Теории инфляции и антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:59, курсовая работа

Описание работы

Конечно, попадание страны в полосу инфляции не означает, что дорожают одновременно все имеющиеся товары. Некоторые из них, например, не пользующиеся спросом или только внедряющиеся на рынок, могут и дешеветь.
Что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить? Эти вопросы были в центре внимания в 20 веке. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Конечно, определенный резон в этом утверждении был. Однако даже после того, как эмиссия денег во многих странах была взята под строгий контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и сама инфляция бывает разной.

Содержание работы

Введение.
Глава I.
Инфляционные процессы в экономике.
Сущность инфляции, ее виды и типы.
Причины инфляции.
Глава II.
Теории инфляции.
Глава III.
Антиинфляционная политика.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсавая работа.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Чтобы увеличить инвестиции, предлагалось снизить проценты на кредиты, что  увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капитальных  вложений, поднимет их предельную эффективность. Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ – строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.

Далее намечалось перераспределение  доходов в интересах социальных групп, получающих наименьшие доходы. Такая политика была призвана увеличить  спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.

В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента  регулирования спроса – кредитно-денежный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму.

Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политики, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

В кейсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. Под мультипликатором понимают коэффициент, выражающий соотношение между приростом  дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Последователи Кейнса (неокейсианцы) дополнили и конкретизировали его положения. Они ввели понятие акселератора, который показывает зависимость прироста инвестиции от прироста дохода. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейсианцы разработали схему непрерывного, динамичного роста экономики. Была создана теория регулирования экономики в условиях подъема и спада. Разработано положение о регулировании экономики через госбюджет с использованием стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на циклические колебания, смягчать эти колебания (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).

Противоположную концепцию  предложила монетаристская школа.  Ее крупный представитель М.Фридмен  подразумевал под инфляцией устойчивый и непрерывный рост цен, выступающий  всегда и везде как денежный феномен, вызванный избытком денег по отношению к выпуску продукции.

Монетаристы считают, что  рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности. Если имеют место диспропорции, то это происходит в результате внешнего вмешательства.

Число государственных  регуляторов сокращается до минимума, исключается налоговое, бюджетное регулирование (так называемые административные методы).

В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную  жизнь, служат денежные импульсы, денежная масса влияют на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки производственных мощностей – к росту цен.

 Поскольку изменения  денежной массы сказываются на  экономике не сразу, а с некоторым  опозданием и это может привести  к неоправданным нарушениям, то, по мнению монетаристов, следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющего целью рост производительного потенциала.

Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и предложением. Рост денежного предложения (процент  прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. Центральному банку следует отказаться от коньюктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.

При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом механического прироста денежной массы, которое отражало 2 фактора: уровень ожидаемой инфляции и темпы прироста общественного продукта.

Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.

 

ГЛАВА III.

Антиинфляционная  политика.

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией.

Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией  доходов. Инструменты управления процессами, применяемые в странах Запада, различаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма.

В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

    1. Политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной эмиссии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование – регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП).
    2. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзиной и согласуется с динамикой цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов.

Воздействие на инфляционный процесс  в условиях роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.

Снизить темпы инфляционного  роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно 3 года – в 1982 г.

Как свидетельствует  опыт, остановить инфляцию весьма сложно с помощью одних лишь организационных  мер. Для этого необходима структурная  реформа, направленная на преодоление  возникших в экономике диспропорций.

Конкретные методы сдерживания  инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.

Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).

Инфляция может стимулироваться  неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданное снятие ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулирует инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются.

Вполне очевидно, что  управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.

Следует признать, что  в России расчеты на быстрое укрощение  стихии цен и пробуждение заинтересованности производителей не оправдались. Запустить  новую систему хозяйственного регулирования оказалось далеко не просто. Переход от одной системы к другой – от централизованно управляемой к основанной на действии рыночных сил – натолкнулся на беспрецедентные проблемы, которые не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике оказалось чрезвычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и слабо реагирует на традиционные методы воздействия.

Применительно к России, попавшей в инфляционную полосу в  начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:

    1. Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.
    2. Ценовые диспропорции не устранены в ходе либерализации цен. Свободные цены не стали ценами равновесия и не работали на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая, машиностроение.
    3. Сокращение внешнего долга, резко сужающего маневры валютными ресурсами. Практически отсутствуют страховые фонды – материальные и финансовые.

Результативность антиинфляционной  политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо  при сбалансированном рынке, оказывается  бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой.

Для России серьезной  проблемой стало сокращение расходных  статей государственного бюджета, что  ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, труднорешаемые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Сложившаяся в нашей стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно  взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.

Преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение  этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.

 

Заключение

 

 

Таким образом, в настоящее время  инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Процесс инфляции носит не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с  развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление  инфляцией представляет важнейшую  проблему денежно-кредитной и в  целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

Список литературы

 

 

    1. Борисов Е.Ф. «Основы экономической теории». М.: Наука, 1998.
    2. Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика. Справочник. М.: Экономика, 1997.
    3. Мостовая. Экономическая теория. М.: Экономика, 1998.
    4. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: 1998.
    5. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева, М.: 1998.

 

 


Информация о работе Теории инфляции и антиинфляционная политика государства