Теоретические вопросы ценообразования на факторы производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Производство товаров зависит от издержек, которые в свою очередь определяются ценами на факторы производства. Эти факторы имеют свой рынок, на котором они продаются и покупаются, а цена на них устанавливается в соответствии с законами спроса и предложения.
Определение цен на факторы производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли, связано с решением проблемы «для кого должны производиться товары». Поэтому ее детальный анализ относится к теории распределения. В то же время механизм образования цен на факторы производства дает нам возможность ответить, каким путем должно быть организовано производство, чтобы оно было эффективным.

Содержание работы

Введение 3
1.Экономическая сущность факторов производства 5
1.1.Различные подходы к распределению доходов 5
1.2.Взаимовлияние факторов производства в процессе создания продукта 10
1.3.Факторы производства как ограниченные ресурсы 14
2.Ценообразование на факторы производства 18
2.1.Основа предельного продукта 18
2.2.Кривые спроса и предложения на факторы производства 20
2.3.Заработная плата как цена фактора производства 25
2.4.Рента как цена фактора производства 28
Заключение 31
Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 80.89 Кб (Скачать файл)

предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Проблема выбора сложна тем, что, отдавая предпочтение одному виду благ, мы одновременно отказываемся от потребления других. Например, человек, скопивший деньги па покупку видеомагнитофона, в последний момент решает, что в преддверии зимы лучше купить себе шубу[1,стр.39]. Купив ее, он  отказывается от реализации своего первого желания. Вопрос о том, как распределить имеющиеся ограниченные ресурсы, стоит не только перед каждым отдельным человеком, но и перед предприятием, перед правительством любой страны.

Экономическая теория констатирует, что ограниченность ресурсов определяет альтернативность их использования. Для иллюстрации воспользуемся цифровым примером американского экономиста П.Самуэльсона. Допустим, необходимо произвести два товара — пушки и масло. Эти товары, как правило, используют для иллюстрации альтернативности гражданского и военного производства. Например, абсолютно все ресурсы общества направлены на производство масла. Будем считать объем его в 5 млн. кг - это максимум, который возможно произвести при данном уровне ресурсно-технологического обеспечения[9, стр.87]. Альтернатива «масляному раю» — пушечный производство при том же ресурсно-технологическом значении, которое может составить максимально 15 тыс. шт. Однако, если общество снизит объем производства масла, то сможет иметь и пушки. Причем объемы производства масла и пушек не только альтернативны, но и взаимодополняемы при учете ограниченности ресурсов как единого целого.

Значения альтернативных возможностей приведены в таблице 1.

  Таблица 1.

  Альтернативные возможности  производства масла и пушек.

Возможности

Пушки, тыс. шт.

Масло, млн. кг

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

9

3

E

5

4

F

0

5


 

Рассмотренный случай показывает, что экономика полной занятости  всегда

альтернативна, т.е. она должна выбирать между военным и гражданским

производством путем перераспределения  ресурсов.

Обществу приходится выбирать - производить пушки или масло, или производить и пушки и масло в определенных пропорциях. При этом возникает проблема рационального ведения хозяйства. Эта проблема выбора всегда есть и будет. Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, т.е. оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных из ограниченного числа ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость населения, и полный объем  производства.

Для углубленного понимания  содержания производственных возможностей

используем предыдущий пример и зададим ему графическое  изображение, отложив по вертикали данные о производстве продукта пушек, а по  горизонтали — масла (рис. 1) Получим кривую производственных возможностей,  каждая точка на которой — это максимальный объем производства двух продуктов.

    Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным  

 количествам,

 


 

                      Кривая производственных возможностей.                                        Все сочетания на кривой двух продуктов отвечают их максимальным  

 количествам, которые могут быть получены в результате эффективного использования имеющихся ресурсов. Точки, находящиеся вне кривой производственных возможностей, противоречат принятому условию.

Если точка S расположена  правее данной кривой, это означает, что такие

параметры недостижимы при  имеющейся технологии производства, если левее — наблюдается недоиспользование имеющихся ресурсов. На основе приведенных данных можно сказать, что большее количество масла можно произвести только в том случае, если уменьшить производство других продуктов, отказаться от них, чтобы получить какое-то количество любого данного продукта, называемое вмененными издержками производства этого продукта. В нашем примере количество пушек, от которого придется отказаться, чтобы получить дополнительную единицу масла и есть вмененные, или альтернативные, издержки[6, стр.147].

