Теоретические основы международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение состояния, структуры и перспективы внешней торговли Республики Беларусь.
Чтобы достичь указанную цель в курсовой работе рассматриваются следующие задачи :
1 Теоретические основы международной торговли.
2 Состояние, структура и тенденции внешней торговли Республики Беларусь
3 Перспективы внешней торговли и развития экспорта продукции АПК.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Теоретические основы международной торговли.
Глава. 2 Состояние, структура и тенденции внешней торговли Республики Беларусь
Глава 3 Перспективы внешней торговли и развития экспорта продукции АПК.
Заключение
Библиографический список. Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа РБ.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Согласно взглядов А. Смитта:

• правительствам не нужно  вмешиваться во внешнюю торговлю: они должны поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;

• нации, так же как  и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен  на товары, преимущества в производстве которых имеют другие нации;

• внешняя торговля стимулирует  развитие производительности труда  расширением рынка за пределы  национальных границ;

• экспорт является положительным  фактором для экономики, потому что  обеспечивает сбыт избытка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;

• субсидии на экспорт  является налогом на население и  приводят к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.

Концепция абсолютных преимуществ  доминировала вплоть до начала XIX века, пока не появилась другая мысль, прежде всего теория сравнительных преимуществ  Дэвида Рикардо (1772-1823 гг.).

В 1817 г. Дэвид Рикардо опубликовал свой труд "Принципы политической экономии и налогообложения", где обосновал теорию сравнительных преимуществ, которая и до настоящего времени остается одной из важнейших и неоспоримых теорий экономики.

Он показал, что абсолютные преимущества является частным случаем  общего правила.

Теория сравнительных  преимуществ базируется на предположениях, что такая теория есть, но она  использует дополнительную категорию  альтернативных затрат. По мнению Д. Рикардо, альтернативные издержки - это сравнение цен единиц товаров на внутреннем рынке, выраженных через количество рабочего времени, затраченного на их производство.

Из понятие альтернативных затрат следует альтернативная цена, как рабочее время, необходимое  для выработки единицы одного товара, выраженный через рабочее время, необходимое для изготовления единицы другого товара. Согласно закону сравнительных преимуществ даже если экономика одной страны менее эффективна по экономику другой в производстве обоих товаров, то все равно существует основа для взаимовыгодной торговли. Первая страна должна специализироваться на производстве и экспорте тех товаров, производство которых менее эффективно, то есть таких, которые имеют сравнительные преимущества; а также импортировать те товары, производство которых наиболее эффективно, то есть таких, при производстве которых страна имеет некоторые недостатки.

Следующей моделью, которая  объясняет детерминанты сравнительных  преимуществ, т.е. освещает причины  существования разницы относительных  цен на товары между двумя странами, является модель Хекшера-Олина. Эта модель также исследует влияние международной торговли на доходность факторов в двух странах. Основной причиной существования сравнительных преимуществ считается наделение определенной страны факторами производства. Такой подход объясняется несколькими причинами. Во-первых, несмотря на дебаты между экономистами, что постоянно продолжаются, разница между наделением факторами являются очень важным объяснением. Во-вторых, такой подход связывает международную торговлю с национальной алокацією ресурсов и распределением доходов. Нам предоставляется возможность исследовать взаимосвязь между международной торговлей и международным движением капитала. Наконец, подход Хекшера и Олина является достаточно общим для того, чтобы включать в себя много других объяснений.

Вообще теория утверждает, что страна будет экспортировать те товары, производство которых требует  большей мере факторов производства, которые есть в достаточном количестве в стране по меньшим ценам, и импортировать такие товары, при производстве которых в большей степени используются факторы, на которые эта страна бедная и доступных по более высоким ценам. То есть страна, богатая на труд, будет экспортировать працемісткі товары и импортировать капиталоемкие.

Таким образом, сущность теории абсолютных преимуществ заключается  в том, что страны экспортируют товары, которые они производят с меньшими затратами, а импортируют те товары, которые производятся другими партнерами с меньшими затратами.

Виды  международной торговли

Под влиянием научно-технической  революции торговые связи между  странами усложняются и обогащаются, все больше превращаются в комплексную  систему мирохозяйственных связей, в которой торговля продолжает занимать ведущие позиции.

Существующий международный  разделение труда будет постоянно  углубляться, и на его фундаментах  опережающими темпами будут расти  и совершенствоваться виды международной  торговли.

К основным видам международной  торговли следует отнести:

• торговлю товарами и  услугами;

• биржевую торговлю;

• торговые ярмарки;

• аукционы;

• встречную торговлю;

• торговлю на компенсационным сделкам и т.д.

Международная торговля услугами является комплексом разнородных  видов экономической деятельности. Исторически экономисты пытались выяснить сущность услуг и их роль, исходя из разных аспектов. Впервые всестороннее обоснование и определение услуги сделал американский экономист Гилл (1977 г.). Он писал, что услуга - это изменение условий принадлежности лица или товара любом экономическом субъекте, которая вытекает из деятельности другого экономического субъекта с согласия первого.

Гилл выделил два важных аспекта услуг:

• они не могут передаваться далее;

• предоставление услуг  нуждается деятельности одного человека для другого.

Классификация услуг  составляет довольно серьезную проблему. Например, в странах ОЭСР и публикациях  ЮНКТАД услуги разделены на пять категорий:

1) финансовые;

2) информационные (коммуникационные);

3) профессиональные (производственные);

4) туристические;

5) социальные.

На практике сегодня  широко используется классификация  услуг, предложенная МВФ:

1) морские перевозки;

2) другие виды транспорта;

3) поездки;

4) другие частные услуги;

5) другие официальные  услуги.

