Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:41, курсовая работа

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
Теория предельной полезности базируется на представлении о том, что хотя потребности людей вообще говоря, безграничны - потребность в определенном товаре может быть удовлетворена в пределах ограниченного промежутка времени, в течение которого вкусы покупателей остаются неизменными, потребители могут получить столько товаров и услуг, сколько они пожелают.Чем большее количество товаров приобретают потребители, тем меньше их стремление к приобретению дополнительных единиц этого же товара: например, потребность человека в автомобиле, если он его не имеет, может быть очень сильной; желание иметь вторую машину гораздо менее интенсивно; а что касается третьей или четвертой машины, то потребность в них очень слаба. Даже очень богатые семьи редко имеют больше четырех-пяти машин, несмотря на точто их доходы позволяют купить и содержать целый автомобильный парк.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………..….с. 3
Теория предельной полезности – австрийская школа…………….….с. 3
1.1 Теория предельной полезности К. Менгера………………………с. 5
1.2 Субъективная и объективная стоимость Бем-Баверка…………...с. 8
Ординалистская теория предельной полезности…………………….с.12
Теория предельной полезности – американская школа……………...с.12
Заключение…………………………………………………………………с.13
Список использованной литературы …………………………………….с.14

Файлы: 1 файл

Курсовая работа теория предельной полезности.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

2.      Ординалистская теория предельной полезности

Теория предельной полезности отражает поведение покупателя как фактора рыночной конъюнктуры. Для конкретного анализа воздействия покупателя на спрос была разработана ординалистская (или порядковая) теория предельной полезности Парето и Хикс. Её постулаты:
— предельная полезность неизмерима (кардиналисты утверждали обратное)
— субъект измеряет не полезность отдельных вещей, а полезность наборов благ, и в состоянии измерить только порядок предпочтения
— все эти наборы можно сгруппировать, распределив по множествам. Принцип группировки — одинаковая предельная полезность входящих в них наборов. Графическое изображение этих множеств — кривые безразличия, а затем и бюджетные линии.

 

  1. Теория предельной полезности – американская школа

ДЖ. Кларк (1847-1934) модифицировал маржинализм в теорию предельной производительности, которая определяет полезность факторов производства. Эта теория исходит из закона убывающей производительности применяемых ресурсов. При статичном состоянии факторов увеличение одного фактора ведет к падению отдачи от него.
Каждому фактору производства приписывается (вменяется) определенная доля произведенного при его участии продукта. Эта доля и составляет совокупный доход фактора: зарплата рабочего, вознаграждение капитала, процент. Парадигма Кларка содержит много положений, в частности:

1. все виды труда носят производительный характер
2. полезность и возможность присвоения - необходимые предпосылки определения богатства
3. хозяйственная система покоится на частной собственности
4. стоимость возникает из полезности
5. участие государства ограничивается принуждением отдельных участников к соблюдению условий игры
6. факторы развития экономики: рост народонаселения, новая техника производства, изменение организационных форм предприятий, накопление капитала, изменение вкусов потребителей
7. Главная заслуга – закон предельной производительности [2, с. 186].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теория предельной полезности заложила основы нового научного подхода к проблеме эффективности производства на основе оптимального использования ограниченных ресурсов, что имело большое методологическое значение. Впервые был использован принцип предельности, который стал применяться в других экономических науках. Центр тяжести в экономическом анализе был перенесен с затрат на конечные результаты. Произошла революция в теории стоимости. И, наконец, экономическая теория впервые приняла в качестве исходного момента субъективную мотивацию экономического поведения индивида, т.е. повернулась лицом к человеку – производителю и потребителю.
Представители новой экономической концепции – теории предельной полезности – в качестве исходного явления при определении стоимости избрали отношение человека к вещи, субъективную оценку индивидуумом полезности различных благ.


 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.  Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. –  М.: «Дело», 1998. – 180 с.

2.  Менгер К. Основания политической экономии. –  М.: «Дело», 1998. – 200 с.

3.  Калашников А. П. Современный маржинализм: Критика теории и практики. – М.: «Инфра – М - Норма», 2001. – 250 с.

4.      Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. –  Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995. – 190 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 2

Условие:

Фирма предлагает взять банковскую ссуду на строительство нового предприятия. Годовая ставка процента составляет 18%. Ожидаемая норма прибыли 20%. При этих условиях фирма:

а) не будет строить новое предприятие

б) будет строить новое предприятие

в) не сможет принять решение на основе имеющейся информации

г) такая ситуация не может возникнуть

Решение:

Норма рефинансирования – «цена кредита» Центрального банка коммерческим в РФ в настоящее время – 10,5%. Коммерческий банк платит Центральному за получение кредита 10,5% от «взятой» суммы.

Затраты на оплату кредита до ставки рефинансирования (10,5%) уменьшает налогооблагаемую прибыль. Учитывая, что ставка налога на прибыль составляет 24%, реальная «цена» кредита для строителей составит:

10,5% (1 – 0,24) + (18% – 10,5% ) = 15,48%

Учитывая ожидаемую норму прибыли в 20%, имеем ситуацию, когда рентабельность составит:

20% - 15,48% = 4,52%

Для стабильной экономики рентабельность (норма прибыли) в 3–5% считается нормативной. В экономике РФ (переходной и относительно нестабильной) обычно рентабельность порядка 10% и более считается приемлемой для начала дела. Поэтому выбираем вариант а) – при этих условиях фирма не будет строить новое предприятие.

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 3

Условие:

ВНП составляет 200 трлн.руб., амортизация 42 млрд.руб., экспорт 112 млрд. руб., импорт 89 млрд.руб. Определите чистый национальный продукт и чистый экспорт.

Решение:

      ЧНП (чистый национальный продукт)

ВНП как измеритель валового годового объема производства имеет важный недостаток: он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и косвенных налогов.

Амортизационные отчисления – часть стоимости средств труда, перенесенная в данном году и включенная в годовой объем ВНП. Учитывая, что это стоимость средств труда, созданных ранее анализируемого года, амортизационные отчисления – это не созданная в этом году стоимость. Нас интересует величина, которую производство данного года реально добавило к благосостоянию общества, а сумма амортизационных отчислений, накапливаемых в специальных фондах, благосостояния обществу не добавляет.

Таким образом, уменьшив величину ВНП на сумму амортизационных отчислений, начисленных за год, получим показатель ЧНП. С его помощью исчисляется годовой объем производства товаров и услуг, который страна произвела и потребляла во всех секторах национального хозяйства. Таким образом ЧНП показывает размер дохода поставщиков экономических ресурсов, с помощью которыз создан этот ЧНП.

ЧНП = ВНП – Ам. отч.

ЧНП = 200 трлн. руб. – 0, 042 трлн. руб. = 199, 958 трлн. руб.

      Чистый экспорт – сальдо экспорта и импорта.

                   Чистый экспорт = Экспорт – Импорт

      Чистый экспорт = 112 млрд. руб. – 89 млрд. руб. = 23 млрд. руб.

Ответ: Чистый национальный продукт (ЧНП) составит 199,958 трлн. руб. Чистый экспорт составит 23 млрд. руб.

 

 

17

 



Информация о работе Теория предельной полезности