Здесь можно сказать о  законе  возрастающих вмененных  издержек (дополнительных затрат), который отражает свойство рыночной экономики, согласно которому для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится расплачиваться потерей всевозрастающего количества других товаров, то есть благ. Из-за ограниченных производственных возможностей и ресурсов, блага тоже ограничены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ценообразование  на факторы производства 

2.1.Основа  предельного продукта 

Понятие предельного продукта труда и капитала — инструмент, рассматриваемый в этой главе. Данное понятие тесно связано с концепцией предельных затрат. Кроме того, оно  представляет еще один пример того, как экономическое мышление акцентирует  внимание в принятии решений на приращениях  — небольших, малозначащих изменениях в существующих количествах ресурсов — вместо общих или средних  величин, относящихся ко всему существующему  объему ресурсов и выпуска. Логика предельного  продукта может быть полезна в  тактическом реструктурировании. Но она также широко применима в  долгосрочных стратегиях, нацеленных на достижение компаниями устойчивых преимуществ над их конкурентами.

Предельный продукт —  это особое применение логики "затраты—ценность" в контексте таких первичных ресурсов, как труд и капитал. Примененная к труду и капиталу логика "затраты—ценность" задает вопросы[7, стр.172]:

•          Сколько стоит еще один час труда или использования капитала?

•          Сколько еще один час труда или работы машины добавляет к выпускаемым фирмой товарам или услугам?

Это предельный продукт. Его  применение состоит в определении  полезности дополнительного количества труда или оборудования таким  образом, который позволяет сравнивать ее с затратами на них. Понятие  предельных издержек не ограничивается исключительно трудом и капиталом: оно применяется к другим ресурсам, даже к информации, хотя их предельный продукт часто гораздо труднее  проследить.

Затраты на труд и капитал  следовало бы, как и все затраты, оценивать как альтернативные издержки, включая скрытые. Труд может иметь  нулевую оценку, если работники, не находя прибыльного применения, используются в настоящее время производительно лишь до известной степени. Использование такого труда означает, что платежная ведомость компании не увеличивается, хотя ее продажи и выпуск растут. Капитал может иметь значительную стоимость, хотя и скрытую, даже когда используются собственные средства компании, так как эти деньги могли бы прибыльно инвестироваться где-нибудь еще.

Оценки предельного продукта труда и капитала часто затруднительны.  Они не предоставляются стандартными бухгалтерскими данными в обычных отчетах о финансовых результатах. Лучше всего получать их с помощью экономистов и специалистов по организации производства путем тщательного отслеживания соотношений между затратами рабочего времени и времени использования оборудования и количеством единиц произведенной продукции. Предельный продукт — это обратная величина предельных издержек, рассмотренных в гл. 4. Предельные издержки показывают дополнительные  затраты  на производство дополнительной единицы выпуска. Предельный продукт показывает дополнительный выпуск, приходящийся на долю дополнительного часа труда или часа работы машин. Если затраты этих часов труда и работы машин известны, предельный продукт есть просто обратная величина предельных издержек

Экономисты часто говорят  о двойственном отношении между  функциями издержек и производственными  функциями, подразумевая, что если вы знаете одну из них, то можете получить (или, по крайней мере, обозначить) другую. Действительно, знание производственной функции — подробного отношения  между ресурсами труда и капитала и общим выпуском товаров или  услуг — часто лучший способ конструирования  функций затрат.

 

 

2.2.Кривые  спроса и предложения на факторы  производства 

Кривые спроса на факторы  производства носят производный  характер, они определяются кривыми  спроса на соответствующую конечную продукцию. Смещение последних вверх  вызывает аналогичное перемещение  кривых спроса на факторы производства, в этом проявляются обычные, но чрезвычайно  запутанные взаимосвязи.

   Для того чтобы  получить кривую совокупного  спроса, мы подсчитываем общую  величину спроса на тот или  иной фактор производства со  стороны всех фирм. Кривая совокупного  спроса в сочетании с кривой  предложения (форму которой также  необходимо отыскать), по-видимому, и будет определять в точке  своего пересечения равновесную  цену на данный фактор производства. При такой равновесной рыночной  цене спрос на этот фактор  производства окажется в точности  равным его предложению: лишь  в этом случае размеры цены  на фактор производства не  будут претерпевать дальнейших  изменений. Если рыночная цена оказывается выше уровня равновесия, то продавцы всегда будут стремиться расширить рынок сбыта, предлагая свои товары дешевле, и это вызовет падение рыночного уровня цен; если же рыночная цена оказывается ниже уровня равновесия, то конкуренция между покупателями вынудит их предлагать за товар более высокую цену, и это приведет к восстановлению равновесия [14, стр.119].

