Типология рационального действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого начале нынешнего века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864–1920). В настоящее время социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются и переосмысливаются многие стороны его философско-социологических взглядов. Берутся на вооружение разработанная им методология социального познания, концепции понимания, идеальных типов, его учение о культуре, этике, социологии религии.

Файлы: 1 файл

К.р экономическая социология.docx

— 533.09 Кб (Скачать файл)

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине Экономическая социология

Тема  №24«Типология рационального действия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2014

 

 

 

Макс Вебер: теория рационального действия

Веб ер понимающий социология поведение

Выдающуюся роль в развитии социологии в конце прошлого начале нынешнего  века сыграл немецкий мыслитель Макс Вебер (1864–1920). В настоящее время  социология Макса Вебера переживает настоящее возрождение. Вновь осмысливаются  и переосмысливаются многие стороны  его философско-социологических  взглядов. Берутся на вооружение разработанная  им методология социального познания, концепции понимания, идеальных  типов, его учение о культуре, этике, социологии религии.

С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать, прежде всего, поведение и социальную деятельность человека или группы людей. Однако не всякие их поведение и деятельность являются предметами изучения социологии, а только такие, которые, во-первых, осмыслены ими с точки зрения целей и средств их достижений, во-вторых, ориентированы на других субъектов, т.е. учитывают влияние на них своих действий и их ответную реакцию на это. Если действие рассчитано на ответную реакцию не со стороны других людей, а скажем, со стороны машин или природы, оно не считается Вебером социальным. Не являются таковыми и подражательные действия. Социальные действия составляют, по Веберу, систему их сознательного, осмысленного взаимодействия. В таком качестве они образуют предмет внимания так называемой понимающей социологии.

Суть дела в следующем: если действия человека осмыслены и внутренне  ориентированы на что-то, то социолог должен разобраться не только в содержании этих действий и в их возможных  последствиях для других людей, но прежде всего в субъективных мотивах  этой деятельности, в смысле тех  духовных ценностей, которыми руководствуется  действующий субъект. Другими словами, надо осмыслить, понять содержание духовного  мира субъекта социального действия. В данной роли социология выступает  как понимающая.

М. Вебер создал и развил концепцию понимающей социологии, задачи которой, по его мнению, заключаются в том, чтобы понять и объяснить, во-первых, посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; во-вторых, какие понятные социологу последствия имели их стремления для «осмысленно-соотнесенного поведения других людей».

В своей социологии понимания Вебер  не мог обойти проблему ценностей, в  том числе моральных, политических, эстетических, религиозных. Важнейшей  составляющей данной теории является концепция идеальных типов.

Идеальные типы Вебера характеризуют  как бы сущность оптимальных общественных состояний – состояний власти, межличностного общения, индивидуального  и группового сознания и т.д.

М. Вебер выделял следующие типы социального действия:

  1. целерациональное – когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей и эти ориентации использует как средства или инструменты  в своей стратегии действий;
  2. ценностно-рациональное – определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;
  3. аффективное – определяется эмоциями;
  4. традиционное – определяется традицией или привычкой

Вебер исходил из того, что в  историческом процессе растет степень  рациональности социальных действий. Особенно это видно в развитии капитализма. «Рационализируется способ ведения хозяйства, рационализируется  управление, как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры – во всех сферах социальной жизни; рационализируется образ  мышления людей, так же как и способ, их чувствования и образ жизни  в целом. Все это сопровождается колоссальным усилием социальной роли науки, представляющей собой, по мнению Вебера, наиболее чистое воплощение принципа рациональности».

Воплощением рациональности Вебер  считает правовое государство, функционирование которого целиком базируется на рациональном взаимодействии интересов граждан, подчинении их закону, а также общезначимым политическим и моральным ценностям. Правовое государство развивается на основе целерациональных и ценностно-рациональных действий управляющих и управляемых. Похоже, что и в этом случае речь идет о теоретической конструкции идеального типа государства, не всегда и не во всем совпадающей с социальной действительностью. И все же идея правового государства как рационального сочетания интересов субъектов гражданского общества весьма плодотворна и заслуживает внимания, как теоретиков, так и практиков.

Как видно, Макс Вебер касался в  своих трудах широкого круга проблем  из области теории и методологии  социологии, оставив в их разработке заметный след. Возрождение его учения происходит именно потому, что он высказал глубокие суждения о решении сложных  проблем, которые стоят перед  нами сегодня. Нельзя не согласиться  с Вебером в том, что «признаком научного познания является объективная  значимость его выводов, т.е. истина».

Макс Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального  действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной  идеей веберовской социологии является обоснование возможности рационального максимального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в своеобразный «веберовский ренессанс».

Согласно Веберу, идеальный тип  как методологическое средство позволяет:

1. сконструировать явление или  человеческое действие, как если  бы оно имело место в идеальных  условиях;

2. рассмотреть это явление или  действие независимо от локальных  условий.

Предполагается, что если будут  выполнены идеальные условия, то в любой стране действие будет  совершаться именно таким образом. То есть мыслительное образование нереального, идеально – типического – прием, позволяющий понять, как действительно протекало то, или иное историческое событие. Идеальный тип, по Веберу, позволяет трактовать историю и социологию как два направления научного интереса, а не как две разные дисциплины. Это оригинальная точка зрения, исходя из которой, по мнению ученого, чтобы выявить историческую причинность, необходимо для начала выстроить идеально – типическую конструкцию исторического события, а затем сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием.

