Теория происхождения денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 20:56, курсовая работа

Описание работы

К.Маркс рассматривал деньги как форму общественного богатства, как сгусток общественного труда. Деньги - это особый товар, который обладает способностью соизмерять и выражать стоимость всех других товаров. Поэтому, являясь всеобщим товарным эквивалентом, они дают возможность осуществлять обмен товаров в соответствии в содержащейся в них стоимостью.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов, как основные теории денег, основные этапы их развития и влияние денег на развитие экономики.

Файлы: 1 файл

Теории происхождения денег — копия.docx

— 65.83 Кб (Скачать файл)

Введение.

 

В рыночной экономике важнейшим атрибутом являются деньги. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.

Деньги - одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки.

Деньги, пожалуй, один из наиболее важных элементов любой экономической системы, содействующих работе экономики. Если действующая денежная система работает хорошо и слажено, то она вливает жизненную силу во все стадии процесса производства, в кругооборот доходов и расходов, способствует полному использованию имеющихся производственных мощностей и трудовых ресурсов. И наоборот,  если функционирующая денежная система работает плохо,  с перебоями, то это может стать главной  причиной снижения или резких колебаний уровня производства, занятости, роста цен и снижения доходов населения.

Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги – историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен.

Обмен возник при первобытном способе производства. Еще в очень глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда и торговли. Археологи обнаружили, что обмен между племенами существовал еще в каменном веке.

Постепенно при обмене выделялся какой-то товар, который становился эквивалентом всех других товаров, т.е. все товары, которыми торговали в данной области, приравнивались к определенному количеству этого товара.

Деньги возникли в результате длительной тысячелетней практики торговли и обмена продуктами, товарами. Человечество перепробовало сотни видов денег, пока не пришло к наиболее выгодным и удобным - металлическим.

К древнейшим видам денег относятся товары, которые использовались повседневно, а при обмене служили всеобщим эквивалентом: продовольственные (скот, соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудие труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки). Постепенно роль денег перешла к металлам, сначала в форме слитков разной формы, а с VII в. до н.э. – в форме чеканных монет. До капитализма роль денег выполняли медь, бронза, серебро, а в некоторых странах (в Ассирии и Египте) еще в древности (за два тысячелетия до н.э.) – золото. С развитием товарного производства золото и серебро стали денежными товарами.

Нам более привычны бумажные деньги. Впервые они появились в Китае в 812 г. Самые ранние в мире выпуски банкнот были осуществлены в Стокгольме в 1661 г.

Никто не станет отрицать, что деньги играют в нашей жизни далеко не последнюю роль. Чтобы хорошо ориентироваться в современной ситуации нужно знать историю развития представлений о деньгах, развитие денежной теории.

Онере де Бальзак утверждал, что “деньги – это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными”. Более строго и сухо определяют их экономисты. А. Смит называл деньги “колесом обращения”, К. Маркс – “всеобщим эквивалентом”.

К.Маркс рассматривал деньги как форму общественного богатства, как сгусток общественного труда. Деньги - это особый товар, который обладает способностью соизмерять и выражать стоимость всех других товаров. Поэтому, являясь всеобщим товарным эквивалентом, они дают возможность осуществлять обмен товаров в соответствии в содержащейся в них стоимостью.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение таких вопросов, как основные теории денег, основные этапы их развития и влияние денег на развитие экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРИИ ДЕНЕГ

    1. Металлическая теория денег

 

      Металическая теория денег является одной из наиболее ранних теорий их происхождения. Представителями раннего металлизма были английские меркантилисты: Вильям Стаффорд (XVI в.), Томас Мэн (VXII в.) и итальянский меркантилист Галлиани (VXIII в.) и французский меркантилист Монкретьен. Возникновение металлической теории связано с появлением меркантилизма.

Меркантилизм – течение экономической мысли, которое главным источником богатства общества считало накопление денег и настаивало на развитии торговли. Особенное развитие получают идеи меркантилизма в XVI и XVII в. в., когда большое значение в экономике западных стран приобретает развитие мануфактур и торгового капитала. Накопление денег и благородных металлов, составляло тогда главную цель торговли и служило важнейшей предпосылкой к развитию промышленности, торговли, накоплению средств в стране.

Из основного положения меркантелизма исходила металлическая теория о том, что единственным видом богатства является золото и серебро. Меркантилисты связывали эту теорию с учением о деньгах как богатстве нации.  Такое представление о роли денег отражало, в частности, взгляды купцов, занятых во внешней торговле.

