Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:59, курсовая работа
Конечно, попадание страны в полосу инфляции не означает, что дорожают одновременно все имеющиеся товары. Некоторые из них, например, не пользующиеся спросом или только внедряющиеся на рынок, могут и дешеветь.
Что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить? Эти вопросы были в центре внимания в 20 веке. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Конечно, определенный резон в этом утверждении был. Однако даже после того, как эмиссия денег во многих странах была взята под строгий контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и сама инфляция бывает разной.
Введение.
Глава I.
Инфляционные процессы в экономике.
Сущность инфляции, ее виды и типы.
Причины инфляции.
Глава II.
Теории инфляции.
Глава III.
Антиинфляционная политика.
Заключение.
Список литературы.
Чтобы увеличить инвестиции, предлагалось
снизить проценты на кредиты, что
увеличит разрыв между стоимостью кредитов
и ожидаемой прибыльностью
Далее намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наименьшие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования спроса – кредитно-денежный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму.
Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политики, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.
В кейсианской теории важную роль играет концепция мультипликатора. Под мультипликатором понимают коэффициент, выражающий соотношение между приростом дохода и вызывающим этот прирост увеличением объема инвестиций. Он показывает зависимость прироста национального дохода от прироста инвестиций. Последователи Кейнса (неокейсианцы) дополнили и конкретизировали его положения. Они ввели понятие акселератора, который показывает зависимость прироста инвестиции от прироста дохода. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейсианцы разработали схему непрерывного, динамичного роста экономики. Была создана теория регулирования экономики в условиях подъема и спада. Разработано положение о регулировании экономики через госбюджет с использованием стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на циклические колебания, смягчать эти колебания (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).
Противоположную концепцию
предложила монетаристская школа.
Ее крупный представитель М.
Монетаристы считают, что
рыночное хозяйство в силу внутренних
тенденций стремится к
Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается налоговое, бюджетное регулирование (так называемые административные методы).
В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат денежные импульсы, денежная масса влияют на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки производственных мощностей – к росту цен.
Поскольку изменения
денежной массы сказываются на
экономике не сразу, а с
Фридмен исходил из того, что денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен обеспечивать стабильность цен. Фридмен считал, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно. Центральному банку следует отказаться от коньюктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.
При выборе темпа роста денег Фридмен предлагает руководствоваться правилом механического прироста денежной массы, которое отражало 2 фактора: уровень ожидаемой инфляции и темпы прироста общественного продукта.
Итак, согласно взглядам монетаристов, деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и, чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением.
ГЛАВА III.
Антиинфляционная политика.
Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали (это такое повышение ставок заработной платы, которое вызывает неумеренное увеличение покупательной способности населения и рост рыночных цен, а последний, в свою очередь, порождает дальнейшее увеличение ставок заработной платы), а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Управление инфляцией
В целом в развитых странах темп инфляционного роста (после периода военной специализации) удается удерживать в довольно узких пределах.
Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:
Воздействие на инфляционный процесс в условиях роста цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий нефтяного шока, ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных фондов, пересмотрена система налогообложения.
Снизить темпы инфляционного роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно 3 года – в 1982 г.
Как свидетельствует
опыт, остановить инфляцию весьма сложно
с помощью одних лишь организационных
мер. Для этого необходима структурная
реформа, направленная на преодоление
возникших в экономике
Конкретные методы сдерживания инфляции, дозировка и последовательность применения привлекаемых способов и методов зависят от постановки правильного диагноза, т.е. причин появления инфляции и определения, связанных с ними факторов, подстегивающих инфляционные процессы.
Инфляция может носить монетарный характер или преимущественно структурный, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек).
Инфляция может
Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформирования централизованной экономики предполагает использование как опробованных, так и нестандартных мер, учитывающих природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в наших условиях следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными условиями, противоречиями переходного периода.
Следует признать, что
в России расчеты на быстрое укрощение
стихии цен и пробуждение
Применительно к России, попавшей в инфляционную полосу в начале реформ, и не сумевшей разработать единую линию антиинфляционной политики, можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации:
Результативность
Для России серьезной
проблемой стало сокращение расходных
статей государственного бюджета, что
ведет к развалу социальной сферы,
свертыванию капитальных
Сложившаяся в нашей стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры по регулированию курса национальной валюты, по регулированию темпов инфляции.
Преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с позиции экономической теории) рецепты и рекомендации не способны дать желаемого результата.
Заключение
Таким образом, в настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
Процесс
инфляции носит не случайный, а весьма
устойчивый характер. В странах с
развитой рыночной экономикой инфляция
может рассматриваться в
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и много факторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Список литературы
Информация о работе Теории инфляции и антиинфляционная политика государства