ценных бумаг и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом станет невозможным и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах каждый год.
Все это может привести к тому, что дефицит госбюджета может стать хроническим явлением.
Но у государственных займов есть и положительные стороны. Образовавшийся на их основе рынок государственных ценных бумаг может привлекать часть инвесторов, для которых остальные сектора фондового рынка непривлекательны. Размещая на этом рынке ценные бумаги новых государственных займов или, выкупая досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать на спрос и предложение на всем рынке ссудных капиталов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в странах со стабильной экономикой.
В целях осуществления контроля за увеличением внутреннего государственного долга устанавливается лимит на определенный момент времени. Лимит регламентируется ежегодно в законе о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год с учетом допустимых параметров безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.
С 2010 года лимит устанавливается в абсолютном выражении.
В соответствии с законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 г. № 73-З «О республиканском бюджете на 2010 год» установлен лимит внутреннего государственного долга на конец 2010 года в размере 26,5 трлн рублей [7].
В соответствии с законом Республики Беларусь от 19 октября 2010 «О республиканском бюджете на 2011 год» лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь установлен в размере 4 трлн рублей; лимит внутреннего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 20 трлн. рублей [8].
Внутренний государственный долг Беларуси на 1 июля 2008 года составил по данным Министерства финансов 6234,9 млрд белорусских рублей. Из них задолженность, гарантированная правительством, составила Br1785,6 млрд бел. руб. (28,6 % всего внутреннего долга), задолженность центрального правительства составила 4449,3 млрд. бел. руб. [27].
Внутренний госдолг Беларуси увеличился в октябре 2009 г на 4,6 % по сравнению с сентябрем 2009 г и составил на 1 ноября 9,493 трлн бел руб. За январь-октябрь внутренний госдолг увеличился на 908 млрд бел руб., или на 0,8 % от ВВП. При этом с учетом инфляции внутренний госдолг увеличился с 1 января 2009 г на 2,1 % [26].
Внутренний государственный долг за июль 2010 года увеличился на 1,2% и составил на начало августа Br8418,3 млрд.
В том числе задолженность, гарантированная правительством, увеличилась на 1,6% до Br6245,4 млрд и составила 74,2% всего внутреннего долга. Задолженность центрального правительства равнялась Br2172,9 млрд и за прошлый месяц практически не изменилась [22].
Динамика доли внутреннего государственного долга Республики Беларусь в процентах к ВВП за текущие 5 лет характеризуется следующими данными:
На 1 января 2006 года – 5,8%
На 1 января 2007 года – 6,2%
На 1 января 2008 года – 6,4%
На 1 января 2009 года – 5,7%
На 1 января 2010 года – 6,8%
Внешний государственный долг - это суммарная задолженность страны иностранными гражданами, другими государствам и международным финансовым организациям. Т.е. внешний долг есть результат заимствований за пределами государства.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
- в результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний и
- путем продаж государственных ценных бумаг иностранным юридическим и физическим лицам, государствам.
Последствия внешнего долга более тяжелы для страны, чем внутреннего, что обусловлено необходимостью возвращения долга и его обслуживания путем перевода определенной части ВВП за рубеж, в результате чего снижаются производственные возможности и эффективность национальной экономики, уровень жизни населения. Кроме того, время выплаты долга перекладывается и на будущие поколения, что может привести к снижению уровня из благосостояния.
Негативные последствия внешнего долга состоят также в том, что: при хроническом дефиците торгового (платежного) баланса появляется угроза истощения золотовалютных резервов страны, что может в итоге привести к валютному кризису, возникает угроза долгового кризиса.
