Теория спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:58, реферат

Описание работы

Целью написанию реферата является изучение спроса и полезности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Описать понятие спроса;
• Рассмотреть формирование теория спроса;
• Изучить связь спроса и полезности.

Содержание работы

Введение 3
1. Формирование теория спроса 4
2. Понятие спроса 11
3. Причины постепенного убывания спроса 14
Заключение 16
Список использованных источников 17

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.20 Кб (Скачать файл)

Содержание. 
Оглавление  
Введение 3  
1. Формирование теория спроса 4  
2. Понятие спроса 11  
3. Причины постепенного убывания спроса 14  
Заключение 16  
Список использованных источников 17  
 
Введение  
Теория потребительского выбора и спроса представляет собой раздел микроэкономики, в котором изучается вопрос о том, какой товар или набор товаров выбирает потребитель при заданных ограничениях. Изучение выбора отдельно взятого потребителя имеет своей целью выведение индивидуальной функции спроса. Конечной целью анализа данной проблемы является теория спроса, устанавливающая основные зависимости между ценовыми и неценовыми факторами и рыночным спросом. В основе современной теории потребительского выбора лежит неоклассическая теория .  
Целью написанию реферата является изучение спроса и полезности.  
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:  
• Описать понятие спроса;  
• Рассмотреть формирование теория спроса;  
• Изучить связь спроса и полезности.  
Работа написана на основе литературных источников отечественных авторов, периодической печати и интернета.  
 
1. Формирование теория спроса  
Формирование неоклассической теории потребительского выбора уходит корнями в эпоху маржиналистской революции. Это было время, когда в качестве центральной проблемы экономической теории рассматривалась проблема формирования цены или ценности. Была развита идея, согласно которой при покупке товара потребитель максимизирует полезность — психологическое удовлетворение от использования того или иного блага. При этом действует принцип убывания предельной полезности, согласно которому полезность потребляемого блага убывает по мере увеличения его потребления. Впервые данный принцип был сформулирован одним из предшественников маржинализма Г. Госсеном. Эти идеи позволили объяснить закон спроса: принцип убывания предельной полезности при определенных допущениях можно использовать для объяснения на индивидуальном уровне того, почему при снижении цены потребитель будет склонен купить следующую единицу товара.  
Идея полезности как основы мотивации потребителя привела к постановке в экономической литературе проблемы измерения полезности. Пионеры маржинализма практически не обращали внимания на этот вопрос и обходились общими замечаниями. Л. Вальрас, вначале считавший существование меры полезности самоочевидным фактом, под влиянием выдающегося математика Ж. Анри Пуанкаре постепенно пришел к выводу о том, что полезность, хотя и является количественной величиной, неизмерима. К. Менгер также не вдавался в детали этой проблемы и связывал возможность измерения полезности с психологией и психофизикой. Наконец, У.С. Джевонс предложил косвенный метод измерения полезности в виде количества денег, которое потребитель готов заплатить за товар. Впоследствии данный метод был взят на вооружение и усовершенствован А. Маршаллом. Заметим, что проблема измерения полезности представляла собой только трудности верификации теории предельной полезности, но никак не затрагивала логическую целостность.  
В то время, когда экономисты не задумывались о проблеме измеримости полезности, подход к анализу потребительского поведения получил название кардинализм (количественный подход). Наиболее перспективной казалась идея прямого измерения полезности на основе «фундаментального закона психофизики» Вебера-Фехнера, устанавливающего алгебраическую зависимость между интенсивностью ощущения и физически измеримым внешним стимулом. Применительно к теории полезности данный закон мог бы быть преобразован в зависимость соответственно между получаемой полезностью и потребляемым товаром.  
Дальнейшее развитие теории было связано с попытками избежать непосредственного измерения полезности. На этом направлении серьезный шаг сделал А. Маршалл, который утверждал вслед за У.С. Джевонсом, что полезность можно измерить суммой денег, которую готов отдать потребитель ради ее получения.  
На основе принципа убывания предельной полезности и возможности давать численные значения полезности А. Маршалл выводил закон спроса. В его формулировке

16:25:24

 
   

создание меры количественной меры полезности, применимой для анализа  выбора среди неопределенных альтернатив, тогда как актуальность порядкового  подхода сохранилась для случая однозначной связи между выбором  и последствиями.  
По мнению П. Самуэльсона, кривые спроса могут быть выведены исключительно на основе индивидуальных выявленных предпочтений. С точки зрения американского ученого, теорию индивидуального спроса можно сконструировать исключительно на основе наблюдения фактов окружающей реальности. Единственным допущением является транзитивность (последовательность) предпочтений.  
Идея выявленных предпочтений заключается в том, что потребитель, повторно делая выбор между различными альтернативами, выявляет свои предпочтения. Если потребитель делает выбор из нескольких доступных альтернатив, то выбранная альтернатива выявленно предпочитается остальным. При изменении относительных цен изменится и набор доступных альтернатив, и тот выбор, который он сделает в этом случае, даст новую информацию о шкале его предпочтений, либо же обнаружит нетранзитивность его предпочтений. В последнем случае потребительское поведение является нерациональным и, следовательно, не подлежит научному анализу, так что попытки построения какой-либо функции индивидуального спроса теряют смысл.  
Самостоятельной проблемой теории потребительского поведения и спроса является вопрос перехода от индивидуального к рыночному спросу. Прежде всего, проблему здесь представляет неаддитивность индивидуальных спросов, т.е. простое суммирование функций индивидуального спроса с целью получения рыночного спроса является теоретически некорректным. Это связано с взаимозависимостью между различными потребителями. Постановке этой проблемы способствовало появление работ Х. Лейбенстайна, который пытался построить модель рыночного спроса, Т. Вебленом идею о демонстративном потреблении. Эффект демонстративного потребления заключается в том, что отдельные потребители покупают вещи ради демонстрации своего богатства, в результате чего снижение цены может способствовать уменьшению спроса. Другой эффект, который использовал Х. Лейбенстайн, назывался эффектом присоединения к большинству и наоборот, заставлял потребителя покупать то, что покупают другие потребители. Поэтому индивидуальный спрос оказывался зависимым от рыночного, что и попытался учесть Х. Лейбенстайн в своей теории . 
Список литературы. 
1. 50 лекций по микроэкономике: учебник: [в 2 т.] / И. Н. Баранов, А. В. Бухвалов. - Санкт-Петербург: Экономическая школа, 2005. Т. 2, Ч. 4 ; Ч. 5. - 776 с.  
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003.  
3. Малышев Б.С. Теория предельной полезности (потребитель на рынке товаров и услуг): Учебное пособие / Амурский гос. ун. – Благовещенск, 2005– 40 с.  
4. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. 5-е изд., испр. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. — 511 с.  
5. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика. 6-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2006. — 654 с. 
еще в самом начале тему напиши взаимосвязь спроса и полезности

   
   

теория спроса и полезности

   


Информация о работе Теория спроса