Теории инфляции. Сущность, причина и социально-экономические последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение теорий инфляции, раскрытие ее сущности и причины социально-экономических последствий инфляции.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
-теории инфляции
- сущность и виды инфляции
- социально-экономические последствия инфляции
- особенности инфляции в России

Содержание работы

Введение 4
1 Теории инфляции 6
1.1Сущность и виды инфляции 6
1.2 Причины инфляции 12
1.3 Социально-экономические последствия инфляции 14
2 Анализ современной инфляции в России 16
2.1 История инфляции 16
2.2 Особенности инфляции 17
2.3 Влияние инфляции на развитие регионов 20
3 Особенности борьбы с инфляцией в России 24
3.1Опыт борьбы с инфляцией. Мировой финансовый кризис 2008-2009 года 24
3.2 Зарубежный опыт борьбы с инфляцией. Антиинфляционная

модель для России 25

3.3 Основные методы борьбы с инфляцией 32
Заключение 34
Список использованной литературы и источников 36
Приложение А 38
Введение

Файлы: 1 файл

эк. теория исправленное.docx

— 133.20 Кб (Скачать файл)

Практика хозяйствования показала, что инфляция в России не столько денежный феномен, сколько  связана с особенностями российской экономики. Обесценение денег в  России происходит не по причине излишка  денег в обращении, а в результате монопольного взвинчивания цен посредническими, порой мафиозными структурами.

Поскольку инфляция в России имеет немонетарную природу, то экономика, инвестиции, финансы очень слабо  отреагировали на снижение цен. Со второго  полугодия 1996г. наметились признаки стабилизации производства, сокращения потребительского спроса и капитальных вложений.

Вместе с тем существуют факторы, которые не позволят сохранить  депрессивную стабилизацию. К ним  относятся: нарастание бюджетного дефицита и слабая собираемость налогов, дальнейший рост неплатежей и задолженности  по заработной плате, возрастание сферы  использования денежных суррогатов, увеличение безработицы [13, с. 470].

 

 

2.3 Влияние инфляции на развитие регионов

 

Снижение межбюджетных трансфертов  из ФБ в регионы с почти 1,5 трлн руб. в 2009 г. до 938,5 млрд руб. в 2013 г. плюс остаточное влияние экономического кризиса привели к значительному снижению прогнозных доходов и расходов бюджетов почти всех субъектов РФ в 2011 г. 

Несколько лучше бюджетная  ситуация по доходам у регионов-доноров, к которым примыкает и экономически сильный Красноярский край. Доходы его бюджетов растут по годам трехлетки, за исключением 2011 г. - 104,85 млрд руб. (2010 г. - 107,6 млрд руб.); 2012 г. - 110,2; 2013 г. - 117,9 млрд руб. Расходы же изменяются незначительно. В итоге расходы бюджетов 2011 и 2013 гг. даже совпадают, а дефицит бюджета за трехлетку снизится с 18 до 5 млрд руб.

        В дотационной Волгоградской области ситуация близкая - падение расходов и доходов в 2011 г., стабилизация в последующие годы, снижение дефицита за трехлетку с 7 млрд руб. в 2011 г. до 3 млрд руб в 2013 г. [10, с. 425].

      Прогнозные расходы дотационной Орловской области по годам трехлетки почти не меняются, что означает их реальное ежегодное снижение на уровень инфляции. И даже у Липецкой области - региона-донора - с бюджетами не все гладко. Падают прогнозные доходы и расходы в 2011-2012 гг., и только в 2013 г. расходы бюджета почти достигнут уровня 2010 г., но не превысят его. В целом регионы выполняют установку минфина на снижение дефицитов бюджетов в течение трехлетки. Но при снижении межбюджетных трансфертов это привело к прогнозному снижению в 2013 г. расходов по всем статьям, связанным с инвестированием развития человеческого капитала (ЧК), а также по статье "национальная экономика".

        Популизм в экономике, в том числе в части неравномерного роста пенсий и опережающего роста заработной платы, не привел к положительным результатам. Значительная доля пенсий выплачивается ежегодно из ФБ: в 2011 г. на пенсии выделено 890,9 млрд руб., всего же в 2011 г. на все социальные выплаты ПФ - 2324,4 млрд руб. Необходимо повышение эффективности и оптимизация функций ПФ, чего не происходит [25, с. 231].

