Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 18:39, реферат
Этническая принадлежность выражает определенную сторону природы человека, гораздо более глубокую.
Этнос – группа людей, выделяющий себя из всех других групп.
Этнос можно сказать что устойчив, но бывает ,что возникает и исчезает в историческом
времени.
1).Понятие «этнос».
1.Этнос как системная целостность.
2.Этническая иерархия
2)Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза
7.Обрывы этногенеза.
Содержание:
1).Понятие «этнос».
1.Этнос как системная целостность.
2.Этническая иерархия
2)Пассионарность – движущая сила этногенеза.
1.Понятие «пассионарность».
2.Градации пассионарности
Ш. Фазы этногенеза.
1.Фаза подьема.
2.Акматическая фаза
3.Фаза надлома.
4.Фаза инерции.
5.Фаза обскурации.
6.Мемориальная фаза
7.Обрывы этногенеза.
1.Этнос как системная целостность.
Этническая принадлежность выражает определенную сторону природы человека, гораздо более глубокую.
Этнос – группа людей, выделяющий себя из всех других групп.
Этнос можно сказать что устойчив, но бывает ,что возникает и исчезает в историческом
времени. Нету действительного признака для определения этноса.
Общность языка, происхождения , территории, материальной культуры,исторической судьбы, идеологии, экономической жизни не редко считаются определяющими моментами.
За скобки вынести можно только одно , признание каждой особью: «Мы – такие-
то, а все прочие – другие» Можно
сказать, что оно выражает какую-то биологическую или физическую
реальность, являющаяся искомой величиной. Толковать данную
величину возможно только путем анализа исчезновения и возникновения этносов и
назначения значительных различий между собой этносов.
Л.Гумилев к этносфере применил общую теорию открытых систем.
Этнос – система различных по вкусам и способностям личностей, продуктов их
деятельности, вмещающей географической среды, этнического окружения, традиций
, также определенных тенденций, которые господствуют в развитии
системы. У Этноса, как и у любой системы, имеются элементы и связи.
В любой системе главное – не те составляющие ее элементы, которые могут быть не похожими друг на друга, а связи между ними. Мера устойчивости этноса определяется не его массой, а среднестатистическим набором связей различных знаков. Так создается эластичность этноса, которая позволяет ему
смягчать внешние воздействия , поскольку
«многосвязная» система перекрывает ущерб перестройки связей. Разрушение
связей наводит к исчезновению системы.
Этнос –динамическая система. В ней заряд энергии
понемножку расходуется, а энтропия непрерывно увеличивается. Оттого
система должна с окружающей средой всегда обмениваться энтропией и
энергией. Данный обмен регулируется управляющими системами, которые используют
запасы информации, передающиеся по наследству. В нашем случае роль
управляющей системы играет традиция, равно взаимодействуящая с
природной и общественными формами движения материи.
Этническая целостность не сходится ни с
уровнем развития производства и культуры ни с семейной ячейкой.
Этнос очень связан с вмещающим ландшафтом;
На этнос принудительно действует ландшафт, и этнос вынужден при его смене
выработать новую форму адаптации, что означает смену
стереотипа поведения. Это говорит о появлении нового субэтноса
или даже этноса. Следовательно, согласно Л.Н.Гумилеву, этнос – это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим таким же коллективам и отличающийся особенным стереотипом поведения,
который меняется в историческом времени закономерно.
2.Этническая иерархия.
Гумилев считает нужным заменить этническую классификацию на этническую систематику. Классификацию можно будет производить по произвольно взятому признаку (расе, религии, принадлежности к тому или иному государству) в то время как систематика отражает то, что заложено в природе вещей.Очень крупной единицей после человечества в целом является суперэтнос.
Суперэтнос – это группа этносов, которая возникла одновременно в одном регионе и проявляющая себя в истории как мозаичная целостность.
Известные истории суперэтносы – Левант, Византия, Римский мир,
Западная Европа ,Китай, Великая Степь, и т.д.
