Теоретические основы СНС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

В середине ХХ века подавляющее большинство стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования экономической деятельности страны. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 198.74 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В середине ХХ века подавляющее большинство стран пришли к пониманию необходимости государственного регулирования экономической деятельности страны. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для эффективной государственной регуляции экономической деятельности необходимы достоверные экономические данные – статистическая информация, которая должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами широкого круга вопрос о необходимости овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

В России этот вопрос встал после переход от командной экономике к рыночной, что и повлекло необходимость перестройки статистического учета. Инструментом упорядочения информации о процессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счетов (СНС).

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.

Суть СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимной вязке этих показателей между собой.

В отечественной статистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х гг. и в настоящее время служит инструментом для интеграции статистической информации, является важнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.

Основой СНС служит концепция хозяйственного кругооборота по замкнутой системе на основе жесткой связки показателей, обеспечивающих балансовое равенство доходов и расходов по секторам экономики и экономике в целом. Иными словами, система национальных счетов — это статистическая система мониторинга с состоянием экономики страны, удовлетворяющая аналитические потребности для стран с различным уровнем экономического развития. Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире, представляющей характеристику экономических процессов, протекающих в стране, ее регионах, секторах экономики.

В рамках данной работы наиболее полно раскрывается понятие Системы национальных счетов, история её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН. Будут показаны   суть, цели и задачи Национального счетоводства, основные концепции построения, роль и значение для макроэкономического анализа. Также в ходе работы рассматриваются составляющие основных макроэкономических показателей, их взаимосвязь, методы  измерений. Трудно переоценить значение  анализа обобщающих экономических показателей и их взаимосвязи, в динамике он позволяет оценить правильность проводимой экономической политики и принять своевременные меры для корректировки экономической деятельности и внешнеэкономических связей. Подробно остановлюсь на современных проблемах формирования Российской СНС.

 

 

Глава 1.Теоретические основы СНС

 

1.1 Понятие и сущность системы национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) — это международный стандарт статистических расчетов на макроуровне, принятый ООН, Международным валютным фондом, Всемирным банком, Евростатом и рекомендованный для внедрения странам — членам этих организаций.

Сущность СНС: в самом общем виде она является моделью, в которой представлены потоки стоимости между секторами экономики страны от производства и до использования доходов на конечное потребление и сбережение. Для этих целей используется теория экономического цикла. Стоимость при этом постоянно видоизменяется, выступая то в виде добавленной стоимости, заключенной в произведенных продуктах и услугах, то в виде доходов, то в виде расходов. При этом общий объем стоимости в виде потока стоимости сохраняется постоянным. Именно этот объем и характеризуется с помощью показателей ВВП и ВНД.

Теоретическую основу СНС составляют теория экономического цикла и теория факторов производства (используется при расчетах структуры стоимости важнейших макроэкономических агрегированных показателей: ВНП и ВВП ).

Каждая из фаз экономического цикла описывается с помощью одного или нескольких счетов (таблиц), содержащих статистические показатели. Всякий раз речь идет об одной и той же величине, но измеренной с помощью различных статистических показателей и методов. Поэтому все счета СНС увязываются между собой и являются сбалансированной моделью, дающей представление об экономическом процессе.

 СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, т.е. соответствие наличных ресурсов и их использование.

 

1.2 История возникновения и развития системы национальных счетов

 

Модель СНС первоначально возникла как набор таблиц для расчета национального дохода. С появлением международных организаций, развитием мировой торговли и интеграции возникла потребность в сопоставлениях национальных статистических показателей разных стран.

В 1928 г. Лига Наций провела международную конференцию по экономической статистике, на которой обсуждались возможности международных сопоставлений макроэкономических показателей (прежде всего национального дохода), чтобы получить возможность лучше влиять на экономику. В 1939 г. Лига Наций опубликовала Мировой экономический обзор, в который были включены расчеты по 26 странам. Война прервала эти работы. Но уже в 1947 г. был опубликован Меморандум Комитета экспертов по статистике Лиги Наций, содержащий приложение «Определение и измерение национального дохода и связанных с ним показателей», написанное Р. Стоуном. В нем впервые были изложены принципы организации СНС.

В 1953 г. была опубликована Система национальных счетов ООН. За ней последовали версия СНС-1968, несколько региональных версий. В 1993 г. была принята современная версия СНС. Все эти версии между собой сопоставимы и совместимы, поскольку построены они на единых принципах.

Современная СНС представляет собой модель, отражающую потоки продуктов и фондов от производства до конечного потребления, переливы стоимости из одного сектора экономики в другой. За счет этого СНС показывает не только выходные макроэкономические параметры экономики страны в целом.