          В сложившейся ситуации министр финансов Алексей Кудрин вполне резонно предлагает постепенно и понемногу с2015 г. повышать пенсионный возраст. Высшим руководством страны предложение пока не поддержано, но и не отвергнуто в долгосрочном периоде. Из бывших республик СССР только Россия, Беларусь, Украина и Таджикистан не изменили возраст выхода на пенсии. В Казахстане (жен/муж) он уже - 58/63, в Грузии - 60/65, в Эстонии - 63/63 и т.д. Повысили пенсионный возраст и страны Восточной Европы. Для фундаментального решения бюджетных проблем регионов и МО необходимо повышать производительность труда и эффективность экономики. Этому способствует, в частности, и снижение налогового бремени на бизнес, что повышает инвестиционную привлекательность страны. А оно в РФ, напротив, увеличивается в 2011 г. - работодатели со следующего года будут платить страховые взносы в размере 34% от фонда заработной платы, а не 26%, как сейчас. Вернулись назад, когда этот налог составлял 35,6% и подавлял экономику, раздувая ее теневой сектор. 

За счет увеличения страховых  взносов в 2011 г. доходы ТФОМС вырастут скачком в 1,6 раза. Но эффект этот будет временным и минусы за счет снижения поступлений налога на доходы физлиц (увеличение зарплат в конвертах), роста теневой экономики перевесят разовые плюсы. В табдице- Приложение А приведены прогноз динамики цен в основных секторах экономики в 2010 - 2013 гг. [15, с. 151].

О росте цен  в реальном секторе в 2011 - 2013 гг. Рост цен производителей в промышленности в 2011 году будет усиливаться в связи с расширением спроса и в отличие от 2009 - 2010 гг. опередит потребительскую инфляцию. При этом внутренние цены на товары, торгуемые на внешних рынках, будут находиться под влиянием конъюнктуры мировых рынков, характеризующейся относительной стабильностью с весьма умеренными темпами роста цен.

На товары, потребляемые преимущественно внутри страны, в 2011 году рост цен в среднем будет  выше инфляции в связи с постепенным  расширением внутреннего спроса. В результате в ряде производств траектория динамики цен может выйти из депрессивной, принявшей такой характер в 2009 - 2010 гг. с началом экономического кризиса. В 2012 - 2013 гг. эта тенденция сохранится.

 

 

   Напомним, что в развитых странах мира ставка рефинансирования (или ее аналог) снижена до нуля или  близка к нему с целью оживления  деловой активности. И дешевые  кредиты, низкая инфляция, невысокое  налоговое бремя на экономику, высокое  качество человеческого капитала и  жизни в совокупности способствуют выходу из кризиса и росту ВВП  за счет сектора высоких технологий и инновационной экономики. В  России весь этот набор - пока один из худших [23, с. 234].            

В межбюджетных отношениях существует явный дисбаланс интересов  субъектов РФ и их столиц. Внешняя  сбалансированность консолидированных  бюджетов субъектов РФ не отражает их глубинную разбалансированность, значительные дефициты бюджетов городов  РФ, их общую бюджетную недостаточность. И эту проблему крупнейших городов  можно решить, передав им законодательно полностью НДФЛ в соответствии с  их особой значимостью. И логика тут  довольно очевидная - все местные  налоги будут связаны с личной собственностью гражданина - с его недвижимостью и доходами [12, с. 274].

 

3.Особенности  борьбы с инфляцией в России

 

3.1 Опыт борьбы с инфляцией. Мировой финансовый кризис 2008-2009 года

 

Глава Минфина отметил, что  такое влияние оценивается потерей  в темпах роста одного процентного  пункта. Если раньше российские власти ожидали рост ВВП в 2008 году порядка  на 7,8%, а в 2009 году – 6,7%, то сейчас оценки составляют 7-7,5% и 5,7-6,7% соответственно, напомнил Кудрин.

Из-за нового витка мирового финансового кризиса ситуация изменилась, что подтверждают и заявления  финансовых властей РФ. Если в конце  сентября Кудрин прогнозировал рост ВВП в 2008 году рекордным – на уровне 7,8%-8,0%, то уже 1 октября он признался, что рост ВВП может ограничиться в следующем году 5,7%.

"Мы ожидаем снижения  инфляции", – также сказал он. По словам министра, в текущем  году рост потребительских цен  "если и выйдет, то незначительно"  за пределы 11,8%. "А в следующем  году мы выйдем на показатель  ниже этого года, тем самым  переломив тренд повышения", –  заявил Кудрин, отказавшись конкретизировать, будет ли инфляция-2009 двузначной  или однозначной.

По сентябрьским оценкам  российских властей, инфляция 2009 года должна удержаться в пределах 8,5% [3, с.393].

Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если еще два  года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на 2009 год, эксперты говорят, что возможно она достигнет 18 %, а может и больше. Нельзя не учитывать и того, что процесс  развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса. А кризис, по оценкам специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия пока неясны.

Росстат сообщает, что инфляция в России в декабре 2008 года составила 0,9%, а средняя за год – 15%, а  это самый высокий уровень  после 2002 года, когда ее уровень равнялся 15,1%.