Металлическая теория денег заключала в себе ряд ошибок: отождествление денег с товарами, непонимание того, что деньги – товар особого рода, который выполняет специфическую общественную функцию – служит всеобщим эквивалентом. Отсюда следует и утверждение, что золото и серебро являются единственным видом денег.

Исходя из неверных представлений о сущности денег и не понимания законов денежного обращения, металлисты развивали фетишистские взгляды на деньги. Они утверждали, что золото и серебро являются деньгами от природы, что деньгами они являются в силу естественных свойств металла. Соответственно они присваивали этим драгоценным металлам функцию носителей общественных отношений. Металлисты смешивали простой обмен товаров с товарным обращением. Вот почему они не выделяли такие функции денег, как средство платежа и средство обращения. Они же полагали, что деньги выполняют только лишь две функции: мера стоимости и средство накопления. В связи с этим металлисты отрицали замену золота какими-либо другими знаками денег. Они вообще считали бумажные деньги чем-то противоестественным.

Внешняя торговля перестала служить основным источником обогащения в связи с завершением первоначального накопления. Все больше стала выделяться роль капиталистических мануфактур и капиталистического земледелия в качестве сферы производства прибавочной стоимости.       Идеологи нарождающейся промышленной буржуазии стали противопоставлять капитал в действии мертвым сокровищам в виде золота и серебра. Поскольку же развитие промышленности в капиталистических странах требовало развития внутреннего рынка, критики меркантилизма резко выступали против металлической теории денег, утверждая, что для внутреннего обращения вовсе не нужны полноценные металлические деньги, которые вызывают непроизводительные издержки нации. Против металлической теории денег выступили так называемые физиократы.

В эпоху домонополистического капитализма с развитием бумажных денег приверженцы металлической теории денег немецкие экономисты Книс, Лексис, Лансбург уже не отвергали возможности обращения знаков денег, однако требовали их обязательного размена на металл. В этот период трактовка денег как чисто технического орудия обмена и представлением о золоте и серебре как деньгах по своей природе приобрела широчайшее распространение, излагалась в университетских учебниках и монографиях. Принципами металлической теории денег обосновывались денежные реформы, направленные против инфляции.

В конце XIX в. в практику денежного обращения и международных расчетов внедрились некоторые специфические формы, связанные с валютным подчинением ведущими в экономическом смысле государствами более слабых стран. Это обусловило отход от тех традиционных форм размена и внешних расчетов, на которые опиралась металлическая теория денег. Так, например, в это время появилась золотодевизная система денежного обращения, которая вопреки традиционным представлениям металлической денежной теории предусматривала не непосредственный размен кредитных денег на золото, а размен их на девизы ведущих в экономическом отношении государств. Не укладывалась в представления металлической денежной теории также система блокированной чеканки, которая была введена в Австро-Венгрии в 1879 и в Индии в 1893. В этом случае стоимость обращающихся австрийского гульдена и индийской рупии были выше, чем стоимость содержащегося в них серебра. Отрыв стоимости, представляемый деньгами в обращении, от стоимости содержащегося в них металла послужил толчком для развития номиналистической теории денег.

Из вышеизложенного видно, что металлисты не пытались понять законы денежного обращения, а лишь пытались понять их сущность. В современном мире металлическая теория денег, по сути, не имеет распространения.       Последний раз всплеск интереса к этой теории произошел в 1981 г., когда Рейган, став президентом, хотел ввести золотой стандарт денег. Однако созданная им специальная комиссия сочла это нецелесообразным.  Идея возврата к металлической валюте непопулярна в первую очередь потому, что это поставило бы денежные системы в зависимость от производства золота и тем самым ослабило бы возможность государственного вмешательства в денежно-кредитную и валютную сферы.

 

1.2 Номиналистическая  теория денег

 

Сущность номиналистической теории состоит в утверждении, что деньги своей собственной стоимости не имеют и являются чисто условной абстрактной единицей, простым ярлыком и счетным знаком, устанавливаемым государством.

Сторонники этой теории считали, что деньги не имеют никакой внутренней связи с товарами и получают свою силу от государства. Взгляды, близкие к номиналистам высказывали еще древние философы: Платон и Аристотель.

Деньги, - говорил Аристотель, - возникли не из природы, а путем закона. Они являются условно признанным средством для измерения ценности блага.

