Торговая политика в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:51, курсовая работа

Описание работы

На протяжении столетий экономические связи между государствами существовали преимущественно как внешнеторговые, решая проблему обеспечения населения товарами, которые национальная экономика производила неэффективно или вовсе не производила. В ходе развития общества внешнеэкономические связи переросли во внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных отношений – мировое хозяйство.
Внешнеторговый обмен товарами – важнейшая составная часть мировых экономических отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
1. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ …………………………………………….5
1.1 Внешняя торговля: понятие, виды, инструменты………………….5
1.2 Торговый баланс РФ……………………………………………...….10
1.3 Современные теории торговой политики…………………………..13
2. УЧАСТИЕ РОССИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ……....16
2.1 Россия и Всемирная Торговая Организация………………………..16
2.2 Россияи Таможенный союз………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………28

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 580.66 Кб (Скачать файл)

Также существуют мнения, что вступление России в ВТО несет за собой следующие отрицательные последствия. Критика ВТО зачастую основана на неправильном представлении о том, как работает эта организация.

  1. ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов. ВТО не указывает правительствам, как им проводить свою торговую политику, - организацией руководят её участники. Соглашения ВТО принимаются в результате переговоров между правительствами стран-членов на основе консенсуса и ратифицируются парламентами. Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам, а напротив, её участники формируют политику организации.
  2. Участие в ВТО – это полная либерализация доступа на рынок и свободная торговля. Несмотря на то, что один из принципов системы ВТО – снижение странами своих торговых барьеров и обеспечение более свободного осуществление торговли, о том насколько эти барьеры должны понижаться, страны-участницы договариваются друг с другом.
  3. Преследование коммерческих интересов в ВТО – более приоритетная задача, чем развитие международной торговли. Свободная торговля способствует экономическому росту и поддерживает развитие. Этот факт лежит в основе торговой системы ВТО.
  4. Коммерческие интересы ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды. Во многих положениях ВТО особое внимание уделяется вопросам защиты окружающей среды. Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д.
  5. Коммерческие интересы ВТО преобладают над вопросами здоровья и безопасности человека. Ключевые положения в соглашениях ВТО позволяют правительствам предпринимать действия по защите жизни и здоровья людей, животных и растений. Их целью является защита прав правительств на обеспечение безопасности своих граждан.
  6. ВТО ведет к росту безработицы и увеличивает разрыв между различными слоями населения. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания рабочих мест и сокращения бедности.
  7. ВТО - недемократичная организация. Решения в ВТО обычно принимаются путем консенсуса, что даже более демократично, чем принятие решений большинством голосов. Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц. Механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.

 

    1. Россия и Таможенный Союз

 

Таможенный союз – форма торгово-экономической интеграции Сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.13

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года формируют Таможенный союз. Для обеспечения условия функционирования и развития Таможенного союза был создан единый регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза.

9 июня 2009 года  в Москве главы правительств  Белоруссии, Казахстана и России  одобрили предложения по этапам и срокам создания единой таможенной территории. Согласно принятым документам, таможенный союз формально начал свою работу  с 1 января 2010 года, когда вступил в силу Единый таможенный тариф, предусматривающий одинаковые для трех стран ставки ввозных пошлин. С 1 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс.  И на третьем этапе формирования таможенного союза – 1 июля 2011 года – таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана.

Согласно Договору о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. целью таможенной политики является создание Единого экономического пространства, основанного на достижении следующих целей: эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.14

Задачи Таможенного Союза:

  1. Формирование Таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
  2. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Данные экспертов говорят о том, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны участницы получат прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. 15

От участия в Таможенном союзе эксперты ожидают, что:

  • Товары на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее.
  • Откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Белоруссии.
  • Станут дешевле энергоносители.
  • Во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.

Россия, вступая в Таможенный союз, планирует сохранить высокий уровень защиты своих производителей и получать большую долю доходов от импортных таможенных пошлин, собираемых в рамках союза, сообщил директор свободного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Алексей Лихачев.  16

Введение в действие ТК ТС означает, что на территории стран-участников ТС будут применяться единые таможенные правила. Товары, прошедшие таможенное оформление в одной стране союза, будут беспрепятственно пересекать границы трех стран. Речь идет только о тех товарах, которые не запрещены к ввозу в союзных государствах.

Таблица 2.2.1.

Запреты и ограничения в Таможенном союзе.17

 

Правом свободно обращаться на всей территории России, Белоруссии  и Казахстана обладают товары, которые в момент  указанной даты признавались в этих государствах отечественными. Иностранные товары, ввезенные в любое из государств-членов союза и помещенные в нем под процедуру выпуска для внутреннего потребления, получают право свободно обращаться на всей территории ТС.