 

 

 

 

1.3 Основные понятия и принципы построения СНС

 

СНС представляет собой свод балансовых экономических таблиц, отражающих, с одной стороны, расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров, с другой - их доходов от результатов хозяйственной деятельности. Основная цель заключается в получении на основе данных статистической отчетности количественной информации о производстве, распределении и об использовании общественного продукта. Для этого по каждому из макроэкономических субъектов и народному хозяйству в целом составляется система функциональных счетов, отражающих участие данного субъекта в следующих хозяйственных процессах:

  • В производстве благ и услуг;
  • В образовании национального дохода;
  • В распределении национального дохода;
  • В перераспределении национального дохода;
  • В использовании национального дохода;
  • В изменении имущества;
  • В кредитовании и финансировании.

Национальные счета позволяют упорядочить информацию о хозяйственной деятельности, играя в национальной экономики роль, подобную системе бухгалтерских счетов на предприятии. При подсчете макроэкономических показателей на основе СНС не проводятся различия между материальным и нематериальным производством. Поэтому в них учитываются все оплаченные товары и услуги. Единственными видами производства, не учитываемыми в СНС, являются производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего потребления; производство промежуточного продукта,

потребляемого внутри сферы бизнеса, и нелегальное производство товаров и услуг.

Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг.

Система национальных счетов, реализуемая в Российской Федерации, включает следующие счета:

Счета внутренней экономики в целом:

  1. счет товаров и услуг;
  2. счет производства;
  3. счет образования доходов;
  4. счет распределения доходов:

а) счет распределения первичных доходов;

б) счет вторичного распределения доходов;

      5. счет использования национального располагаемого дохода;

6. счет операций с капиталом.

Счета отраслей экономики:

  1. счет производства по отраслям;
  2. счет образования доходов по отраслям.

Счета внешнеэкономических связей ("остального мира"):

  1. счет текущих операций;
  2. счет капитальных затрат;
  3. финансовый счет.

Охарактеризуем некоторые из счетов.

Счет производства отражает результаты производственной деятельности - затраты, промежуточное потребление, производство новой (добавленной) стоимости. Его итог - добавленная стоимость в рыночных ценах.

Счет образования доходов характеризует процесс образования прибыли, заработной платы, доходов от собственности, социальных выплат, других доходов.

Счет распределения доходов показывает, как доходы распределяются между основными получателями - домашними хозяйствами, фирмами, учреждениями, административными структурами.

Счет использования доходов отражает соответствующий процесс; из располагаемого валового дохода образуются конечное потребление и валовое накопление.

Счет капитала (капитальных затрат, операций с капиталом) содержит показатели сбережения, изменения запасов, амортизации основного капитала, перечисления капитала.

Финансовый счет показывает итоговые изменения финансовых активов и пассивов, образование сальдо долговых требований и обязательств.

Счет товаров и услуг является своеобразной сводной таблицей. Как и все счета, он состоит из двух частей: в части "ресурсы" показываются выпуск продукции и импорт товаров и услуг, в части "использование" - объемы использования продукции на потребление (промежуточное и конечное), накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Каждая часть счета формируется самостоятельно на основе своих потоков статистической информации, вследствие чего суммарные итоги по ним могут несколько различаться между собой. Для баланса по счету эта разница оформляется в виде показателя "статистическое расхождение", который характеризует суммарную ошибку при построении всех счетов. Статистическое расхождение, не превышающее 4-5% ВВП, свидетельствует об удовлетворительном качестве расчетов.

В СНС применяется группировка экономических единиц по секторам. Сектор представляет собой совокупность институционных единиц (то есть хозяйствующих субъектов), имеющих сходные цели, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, что обуславливает их сходное экономическое поведение.

Институционными единицами являются хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Институционными единицами могут быть юридические лица и физические лица (или их группы) в виде домашних хозяйств.

Выделяются следующие сектора национальной экономики: нефинансовые предприятия, финансовые учреждения, государственные учреждения, некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, домашние хозяйства. Для отражения взаимосвязей с другими странами образуется условный сектор "остальной мир", объединяющий все институциональные единицы-нерезиденты в той части, в которой они взаимодействуют с резидентами национальной экономики. Институционная единица считается резидентом в экономике страны, если она имеет на ее территории центр экономического интереса, то есть если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году.

Счета производства и образования доходов составляются не только в целом по экономике и секторам, но также и по отраслям.

Отрасль определяется как совокупность заведений, т.е. предприятий или подразделений предприятий, расположенных в одном месте, занимающихся одним видом производственной деятельности (не относящейся к вспомогательной) или в которых на долю основной деятельности приходится большая часть выпуска. В тех случаях, когда институционная единица состоит из одного заведения, эти две структуры совпадают. Однако заведение как таковое не является обособленным структурным образованием, способным от своего имени владеть товарами или активами, получать доходы и расходовать эти средства и т.д. Отрасли могут включать заведения, являющиеся производителями как рыночных, так и нерыночных услуг. В связи с этим в общем выпуске продукции выделяется выпуск: товаров, рыночных услуг, нерыночных услуг.

Информация о работе Теоретические основы СНС