Через конструирование идеально –  типического исследователь перестает  быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние  обстоятельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или  личности в данный момент истории.

Чтобы показать, как применяется  понятие идеального типа у Вебера, необходимо проанализировать это понятие  с содержательной точки зрения. Для  этого необходимо ввести ещё одну категорию социологии Вебера – категорию  понимания. Необходимость понимания  предмета своего исследования, согласно Веберу, отличает социологию от естественных наук.

Социология, по Веберу, является «понимающей», поскольку «изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл».

«Действие человека обретает характер социального действия, если в нём  присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других)». Понимающие мотивации, «субъективно подразумеваемого смысла» и отнесение его к поведению других людей – необходимые моменты собственно социологического исследования, отмечает Вебер, приводя для иллюстрации своих соображений, пример человека, рубящего дрова. Так, можно рассматривать рубку дров лишь как физический факт – наблюдатель понимает не рубщика, а то, что дрова рубятся. Можно рассматривать рубщика как обладающее сознанием живое существо, интерпретируя его движения. Возможен и такой вариант, когда центром внимания становится субъективно переживаемый индивидом смысл действия, т.е. задаются вопросы: «Действует ли этот человек согласно разработанному плану? Каков этот план? Каковы его мотивы? В каком контексте значений воспринимаются эти действия им самим?» Именно этот тип «понимания», основанный на постулате существования индивида совместно с другими индивидами в системе конкретных координат ценностей, служит основой реальных социальных взаимодействий в жизненном мире.

С принципом «понимания» связана  одна из центральных методологических категорий веберовской социологии – категория социального действия. Судить о том, насколько она важна для Вебера можно по тому, что он определяет социологию как науку, «изучающую социальное действие».

Вот как Вебер определяет социальное действие. «Действием» следует … называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние и или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. «Но «социальным действием» следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своём протекании». Исходя из этого, «нельзя считать действие социальным, если оно является чисто подражательным, когда индивид действует, как атом толпы, или когда он ориентируется на какое-либо природное явление» (не является, например, действие социальным, когда множество людей раскрывают зонты во время дождя).

И ещё одно важное замечание, которое  делает Вебер: употребляя понятие «государство», «сообщество», «семья» и т.д., нельзя забывать, что эти институты не являются реально субъектами социального  действия. Поэтому нельзя понять «действие» народа или государства, хотя вполне можно понять действие их составляющих индивидов. «Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., – пишет он, – в социологическом понимании означают… категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению… участвующих в этой деятельности отдельных людей».

Таким образом, социальное действие, по Веберу, предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или  группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую Вебер  называет ещё и «ожиданием» и  без которой действие не может  рассматриваться как социальное.

Психологическое понимание чужих  душевных состояний является, по Веберу, лишь подсобным, а не главным средством  для историка и социолога. К нему можно прибегать лишь в том  случае, если действие, подлежащее объяснению, не может быть понято по его смыслу. «При объяснении иррациональных моментов действия понимающая психология, действительно, может оказать, несомненно, важную услугу. Но это, – подчёркивает он, – ничего не меняет в методологических принципах».

По мнению Вебера социология должна ориентироваться на действие индивида или группы индивидов. При этом наиболее «понятным» является действие осмысленное, т.е. направленное к достижению ясно сознаваемой самим действующим индивидом целей и использующее для достижения этих целей средства, признаваемые за адекватные самим действующим индивидом. Сознание действующего индивида оказывается, таким образом, необходимым для того, чтобы изучаемое действие выступало в качестве социальной реальности.

Теория рационализации.

Понятие «рационализация» являлось основным понятием анализа современного капитализма, предложенного Максом Вебером, обозначая  множество взаимосвязанных процессов, в ходе которых каждый аспект человеческого действия становится предметом расчёта, измерения и контроля.

Согласно Веберу, рационализация предполагает следующее:

1) в области экономической организации  – организацию производства на  основе бюрократии и калькуляцию  прибыли посредством систематических  бухгалтерских процедур;

2) в религии – развитие теологии  интеллектуальной стратой, исчезновение  магии и замену роли религиозных  таинств личной ответственностью;

3) в области права – вытеснение  практики выработки законов на  основании произвольного прецедентного  права практикой дедуктивного  правового мышления на основании  универсальных законов;

4) в политике – уход в прошлое  традиционных норм легитимности  и замену харизматического лидерства  партийной машиной;

5) в области морали – больший  акцент на дисциплине и воспитании;

6) в науке – снижение роли  индивидуального новаторства при  развитии практики коллективных  исследований, координируемых экспериментов  и при определении политики  в области науки государством;

7) в обществе в целом –  распространение бюрократии, государственного  контроля и администрирования.  Таким образом, понятие рационализации  являлось частью веберовской концепции капиталистического общества, внутри которой индивид, лишённый религиозного смысла и нравственных ценностей.

Вебер не случайно расположил четыре описанных им типа социального действия в порядке возрастания рациональности; такой порядок является не просто методологическим приемом, удобным  для объяснения: Вебер убежден, что  рационализация социального действия – это тенденция самого исторического  процесса. «Одной из существенных компонентов  «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса. Конечно, этот процесс не исчерпывает понятия «рационализация» действия, так как последняя может протекать, кроме того, позитивно – в направлении сознательной ценностной рационализации – и негативно – не только за счет разрушения нравов, но также и за счет вытеснения аффективного действия и, наконец, за счет вытеснения также и ценностно-рационального поведения в пользу чисто целерационального, при котором уже не верят в ценности».

Информация о работе Типология рационального действия