Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:55, курсовая работа
целью данной работы будет являться характеристика экономического кризиса как фазы экономического цикла. Исходя из цели, поставим следующие задачи:
Уточнить сущность экономического цикла;
Уточнить типы экономических циклов;
Уточнить фазы экономического кризиса;
Охарактеризовать кризис как стадию экономического цикла;
Определить возможность бескризисного развития экономики.
Введение…………………………………………………………………………..3
Сущность экономического цикла…………………………………………4
Типы экономического цикла………………………………………………5
Фазы экономического цикла………………………………………………6
Кризис как фаза экономического цикла…………………………………..9
Антикризисное регулирование развития экономики…………………..13
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………20
Таким образом, несмотря на то, что кризисы (спады) приносят немалые экономические и человеческие издержки, рыночная экономика от цикла к циклу выходит на все более высокие уровни развития, совершенствуя не только материальный базис, но и организационные формы производства, распределение, обмен и потребление.
Главной фазой экономического цикла
является кризис. В нем заключены
основные черты цикла. С кризисом
заканчивается один период развития
экономики и начинается новый. Без
кризиса не было бы цикла, а периодическое
повторение кризиса придает рыночной
экономике циклический
Кризис, прежде всего, проявляется в перепроизводстве товаров, сокращению кредитов и повышению ссудного процента. Это ведет к понижению прибылей и падению производства, росту банковских задолженностей, банковским крахам и банкротством предприятий в других сферах экономики. Экономический кризис придает импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики. Кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики.
Весьма противоречивы точки
зрения на причины экономических
кризисов. И для этого есть немало
объективных предпосылок. Дело в
том, что воздействие на цикличность
воспроизводства одних и тех
же факторов в разные периоды весьма
различно и к тому же проявление
их в отдельных государствах имеет
свои особенности. Многие экономисты продолжительность
цикла связывают с научно-
У К. Маркса была своя система взглядов
не только на причины, определяющие длительность
циклов, но и на саму природу цикличности.
Принципиальным отличием точки зрения
К. Маркса в данной проблеме является
то, что причины цикличности
Представители неоклассической и
либеральной школ выдвигают различные
причины экономических
Более близки к марксистской позиции
экономисты, считающие причиной кризисов
диспропорциональность, или «неравновесие».
Кризисы обусловлены
Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. П. Самуэльсон, например, в качестве наиболее известных теорий циклов и кризисов в своей книге «Экономика» отмечает следующие: денежную теорию, которая объясняет цикл экспансией (сжатием) банковского кредита (Хоутри и др.); теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (Шумпетер, Хансен); психологическую теорию, трактующую цикл как следствие охватывающих население волн пессимистического и оптимистического настроения (Пигу, Бэджгот и др.); теорию недопотребления, усматривающую причину цикла в слишком большой доле дохода, идущей богатым и бережливым людям, по сравнению с тем, что может быть инвестировано (Гобсон, Фостер, Кэтчингс и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что причиной рецессии является, скорее, чрезмерное, чем недостаточное, инвестирование (Хайек, Мизес и др.); теорию солнечных пятен - погоды - урожая (Джевонс, Мур). [6, c.412]
Кроме того причины кризиса могут
подразделяться на объективные, связанные
с циклическими потребностями
Также существуют внешние и внутренние причины. Первые связаны с действием макро- или внешнеэкономических факторов, вторые - с внутренними факторами, с рискованной стратегией маркетинга, несовершенством производства и управления, ограниченной инновационной и инвестиционной политикой, неэффективным управлением персоналом.
Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать. [11, c.117]
Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины, но и последствия. Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия. Они могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций на довольно длительное время (например, политического). Последствия кризиса могут сводиться к резким изменениям или мягкому выходу. И послекризисные последствия в компании бывают длительными и непродолжительными, обратимыми и необратимыми, количественными и качественными[1, c.498].
Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления. Последнее же зависит от профессионализма, системы мотивации, прогнозирования причин и последствий, искусства управления, эффективной методологии. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и способом антикризисного управления, которое может смягчать или обострять кризис. Возможности управления в этом отношении зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.
Антикризисное регулирование - это политика правительства, направленная на предотвращение развития кризисов в масштабе всей экономики, представляющая собой систему, важным элементом которой является защита предприятий от кризисных ситуаций и регулирование процессов банкротства.
Регулирование может быть регламентированным
законодательством и
Для антикризисного регулирования
необходима база надежных данных, создание
специфической методики исследований,
привлечение
• правовое регулирование - создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
• методическое регулирование - методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
информационное регулирование учет и анализ
платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий; • экономическое и административное регулирование - применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
• организационное регулирование - создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
• социальное регулирование - социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
• кадровое регулирование - поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями (административных и арбитражных управляющих), повышение уровня их квалификации;
• экологическое регулирование - защита окружающей предприятия природной среды от загрязнения в результате осуществления ими своей деятельности.
С целью стабилизации экономики применяются экономические и административные методы государственного воздействия на состояние предприятий. Экономические методы государственного воздействия на состояние предприятий - налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.; административные методы государственного воздействия на состояние предприятий - принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.
Государственное регулирование предполагает
проведение определенной государственной
экономической политики. В условиях
рыночной экономики государственная
экономическая политика может быть
представлена как комплекс мер законодательного,
исполнительного и
Государственная экономическая политика включает в себя следующие элементы.
1. Фискальная (бюджетная) политика
представляет собой
- в период спада производства
- в увеличении объемов
- в период подъема - в уменьшении налогов с населения и предприятий, что ведет к повышению платежеспособного спроса населения и возможностей для инвестирования у предприятий, а следовательно, к оживлению экономики;
- в любой период - в налоговом регулировании, которое выражается в увеличении льгот для предприятий, функционирующих в желательных для государства сферах экономики, для малых предприятий и предприятий, осуществляющих реконструкцию, техническое перевооружение или расширение действующего производства; в установлении моратория на уплату обязательных платежей; в замораживании начисления пеней; в предоставлении рассрочки и отсрочки погашения долга, в возможности получения налогового кредита.
2. Структурная политика
В этой области государственным управлением осуществляются следующие функции:
- пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом;
- определение роли государства в процессе реформирования отношений собственности;
- реализация эффективного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности.
3. Финансово-кредитная политика
представляет собой
Она выполняет следующие функции:
- оказание финансовой поддержки на безвозмездной основе и на условиях льготных кредитов жизненно важным для экономики предприятиям;
- воздействие Центрального банка РФ на коммерческие банки, в частности с помощью нормирования их обязательных резервов и стимулирования или ограничения тем самым выдачи кредитов организациям;
- осуществление операций государства на рынке ценных бумаг (покупка и продажа ценных бумаг государства влияет на экономический рост и инфляцию: покупка ведет к увеличению денежной массы, продажа - к ее снижению).
4. Научно-техническая политика
состоит в обеспечении
- выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники;
- государственную поддержку
- осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики;
- совершенствование системы оплаты труда научных работников;
- участие в международном
5. Промышленная политика направлена на выполнение следующих функций:
- преобразование отраслевой структуры промышленности в ходе государственного регулирования промышленности региона, в том числе на реструктуризацию предприятий;