Известный экономист, профессор  Галина Мерзликина говорит по поводу будущей инфляции на 2009 год следующее: «Если удастся удержать инфляцию на уровне 2008 года - 15% - это уже будет большая победа. Однако мы уже почти 20 лет боремся с ней, и еще ни разу инфляция в России не уложилась в запланированные рамки. Самый общий прогноз на текущий год можно будет сделать лишь после того, как появятся первые данные об изменении объёмов производства по двум первым кварталам 2009 года. А сейчас давать прогнозы просто бессмысленно»  [5, с.293]. 

 

3.2. Зарубежный опыт борьбы с инфляцией. Антиинфляционная модель для России.

 

Антиинфляционная стратегия  экономического роста требует проведения поэтапных мер, направленных на регулирование  инфляции. Необходимо выстроить «дерево  целей» для сдерживания ее основных факторов [2, с.256].

Общеэкономические меры: 

1. Следует завершить начатые реформы (предприятий, бюджетной, налоговой, банковской систем и т. д.) в целях формирования цивилизованных рыночных отношений.

2. Необходима смена целевой ориентации экономической политики - с подавления инфляции любой ценой на рост ВВП. Без подъема национального производства невозможно реальное оздоровление финансовой, денежной, банковской систем. Основой этой программы должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, затем подъем производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля.

3. Первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного процесса, концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой опыт проектного финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения капиталов частного сектора благодаря реальным гарантиям и страхованию инвестиционного риска. «Правительственная комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику России» предусматривала рост доли государственных инвестиций с 1,5% до 5% ВВП. Однако жесткий контроль, за ее выполнением отсутствует. Не работает почти ни одна схема поддержки инвестиций и НТП. В такой поддержке нуждается и малый бизнес, который на Западе создает 50 - 55% ВВП, а в России - лишь около 10%. Для стимулирования экономического роста необходимы как государственные, так и частные инвестиции [5, с.186-187].

Потенциальным источником инвестиций остается репатриация «беглых» капиталов, переведенных из России за рубеж по нелегальным и легальным каналам. Для этого необходимы решительные  меры.

4. Традиционно делается ставка на привлечение иностранных инвестиций для экономического развития. Но Россия не может рассчитывать на их крупный приток. Во-первых, в мире мало реально свободных капиталов. Во-вторых, иностранный капитал занял выжидательную позицию по отношению к России из боязни потерь в связи с недоверием к социально-экономической обстановке. В-третьих, для нашей страны наибольший интерес представляют прямые инвестиции в производство, а иностранный капитал предпочитает портфельные инвестиции  инвестицийв государственные и корпоративные ценные бумаги, что привело к оттоку инвестиций в ГКО-ОФЗ во время кризиса в России [1, с.656].

Сдерживание финансовых факторов инфляции: 

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов всех уровней и преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

- неисполнение бюджета, финансирование в произвольном объеме; позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение) расходов в зависимости от реального наступления доходов распространяется на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 2012 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

- нецелевое использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);

- финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

- слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений  [4, с.56].

2. Проблемой остается реальное сокращение бюджетного Дефицита, хотя формально за счет секвестирования он доведен До уровня (3,5% ВВП в 2011 г., 3,2%в 2012 г.), приемлемого Международным валютным фондом для предоставления очередного транша кредита России. Не менее важны методы его покрытия без инфляционных последствий.

В сложившейся ситуации в  конце 2011 г. стал неизбежным возврат к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита, которая официально не практиковалась с 2010 г. по ноябрь 2011 г. В 2010 г. кредиты Центрального банка РФ Министерству финансов РФ из 10% годовых покрывали 50% бюджетного дефицита. Возобновление выпуска денег в порядке кредитования государства с ноября 2011 г. чревато усилением инфляции, если не будет соблюдаться установленный лимит эмиссии и принцип возвратности этих кредитов [2, с.356].

Неинфляционным источником сокращения бюджетного дефицита должны стать экономический рост, увеличение налогооблагаемой базы. По новой методологии  к источникам финансирования бюджетного дефицита отнесены поступления от реализации государственных запасов и имущества.

3. Для сдерживания инфляции необходима научно обоснованная налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать его в «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по мировому опыту, налоги играют двоякую роль в инфляционном процессе по линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики. Сужение налогооблагаемой суммы в условиях экономического спада дополняется низкой собираемостью налогов. В налоговой системе России сочетаются карательные налоговые ставки и обилие лазеек, позволяющие не платить налоги. Уклонение от уплаты налогов связано не только с несовершенством налогового законодательства, но и с работой налоговой службы, несмотря на создание

Информация о работе Теории инфляции. Сущность, причина и социально-экономические последствия инфляции