Мнения глав государств стран-участниц Таможенного союза на создание Таможенного союза:

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: « Таможенный союз – очень хороший знак… Таможенный союз позволит России, Белоруссии и Казахстану получить к 2015 году прирост ВВП в 15 %. Появление Таможенного союза выгодно всем его государствам. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран - 900 миллиардов долларов. Совокупные резервы нефти наших стран – 90 миллиардов баррелей. Мы становимся ключевым игроком на рынке энергоресурсов ». 18

Президент Белоруссии Александр Лукашенко: « Таможенный союз – это еще один шаг к созданию единого экономического пространства. Оно рассматривается нами как полностью обоснованная, законченная и логичная форма экономического взаимодействия между нашими странами. Мы сделали крупный исторический шаг, который приведёт к серьёзным экономическим подвижкам не только на евразийском пространстве, но и в мире в целом». 19

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев: «Несмотря на всякого рода сложности, мы вышли на новый этап сотрудничества. Это очень значимое, долгожданное событие, которое родилось в результате очень непростых переговоров. Три страны впервые договорились передать часть суверенитета в наднациональный орган. В перспективе к трём странам будут присоединяться и другие страны, мы договорились всемерно способствовать этому процессу». 20

Можно сделать вывод, что создание Таможенного союза создает благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению экономических и политических связей государств, которые объединены общими экономическими интересами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В процессе исследования торговой политики в современном мире можно подвести следующие итоги.

Внешнеторговая деятельность представляет собой целый комплекс различных направлений, форм, методов и средств перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между странами. Это одна из наиболее сложных сфер экономики любой страны.

Международная торговля играет немаловажную роль в развитии национальной экономики любого государства.  Она становится одним из самых мощных факторов экономического роста. Внешняя торговля объединяет все государства в одну экономическую систему.

 Современная  внешняя торговля представляет  собой ввоз и вывоз товаров  между странами. Каждое из государств  регулирует международные торговые  отношения, создавая благоприятные  условия для развития производства.

Основные тенденции развития современной международной торговли:

  • участники международной торговли стремятся к ослаблению ограничений внешнеторгового обмена и устранению препятствий на его пути, в связи с этим принципы свободной торговли неуклонно вытесняют принципы протекционизма, основной тенденцией становится либерализация торговли, свободная торговля становится наиболее эффективным и справедливым способом товарообмена;
  • изменения в структуре товарного импорта и экспорта характеризуются тем, что в последние годы увеличивается доля готовых изделий и особенно это касается наукоёмких отраслей (электроника, машиностроение);
  • образование все большего числа международных торговых объединений между странами, создающих зоны свободной торговли, увеличение объемов внутриотраслевой торговли между развитыми странами;
  • значительное увеличение торговли продукцией обрабатывающей промышленности, в особенности наукоемкими товарами.

Для России значение внешнеэкономической сферы весьма существенно. Внешняя торговля остаётся важным источником поступления инвестиционных товаров, а также играет большую роль в снабжении населения России продовольствием и различными товарами. Реализация внешнеэкономической политики требует создания системы институтов, обеспечивающей реализацию национальных интересов России в мировой экономике, повышение конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках, гибкость и результативность государственного регулирования внешнеэкономической сферы, его способность быстро и адекватно реагировать на внешние риски.

16 ноября 2011 года  Российская Федерация была официально принята во Всемирную торговую организацию. С 6 октября 2007 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории формируют Таможенный союз.

Вступление России в ВТО и создание Таможенного союза позволяет России:

• Укрепить свои позиции в мировой торговле

•  На Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования.

• В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран.

•  Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры.

•  Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под защитой процедуры разрешения споров  ВТО.

Всемирная торговая организация – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать равноправным партнером на мировом рынке. Причиной формирования Таможенного союза является укрепление экономических и политических отношений государств. Присоединению России к ВТО, создание Таможенного союза  формируют благоприятную основу для дальнейшего развития внешнеторговых связей, повышения их стабильности и предсказуемости.

Основу российского экспорта составляют: топливно-энергетические товары, машины и оборудование, металлы и изделия из них, лесоматериалы и целлюлозно-бумажных изделия, химическая промышленность.

Основу российского импорта составляют: машины и оборудование, продовольственные товары и сырье для их производства, металлы и изделия из них, текстильные изделия и обувь.

Очевидно, что в российском экспорте топливно-сырьевые товары еще длительное время будут оставаться основной позицией. Однако для России вполне реально углубление степени переработки сырья и на этой основе увеличение в экспорте доли таких товаров, как целлюлоза, химическая продукция, удобрения и др.

Информация о работе Торговая политика в современном мире