Большинство таких суперэтносов существует и в настоящее время, но под
другими именами.
Суперэтносы существуют обычно в границах определенной этноландшафтной зоны. Западную Европу от Российского суперэтноса отделяет сейчас невидимая ландшафтная граница –нулевая изотерма января.
Суперэтнос определяется степенью межэтнической близости входящих в него этносов а не размером и мощью. Хотя этносы, которые входят в суперэтнос, связаны между собой идеологическим, экономическим, и политическим общением, это не исключает военных столкновений между ними. Этническое единство иногда является главным фактором, который определяет поведение человека.
Западная Европа, находящаяся под главенством папы римского
называла себя «Христианский мир». Вместе с тем западноевропейцы противопоставляли себя мусульманам и православным христианам – русским ,грекам и католикам. Очевидно, что они имели ввиду не религиозную общность, а системную целостность, получившая название по добровольно взятому индикатору. Тоже и Мир
Ислама, противопоставляя себя французам и грекам , язычникам-тюркам,
не был единым с точки зрения религии. Учения суфиев, карматов,шиитов и др., очень мало друг на друга походили. Однако и христиане-европейцы совершенно не дружили между друг другом. Впрочем, сталкиваясь с язычниками или мусульманами,они находили общий язык между собой и кидались на общего врага.
Этнос – это лишь вариант суперэтноса, в который он входит как
элемент мозаичной системной целостности. Структура этноса сложная, что обеспечивает этносу устойчивость, благодаря чему он имеет возможность пережить века смятений и смут.
Этносы делятся на субэтносы.Без этноса они погибнут.
Этносы возникают благодаря разным историческим обстоятельствам. Они безболезненно исчезают, заменяясь другими, с теми же судьбами и функциями.
Субэтносы вырастают из конвиксий, а конвиксии – из консорций.
Консорция – это группа людей, которые объединены одной исторической судьбой.
Обычно они распадаются, но иногда сохраняются на срок в несколько
поколений. Тогда они становятся конвиксиями – группами людей с
однохарактерным бытом и семейными связями. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы.
. 2) Пассионарность – движущая сила этногенеза.
Л.Н.Гумилев пришел к выводу об энергетической сущности этногенеза, развивая теорию В.И. Вернадского. В основе этногенеза лежит биохимическая энергия живого существа биосферы, открытая В.И. Вернадским.
Первый биогеохимический принцип Вернадского говорит: «Биогенная миграция атомов химических элементов в биосфере всегда стремится к максимальному
своему проявлению. Все живое вещество планеты является источником свободной энергии, может производить работу». из космоса планета приобретает побольше
энергии, чем необходимо для поддержки равновесия биосферы; свободная
энергия вызывает спазмы активности у животных, а у человека вызывает взрывы этногенеза. Значит, движущая сила этногенеза, по Гумилеву, – это биохимическая энергия, вносимая из космоса в организмы, а способ
действия этой силы – взрыв этногенеза. В итоге взрыва этногенеза происходит мутация:
у некоторых особей появляется новый признак, который Гумилев назвал «пассионарностью». Если принять за эталон импульс врожденного инстинкта самосохранения , то импульс пассионарности будет иметь обратный знак, что убеждает общество пожертвовать собой и своим поколением.
Пассионарность с данной точки зрения – признак губительный для
своего носителя и его близких.
2.Градации пассионарности.
Гумилев классифицирует человеческих особей по признаку пассионарности
на три группы:
1) пассионарии
2) гармоничные особи
3) субпассионарии
Пассионарии – это люди, у которых пассионарный импульс сильнее, чем чувство индивидуального и видового самосохранения. Гумилев выносит две возможные гипотезы: или пассионарная особь забирает побольше энергии, чем нормальная, или при равном захвате энергии концентрированно посылает ее для достижение определенной цели. В этих случаях один результат.