Рынок услуг - это разветвленная  система узкоспециализированных рынков, в частности рынка транспортных услуг, коммуникаций, коммунального  обслуживания, общественного питания, туристско-рекреационных услуг. Гостиничный  бизнес, рекламные и консалтинговые услуги, страховые и финансовые услуги, агентские и брокерские услуги, адвокатские  услуги, риэлторские услуги, франчайзинг, торговля лицензиями и патентами, "ноу-хау", промышленными образцами и полезными моделями, инжиниринг, лизинговые услуги и т.д. так же формируют комплекс услуг, которые предлагаются на упомянутом рынке. Международная статистика свидетельствует о том, что рынок услуг является одним из наиболее растущих секторов мирового рынка.

Международная торговля как основная форма международных  экономических отношений в своем  арсенале имеет много форм.

Историческая практика свидетельствует о существовании  различных форм международной торговли. Это - фактории, ярмарки, торговые компании и товарные биржи, которые существовали еще с древних времен и в  средневековье. Это - аукционы, международные  торги, торговые дома эпохи индустриальной цивилизации. Это - прямая международная  торговля на основе кооперации, встречная  торговля и внутрифирменный обмен, которые появились в наше время. В современных условиях существуют такие формы международной торговли.

Товарная биржа как  экономическая категория, отражающая составную часть рынка, спецификой которого является особая оптовая форма  торговли товарами с определенными  характеристиками: массовость, стандартность, взаимозаменяемость. Во-вторых, это - хозяйственное  объединение (общество) продавцов, покупателей  и торговцев-посредников с целью  создания условий для торговли, облегчение, ускорение и удешевление торговых сделок и операций. Такие объединения  организуют для улучшения торговли, быстрого обеспечения товаропроизводителей необходимыми товарами, ускорение оборота  капитала. Члены биржи выигрывают не от ее функционирования, а от своего участия в торгах. Члены товарной биржи, которыми могут быть как посредники (брокерские, торговые и др.) производственные фирмы, так и банковские учреждения, инвестиционные компании, отдельные граждане, в соответствии с установленными биржевых правил заключают сделки купли-продажи товаров по ценам, которые складываются в ходе торговли в зависимости от соотношения спроса и предложения на нихИнтернет- планшет samsung Galaxy Note. . Это свидетельствует о том, что биржа - особый ценообразующий механизм. В свободном ценообразовании также заключается цель биржи.

Товарная биржа - ассоциация юридических и физических лиц, осуществляющая оптовые торговые операции на основе стандартов, образцов, в специальном  месте, где цены на товары определяются путем свободной конкуренции.

Биржи, на которых объектом торговли есть отдельные товары или  их группы, называются специализированными. В свою очередь они подразделяются на специализированные широкого профиля и узкоспециализированные. Так, американская биржа "Чикаго Меркантайл Ексчендж" включает в обращение сельхозпродукты (КРС, живых свиней, бекон и т.п.), Нью-Йоркская - кофе, какао, сахар, а "Канзас Сити Борд оф Трейд" - пшеницу, то есть только один товар. До узкоспециализированных принадлежат Лондонская биржа шерсти и Лондонская международная нефтяная биржа.

Ярмарки - чрезвычайно  важный элемент рыночной инфраструктуры. Они бывают всемирные, международные, региональные, местные. Ярмарки - это  торги, рынки товаров, которые периодически организуются в установленном месте. В свое время они играли важную роль в экономической жизни стран  Западной Европы. С развитием общественного  производства, расширением торгово-обменных операций, усилением конкуренции  со центров привоза крупных партий имеющегося товара ярмарки превратились на ярмарки-выставки образцов товаров, которые можно заказать.

Аукционы - форма продажи  в определенное время и в определенном месте товаров, предварительно выставленных для ознакомления. На аукционах реализуются  определенные виды товаров, которые, как  правило, пользуются повышенным спросом. Например, главными центрами аукционной торговли мехом Нью-Йорк, Монреаль, Лондон, Копенгаген, Стокгольм, Санкт-Петербург, Москва. Особенностью аукционов является ограниченная ответственность продавца за качество предлагаемых товаров.

Итак, аукцион - это продажа  реальных товаров на основе конкурса покупателей. Международные аукционы - преимущественно коммерческие организации, имеющие помещения, необходимое  оборудование и квалифицированные  кадры. Аукционы организуются также  специализированными брокерскими  фирмами, которые перепродают товары своих клиентов за комиссионное вознаграждение.

Встречная торговля. Существует несколько форм встречной торговли.

Бартерная сделка - это  один из видов экспортно-импортных  операций, оформленных единственным договором, между субъектами внешнеэкономической  деятельности, что предусматривает  сбалансированный по стоимости обмен  товарами, не опосредованное движением  денежных средств в наличной или  безналичной форме.

Встречная закупка - это  обязательство экспортера закупить на определенную сумму товары в стране импортера. При этом товары могут  быть любыми, в том числе такими, которые не имеют отношения к  предмету настоящего соглашения.

Компенсационные сделки отличаются от бартерных тем, что  осуществляется обмен несколькими  товарами с каждой стороны.

Операции с давальческим сырьем - это операции по переработке (обработке, обогащения или использования) сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, энергоносителей, ввезенных  на таможенную территорию Украины иностранными заказчиком для использования в выработке готовой продукции с последующим возвратом всей продукции или ее части в страну владельца сырья.

Таким образом, международная  торговля осуществляется по основным видам, которые постоянно развиваются  и совершенствуются.

 

 

      Глава 2 Состояние, структура и тенденции внешней торговли Республики Беларусь

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы международной торговли