Теория экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы будет являться характеристика экономического кризиса как фазы экономического цикла. Исходя из цели, поставим следующие задачи:
Уточнить сущность экономического цикла;
Уточнить типы экономических циклов;
Уточнить фазы экономического кризиса;
Охарактеризовать кризис как стадию экономического цикла;
Определить возможность бескризисного развития экономики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность экономического цикла…………………………………………4
Типы экономического цикла………………………………………………5
Фазы экономического цикла………………………………………………6
Кризис как фаза экономического цикла…………………………………..9
Антикризисное регулирование развития экономики…………………..13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

Теория экономического кризиса.docx

— 43.39 Кб (Скачать файл)

Таким образом, несмотря на то, что кризисы (спады) приносят немалые экономические и человеческие издержки, рыночная экономика от цикла к циклу выходит на все более высокие уровни развития, совершенствуя не только материальный базис, но и организационные формы производства, распределение, обмен и потребление.

 

 

  1. Кризис как фаза экономического цикла

 

Главной фазой экономического цикла  является кризис. В нем заключены  основные черты цикла. С кризисом заканчивается один период развития экономики и начинается новый. Без  кризиса не было бы цикла, а периодическое  повторение кризиса придает рыночной экономике циклический характер.

Кризис, прежде всего, проявляется  в перепроизводстве товаров, сокращению кредитов и повышению ссудного процента. Это ведет к понижению прибылей и падению производства, росту  банковских задолженностей, банковским крахам и банкротством предприятий  в других сферах экономики. Экономический кризис придает импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики.

Весьма противоречивы точки  зрения на причины экономических  кризисов. И для этого есть немало объективных предпосылок. Дело в  том, что воздействие на цикличность  воспроизводства одних и тех  же факторов в разные периоды весьма различно и к тому же проявление их в отдельных государствах имеет  свои особенности. Многие экономисты продолжительность  цикла связывают с научно-техническим  прогрессом (НТП). Активная часть основного  капитала морально устаревала в течение 10-12 лет. Это требовало ее обновления, что служило стимулом экономического оживления. Так как исходным толчком  служит замена оборудования и технологии, то обновление основного капитала называют материальной основой экономического цикла[18, c.311].

У К. Маркса была своя система взглядов не только на причины, определяющие длительность циклов, но и на саму природу цикличности. Принципиальным отличием точки зрения К. Маркса в данной проблеме является то, что причины цикличности капиталистического воспроизводства он видел в самой  природе капитализма, непосредственно  в противоречии между общественным характером производства и частным  характером присвоения его результатов[17, c.126].

Представители неоклассической и  либеральной школ выдвигают различные  причины экономических кризисов, не связывая их с природой капитализма. Многие из них считают причиной кризисов недопотребление населения, вызывающее перепроизводство.

Более близки к марксистской позиции  экономисты, считающие причиной кризисов диспропорциональность, или «неравновесие». Кризисы обусловлены отсутствием  правильных пропорций между отраслями, стихийными действиями предпринимателей. Теория неравновесия сочетается с другим распространенным взглядом на кризисы  как на порождение внешних условий - политических, демографических, природных[9, c.211].

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд  различных теорий, объясняющих причины  экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие: денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.); теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.); теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.); теорию солнечных пятен - погоды - урожая (Джевонс, Мур). [6, c.412]

Кроме того причины кризиса могут  подразделяться на объективные, связанные  с циклическими потребностями реструктуризации, модернизации, и субъективные, обусловленные  ошибками в управлении, природные (климат, недра, водная среда и др.)

Также существуют внешние и внутренние причины. Первые связаны с действием  макро- или внешнеэкономических  факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.

Если согласиться с тем, что  кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних  и внутренних факторов, можно сделать  вывод, что опасность кризиса  существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать. [11, c.117]

Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его  причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так  и крайне негативные последствия. Они  могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация  кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия  кризиса могут сводиться к  резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными[1, c.498].

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит  от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной  методологии. Разные последствия кризиса  определяются не только его характером, но и способом антикризисного управления, которое может смягчать или обострять  кризис. Возможности управления в  этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

 

 

 

 

  1. Антикризисное регулирование развития экономики

Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.

Регулирование может быть регламентированным законодательством и творческим.

Для антикризисного регулирования  необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных  специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и  осуществление мер, стабилизирующих  состояние экономики. В этом направлении  государственные органы осуществляют:

•   правовое регулирование  -  создание  правовой  основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;

•   методическое регулирование - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства,  судебных процедур,  а также  санации  в  случае возникновения факта несостоятельности;

информационное    регулирование         учет    и    анализ

платежеспособности крупных, а  также экономически и социально  значимых предприятий; •  экономическое и административное регулирование - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;

•   организационное регулирование - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;

•   социальное регулирование - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;

•  кадровое регулирование - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;

•  экологическое регулирование - защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.

С целью стабилизации экономики  применяются экономические и административные методы государственного воздействия на состояние предприятий. Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные методы государственного воздействия на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.

Государственное регулирование предполагает проведение определенной государственной  экономической политики. В условиях рыночной экономики государственная  экономическая политика может быть представлена как комплекс мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера, реализуемых соответствующими государственными органами в целях  обеспечения наилучших результатов  экономического и социального развития общества и предотвращения (снижения риска) негативных последствий деятельности отдельных экономических субъектов  или блоков экономической системы. Таким образом, государственная  экономическая политика и составляющие ее элементы имеют  антикризисную направленность.

Государственная экономическая политика включает в себя следующие элементы.

1. Фискальная (бюджетная) политика  представляет собой регулирование  с помощью государственного бюджета  и налогообложения, т.е. установление  на определенном уровне степени  зависимости предприятия от бюджета.  Такая политика проявляется в  следующих функциях:

- в период спада производства - в увеличении объемов финансирования  общественных работ, государственных  программ по оказанию поддержки  важным для экономики предприятиям;

-  в период подъема - в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;

-  в любой период - в налоговом регулировании,  которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для  государства  сферах экономики,  для  малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое  перевооружение  или  расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.

2. Структурная политика представляет  собой целенаправленное воздействие  государства на реформирование  отношений собственности в экономике  и повышение таким образом эффективности ее функционирования. Она реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий.

В этой области государственным  управлением осуществляются следующие  функции:

-  пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом;

-  определение роли государства в процессе реформирования отношений собственности;

-  реализация эффективного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.

3. Финансово-кредитная политика  представляет собой целенаправленное  управление государства банковским  процентом, денежной массой и  кредитами, которые, в свою  очередь, воздействуют на потребительский  и инвестиционный спрос.

Она выполняет следующие функции: 

-  оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;

-  воздействие Центрального банка РФ на коммерческие банки, в частности с помощью нормирования их обязательных резервов и стимулирования или ограничения тем самым выдачи кредитов организациям;

-  осуществление   операций государства на рынке ценных бумаг (покупка и продажа ценных бумаг государства влияет на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа - к ее снижению).

4. Научно-техническая политика  состоит в обеспечении комплексного  развития науки и техники. Она  выполняет следующие функции:

-  выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники;

- государственную поддержку приоритетных  направлений в развитии науки  и техники путем финансирования;

- осуществление    прогрессивной    амортизационной    и инвестиционной политики;

-  совершенствование системы оплаты труда научных работников;

- участие в международном научно-техническом  сотрудничестве и др.

5.  Промышленная политика направлена на выполнение следующих функций:

-  преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий;

Информация о работе Теория экономических кризисов