    Примером может служить то обстоятельство, что непосредственный спрос на жилые дома порождает совмещенный спрос на труд представителей всех разнообразных строительных профессий, а также на кирпич, строительный камень, лесоматериалы и т д., которые являются факторами производства всевозможных строительных работ, или, для краткости, новых жилых домов. Спрос на любой из этих факторов, например на труд штукатуров, - это лишь косвенный, или производный спрос.

Проследим этот пример на группе явлений, часто возникающих на рынке рабочей силы; период в течение которого происходят перебои, возьмем короткий, а к принимаемым нами в расчет причинам, обусловливающим перестройку спроса и предложения, также отнесем только те, какие способны действовать лишь на протяжении короткого периода.

Данный случай имеет важные практические последствия, заставляющие нас обратить на него особое внимание, но следует заметить, что, хотя он относится  к короткому периоду, он составляет исключение из принятого нами общего правила выбирать в данной и смежных  главах примеры, которые обеспечивают достаточное время для полного  проявления действия сил предложения  на протяжении долгого периода.

Вторым условием является то, что товар, в производстве которого названный фактор необходим, должен быть таким товаром, спрос на который  настолько тверд и неэластичен, что перебои в его предложении  заставят потребителей согласиться скорее платить за него очень высокую цену, чем вовсе обходиться без него; это предполагает также, что для данного товара не существует подходящих заменителей по цене, которая лишь ненамного выше его равновесной цены [8, стр.58]. Если приостановка жилищного строительства поднимет очень намного цены на жилые дома, строители, жаждущие обеспечить себе исключительно высокую прибыль, станут состязаться друг с другом в использовании той рабочей силы штукатуров, какая имеется на рынке

Третье условие заключается  в том, что лишь малая доля издержек производства товара должна приходиться  на цену данного фактора. Поскольку  заработная плата штукатуров составляет только малую часть общих затрат на строительство дома, ее повышение  даже на 50% увеличит лишь на очень небольшой  процент издержки производства дома и только ненамного сократит.

Четвертое условие сводится к тому, что даже небольшое сокращение объема спроса должно вызвать значительное снижение цен предложения других факторов производства, так как оно  увеличит существующий предел оплаты по высокой цене данного фактора. Если, например, каменщики и другие группы рабочих или сами предприниматели не могут легко перейти на выполнение другой работы и не в состоянии оставаться без дела, они способны согласиться на работу с намного меньшей, чем прежде, оплатой, а это повысит возможный предел более высокой оплаты труда штукатуров. Эти четыре условия независимы друг от друга, а действия последних трех взаимно друг друга дополняют.

Повышение заработной платы  штукатуров было бы предотвращено, если бы можно было обойтись без штукатурных  работ или если бы ее могли сносно выполнить за умеренную плату  рабочие других профессий; диктат, который  один фактор производства товара способен иногда осуществлять над другими  факторами через посредство действия производного спроса, несколько умеряется  принципом замещения.

  Мы уже рассмотрели способ, посредством которого агрегированный спрос на какой-либо товар складывается из спроса различных групп населения, испытывающих потребность в этом товаре. Теперь мы уже можем распространить это понятие совокупного спроса на факторы производства, требующиеся различным группам производителей.

Почти всякий вид сырья  и почти всякий вид труда применяется  во многих разных отраслях производства и вносит свою долю в производство громадного множества товаров. Каждый из этих товаров пользуется своим  собственным непосредственным спросом; из последнего можно вывести производный  спрос на любой из предметов, применяемых  в изготовлении соответствующего товара, а сам этот предмет "распределяется между различными видами своего употребления" в таком порядке, какой мы уже  рассматривали. Различные виды его употребления соперничают или конкурируют друг с другом, а соответствующие производные спросы выступают по отношению друг к другу соперничающими или конкурентными спросами. Но по отношению к предложению готового продукта они друг с другом сотрудничают, поскольку они "сложены" в общем спросе, который поглощает предложения, точно так же как частичный спрос отдельных слоев общества на готовый товар агрегируется или складывается воедино в общий спрос на него.

Информация о работе Теоретические вопросы ценообразования на факторы производства