Дальнейшее развитие номиналистических воззрений на деньги было связано с широкой практикой порчи монет. Это имело место в средние века, когда юристы оправдывали порчу монет, доказывая, что стоимость денег и сами деньги – всецело создание государственной власти, и обосновывали право правительства придавать испорченным, неполноценным деньгам прежнее обозначение и требовать их приема в обращение не по весу, а по штемпелю государства.

Номинализм как денежная теория возник в XV-XIII веках. Позже в эпоху классиков о нём не вспоминали, а частичное возвращение произошло с появлением трудов экономистов австрийской школы (Кнапп, Эльстер, Бендиксен , Лифман) в начале ХХ века. Факт появления номинализма связан с расхождением функций денег: как средства обращения и как меры ценности. Возрождение же возможно связано с переходом к бумажно-денежному обращению, которое во многом  определяет положения номинализма:

1. Исходя  из бумажно-денежного обращения, номиналисты заключают, что деньги  по своей природе - не имеющая  стоимости идеальная абстрактная количественная (счётная) величина, которая, однако, является в косвенной форме измерителем ценности товаров.

2. Номиналисты  не признают ценности как качества, соответственного самой природе  товара. Ценность товара - это нечто  относительное, т. е. ценность товара  трактуется как субъективное  отношение человека к конкретному  товару. («Ценность вещей есть  следствие рассудочной человеческой  деятельности» - Бендиксен).

3. Отождествление  в большинстве случаев терминов  «стоимость» и «цена», но отдельное  выделение понятия «ценности».

Критики говорили о том, что невозможно измерить качественную величину - ценность количественной величиной - деньгами. Для осуществления этого измерения Георг Зиммель применил теорию «пропорционального измерения» - он выдвинул следующий постулат: «Если товар n относится к сумме A всех продаваемых товаров, как А  денежных единиц к сумме В всех имеющихся денежных единиц, то экономическая ценность n выражается через А/В».

       По-другому решал эту проблему Бендиксен. Он писал, что одновременно с тем, как производится оценка ценности одной вещи, высказывается суждение об отношение её ко всем остальным благам. Ни одна ценность не определяется сама по себе, она определяется своим отношением к другим ценностям. Для сравнения нескольких отношений необходимо свести их к единой счётной единице. Он объяснял это на примере дробей с разными знаменателями. Подобно тому, как путём приведения к общему знаменателю разрешаются отношения числителей с различными знаменателями и числители вступают в новое отношение с общим знаменателем, так и ценности отрываются от своих отношений друг к другу и приводятся к общему знаменателю, облегчающему взаимное сравнение неограниченного числа ценностей. Эту роль выполняют деньги. Таким образом, деньги по Бендиксу - искусственный механизм, приводящий ценности к общему знаменателю и    позволяющий их сравнивать.

Развернутое обоснование номиналистической теории денег дал немецкий профессор  Кнапп, который рассматривал все явления экономической жизни, как правовые. Он отрицал наличие объективных экономических законов. Экономические законы, по  его мнению, устанавливаются произвольно по воле людей. Все экономические категории, в том числе и деньги, Кнапп рассматривает как продукт права, продукт деятельности государства. Вот почему Кнапп  называет свою теорию денег государственной теорией денег.

Деньги у номиналистов имеют только одну функцию – функцию денег, как средство платежа. Деньги – это просто расчетные знаки, т. е. деньги играют лишь роль посредника и могут быть заменены неполноценными монетами и бумажными денежными знаками. Представители данной теории отрицают функцию денег как меры стоимости и смешивают ее с масштабом цен. Объявляя деньги абстрактными счетными единицами, номиналисты лишают идеальную денежную единицу объективной стоимостной основы. По мнению Кнаппа, деньги сходны с номером театральной вешалки. Разница состоит лишь в том, что при предъявлении номерка мы получаем пальто, а когда предъявляем деньги, мы получаем в обмен на них товар. Если дальше проводит аналогию с театральным номерком, то в нем, как и в деньгах, заключено некоторое правовое значение – право получить некую вещь        Следует отметить, что важная заслуга номиналистов - это первые попытки разработки кредитной теории. Ведь современные долговые обязательства - полностью подпадают под номиналистическое представление о деньгах. Особенно это проявилось в работах Кнаппа, «физическая передача вещей вовсе не обязательно; достаточно юридического перенесения требований, выраженных в единицах ценности и обращённых к центральной кассе» - это утверждение фактически отражает механизм функционирования современной денежной системы.

Информация о работе Теория происхождения денег