Варианты пассионарности разные и могут быть выражены ярче и слабее .
Пассионарии – это землепроходцы и конкистадоры,
Ересиархи и поэты, и фигуры вроде Наполеона или Цезаря.
Пассионарность не имеет отношения к
этическим нормам, одинаково порождая творчество и разрушение, зло и благо , преступления и подвиги, исключая только равнодушие. Пассионарность не делает человека «героем», который ведет толпу за собой.
Какая бы не была большая роль пассионариев в этногенезе, их число в составе этноса ничтожно.
У подавляющего большинства – гармоничных особей –оба импульса уравновешены. Гармоничные особи – это люди
полноценные умственно и физически, работоспособны, уживчивые. Их импульсы уравновешены. Люди такого склада – впжнейший элемент в теле этноса. Они восстанавливают его, умножают материальные ценности по созданным образцам,умеряют вспышки пассионарности. Они могут находиться без пассионариев, пока не
окажется враг.
Последняя категория – это люди с «отрицательной» пассионарностью. Их называют субпассионарии. Ими управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному напряжению. Они плохие солдаты и бесполезные рабочие ;Они не меняют мир и не пытаются сохранить его, а существуют лишь за его счет, они не умеют регулировать свои вожделения.
У Пассионарности есть важное свойство: она очень заразительна. Это
означает, что люди гармоничные ,оказавшись вдруг в близости от пассионариев, начинают себя вести так, как если бы они были пассионарны. Это обстоятельство используется в военном деле, где из пассионариев формируют ударные части, или распыляют их, чтобы поднять
«воинский дух».
III .Фазы этногенеза.
Фаза этногенеза —это стадия процесса этногенеза,которая определяется скоростью, направлением и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе.
Для фазы этногенеза характерно:
а) направление изменения и уровня активности этнической системы (демографической, хозяйственной, миграционной, военной, природопреобразовательной и идейно-политической);
б) единый для данной фазы общественный императив поведения;
в) степень внутренней сложности системы, который характеризуется направлением изменения количества подсистем (субэтносов);
г) направление изменения и уровень резистентности этнической системы.
Кроме этого, все фазы этногенеза также имеют признаки присущие только им.
1.Фаза подъема. Период ~ 150 лет
К Примеру; Древнекитайский суперэтнос X—VIII вв. до н. э.; Византийский суперэтнос I—III вв.; Российский суперэтнос XIII—XV вв. Древнеримский суперэтнос VIII—VI вв. до н. э., Западный (европейский) суперэтнос VIII—X вв.; Исламский суперэтнос VI—VII вв.;
Фаза акматическая —это колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема .
Примеры:; Древнекитайский суперэтнос VII—V вв. до н. э.; Византийский суперэтнос IV—VI вв.; Российский суперэтнос XVI—XVIII вв.Исламский (первый) суперэтнос VIII—IX вв.; Древнеримский суперэтнос V—III вв. до н. э., Западный (европейский) суперэтнос XI—XIII вв.;
Фаза надлома —снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы,которая сопровождается расколом этнического поля.
Примеры: Древнеримский суперэтнос II—I вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос IV—III вв. до н. э.; Византийский суперэтнос VII—VIII вв.; Исламский (первый) суперэтнос X—XI вв.; Западный (европейский) суперэтнос XIV—XVIII вв.; Российский суперэтнос XIX—XX вв.
Фаза инерционная — медленное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
Примеры: Западный (европейский) суперэтнос XVII—XX вв.,Древнекитайский суперэтнос II в. до н. э. — II в. н. э.; Византийский суперэтнос IX—XII вв.; Древнеримский суперэтнос I—II вв.;
Фаза обскурации — это уменьшение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза,которая сопровождается исчезновением этноса как системы.
Примеры: Византийский суперэтнос XIII—XV вв. Древнеримский суперэтнос III—V вв.; Древнекитайский суперэтнос III—V вв.