До 2008 г. основными документами, регулирующими сферу внешней задолженности, являлись Закон Республики Беларусь от 22 июня 1998 г. № 170-З “О внешнем государственном долге Республики Беларусь”, Указ Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 “Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)”. В связи с принятием Бюджетного кодекса Республики Беларусь названные документы были признаны утратившими законодательную силу с 1 января 2009 г.
Согласно Бюджетному кодексу внешний государственный долг страны определяется как сумма основного долга государства по внешним государственным займам и подлежащие исполнению обязательства по выданным гарантиям Правительства по внешним займам на определенный момент времени.
Внешний долг, гарантированный Республикой Беларусь – это сумма основного долга по внешним займам, привлеченных от нерезидентов Республики Беларусь на определенный момент времени.
Также как и для внутреннего долга существует лимит и для внешнего долга.
Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2009 года установлен в размере 6 млрд. долларов США [6].
На конец 2010 года лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь был установлен в размере 9,5 млрд. долларов США [7].
Однако согласно Указу Президента Республики Беларусь от 13 мая 2010 г. № 245 “О выпуске государственных облигаций Республики Беларусь” лимит внешнего госдолга увеличен на 1,5 млрд. долл. США — с 9,5 млрд до 11 млрд долл. США. Это связано с планируемым размещением белорусских евробондов в 2010—2011 г. на зарубежных рынках.
Согласно названному Указу Совет Министров Республики Беларусь имеет право осуществлять в 2010—2011 гг. выпуски облигаций на сумму 2 млрд. долл. США со сроком обращения не менее 5 лет и размещения их за пределами Беларуси [18].
Обслуживание и погашение внешнего государственного долга Республики Беларусь осуществляются с привлечением средств республиканского бюджета в соответствии с перечнем внешних государственных займов. Информация представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А
Лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь на конец 2011 года установлен в размере 13 млрд долларов США; лимит внешнего долга, гарантированного Республикой Беларусь, в размере 5 млрд. долларов США.
По данным Министерства финансов внешний государственный долг Республики Беларусь за полугодие сократился на 0,8% и на 1 июля 2008 года он был на уровне Br4915,7 млрд. белорусских рублей (около $2,31 млрд) Из них задолженность, гарантированная правительством, составляет 673,2 млрд бел. руб. (13,7 % всего внешнего долга), долг центрального правительства составил 4242,4 млрд бел. руб. (86,3[27].
На 1 октября 2009 года: $6191,2 млн долларов США (при утвержденном Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2009 год» лимите в $9,5 млрд.). В структуре внешнего государственного долга кредиты, погашаемые из средств республиканского бюджета, составляют $6074,1 млн долл. (98,1 %), за счет собственных средств заемщиков — $ 117,1 млн США (1,9 %). Займы международных финансовых организаций (МВФ, МБРР, ЕБРР): 25,2 % внешнего государственного долга, на кредиты иностранных государств — 74,8 %. Наибольшая доля — кредиты Российской Федерации (50,4 %), МВФ (24,4 %), Китая (12,7 %). Все — долгосрочные (на срок более 1 года). При этом отсутствуют займы сроком менее 3 лет, на займы сроком от 3 до 5 лет приходится 1,1 % от общей суммы внешнего государственного долга, сроком более 5 лет — 98,9 % [31].
По данным Минфина, внешний государственный долг Беларуси за июль 2010 года сократился на 2,2% и на 1 августа года был на уровне Br25217,9 млрд (около $8,48 млрд).
При этом задолженность, гарантированная правительством, составляет около Br511,9 млрд, или 2% всего внешнего долга. Этот показатель за июль увеличился на 16,9%. Долг центрального правительства равен Br24706 млрд. (98%), причем вся задолженность сформирована долгосрочными займами. Как отметили в Минфине, за отчетный период он сократился на 2,6%.
Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2010 года составил 9451,3 млн долларов США при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд долларов США.

Таблица 1 – Структура внешнего государственного долга Республики Беларусь на 01.09.2010 г.

Внешний государственный долг Республики Беларусь
(млн. долл. США)
01.01.2010 г. 01.09.2010 г.
Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь). 7 778,8
9 269,4
Кредиты, привлеченные резидентами под гарантии Правительства Республики Беларусь. 112,6
181,9
Всего 7 891,4
9 451,3
Примечание – источник: [25].

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу (согласно нормативам, рекомендуемым МБРР), свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности, а именно:

Таблица 2 - Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу за 2008 – 2009 гг.

Показатели кредитоспособности Норматив МБРР 01.01.2009 г
01.01.2010 г
отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, % 220%
10,0
31,8
отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, % 50%

6,4 16,5
отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, % 25%
1,0
1,3
Примечание – источник: [25].

3 августа 2010 года Белоруссия получила 592 млн долларов от дебютного размещения еврооблигаций [24].
Динамика соотношения внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь за 2004 – 2008 гг. отражена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.
Структура внешнего государственного долга Республики Беларусь по финансовым инструментам на 1 июля 2009 года представлена в ПРИЛОЖЕНИИ В.
Резкое увеличение размера государственного долга, в частности внешнего связано с последствиями мирового финансового кризиса. Долговые проблемы европейских стран привели к нестабильности на мировом финансовом рынке, что может оказать негативное влияние на привлечение заимствований Республикой Беларусь.
Наращивание внешнего государственного долга в Республике Беларусь произошло по причине ухудшения платежного баланса (дефицит по счету текущих операций в 2009 г. составил 13,1% ВВП) и сокращения международных резервных активов. В 2009 г. привлекались ресурсы МВФ, Российской Федерации, Всемирного банка, а также синдицированный кредит российских банков Министерству финансов Республики Беларусь. Кроме того, привлекались кредиты под гарантию Правительства Республики Беларусь от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.
Программа «стэнд-бай» сыграла одну из ключевых ролей в стабилизации экономики Беларуси в 2009 - начале 2010 года.
В рамках этой программы первый транш кредита Международного Валютного Фонда в размере $800 млн Беларусь получила в январе 2009 года. Второй транш поступил в июле - около $680 млн. В октябре 2009 года Беларусь получила очередной транш кредита Международного валютного фонда в размере $699,5 млн Четвертый транш кредита МВФ в размере более $688 млн. поступил в декабре прошлого года. Таким образом, общий объем предоставленного МВФ кредита составил около $2,87 млрд [30].
Следует отметить, что в 2010 г. Республика Беларусь будет выплачивать только процентные платежи по внешнему государственному долгу, поэтому трудностей с погашением суверенного долга возникнуть не должно. Привлеченные кредиты — долгосрочные, первые кредитные выплаты начнутся 2012—2013 гг.
В экономической литературе существует понятие валовой внешний долг.
Валовой внешний долг Республики Беларусь на любой данный момент времени представляет собой невыплаченную сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в некоторый будущий период времени и которая представляет собой обязательства резидентов Республики Беларусь перед нерезидентами.
В состав внешнего долга не включаются:
- акционерный капитал предприятий прямого инвестирования, другие формы участия в капитале, а также реинвестированные доходы, поскольку они не предусматривают выплату основного долга и/или процентов по его обслуживанию (прямые и портфельные инвестиции, обеспечивающие участие в капитале);
- производные финансовые инструменты, такие, как форвардные контракты и опционы;
- выпускаемые резидентами долговые ценные бумаги, используемые в рамках обратных операций с ценными бумагами.
Показатель валового внешнего долга Республики Беларусь включает обязательства перед нерезидентами, классифицированные по институциональным секторам, по срокам погашения и по типам долговых инструментов.
Валовой внешний долг представлен в разбивке на следующие секторы экономики: сектор органов государственного управления, сектор органов денежно–кредитного регулирования, банки и другие секторы.
Сектор органов государственного управления включает все республиканские органы государственного управления, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы Республики Беларусь, а также дипломатические и иные официальные представительства Республики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь.
Сектор органов денежно–кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк Республики Беларусь.
Банковский сектор включает банки Республики Беларусь и небанковские кредитно–финансовые организации;
Другие секторы включают физические лица, юридические лица (их структурные подразделения), не указанные в определениях вышеперечисленных секторов.
Разграничение между долгосрочными и краткосрочными обязательствами основано на критерии первоначального срока погашения.
Долгосрочный внешний долг определяется как долг со сроком погашения свыше одного года или без установленного срока погашения.
Краткосрочный внешний долг определяется как долг, выплачиваемый по требованию или с первоначальным сроком погашения не более одного года.
В классификации обязательств по финансовым инструментам выделяются следующие категории: долговые ценные бумаги, ссуды, торговые кредиты, другие долговые обязательства. Межфирменные кредиты между единицами, состоящими в отношениях прямого инвестирования, отражаются отдельно. Другие долговые обязательства и межфирменные кредиты непосредственно подразделяются на просроченную задолженность и прочие [28].
Валовой внешний долг Беларуси увеличился в первом полугодии 2010 года на 1 млрд 110,7 млн долларов, или на 5%. На 1 июля он достиг 23 млрд 171 млн долларов США, что составляет 45,5% ВВП. Во втором квартале объем совокупного внешнего долга увеличился на 927,5 млн долларов, или 4,2%.
В расчете на душу населения валовой внешний долг также продолжает расти: на 1 июля он составил 2 тыс. 447 долларов против 2 тыс. 327 долларов на 1 января этого года и 1 тыс. 596 долларов на начало 2009 года.
В общем объеме совокупного долга внешний долг органов государственного управления вырос с начала нынешнего года на 7% до 8 млрд 946,8 млн долларов.
Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 июля 2010 года составил 401,6 млн долларов, снизившись с начала года на 5,2%.
Задолженность коммерческих банков в первом полугодии выросла на 16,2% - до 4 млрд 127,9 млн долларов.
Внешний долг прочих секторов экономики составил 8 млрд 950,4 млн, увеличившись на 0,3%.
Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) снизились на 6,8% до 744,3 млн на 1 июля 2010 года.
По данным Национального банка, на обслуживание внешнего долга за первое полугодие было направлено 2 млрд 470,3 млн (10,5% ВВП, или 18,5% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд 197,3 млн долларов составили выплаты по основному долгу, а 273 млн долларов - на платежи по процентам [32].
Данные о валовом внешнем долге Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2000 - 2009 гг. представлены в ПРИЛОЖЕНИИ Г.
Как показал анализ, общая ситуация с задолженностью Республики Беларусь находится в рамках установленных международными организациями критериев. Однако за последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре государственного долга страны. Колоссальный рост валового внешнего долга (почти в семь раз за последние десять лет), увеличение доли корпоративного долга, краткосрочной составляющей, конвертация внутреннего государственного долга во внешний - все это негативно сказывается на развитии национальной экономики Беларуси. В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства — задача исключительной важности.

 



Информация о работе Теоретические основы государственного долга