Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 10:13, реферат

Описание работы

История экономических учений занимает большое место в системе экономических наук. Дополняя экономическую теорию, она вместе с тем несёт определённую самостоятельную нагрузку. Знание истории экономических учений необходимо для осмысления и освоения закономерностей и особенностей формирования экономической теории, способности ориентироваться в ее проблемах, для эффективного использования полученных знаний в исследовании объективных законов развития мировой и отечественной экономики, для выработки методов практического подхода при обосновании и последующей реализации альтернативных хозяйственных решений на уровне микро- и макроэкономики.

Содержание работы

Введение
Экономические учения в период средневековья
Экономические учения XV-XVII вв.
Экономические учения XVII-XVIII вв.
Экономические учения XIX - начала XX вв.
Экономические учения XX века
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход  наемного рабочего, плату за труд и  зависит она от демографических процессов. Чем больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот. Заработная плата удерживается в пределах прожиточного минимума в силу естественного закона численности народонаселения – «железный закон» заработной платы. Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при контроле заработной платы со стороны государства.

Прибыль, по мнению Д. Рикардо, есть избыток стоимости над заработной платой: это продукт неоплаченного труда рабочего. Он сформулировал «закон падения нормы прибыли». Его суть в следующем: падение производительности труда сельскохозяйственного производства приведет к росту цен на продукты питания и росту минимальной заработной платы, которая будет занимать большую часть в стоимости продукции, а следовательно, норма прибыли будет снижаться.

Рента в учении Д. Рикардо – это избыток стоимости  над средней прибылью, который образуется за счет различного плодородия и местоположения земель. Он правильно охарактеризовал дифференциальную ренту как разницу между стоимостью продуктов сельского хозяйства на лучших и на худших участках. Д. Рикардо признавал действия «закона убывающего плодородия почвы».

Главным условием роста экономики Д. Рикардо считал устойчивое денежное обращение, а лучшей базой денежной системы является золото. Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.

Джон Стюарт Милль (1806–1873) – английский экономист, философ, его главный труд «Основы  политической экономии» (1848 г.). Основные положения методологии исследования Дж.С. Милля схожи с классической школой. Специфика его взглядов проявилась в следующем: он отделил законы производства от законов распределения, первые из них постоянны, добавил к изученным законам неизменного общества динамику политической экономии.

Богатство в  представлении Дж.С. Милля – это  совокупность благ, обладающих меновой стоимостью. К факторам, образующим цену, он относил конкуренцию, мотивируя это тем, что покупатель стремится купить дешевле, а продавец – продать дороже. Капитал – это запас продуктов труда, возникающий в результате сбережений благодаря постоянному воспроизводству, дополнительные вложения которого при наличии трудовых ресурсов могут привести к расширению производства без определенного предела. Величина прибыли должна быть не меньше суммы процента на капитал, страховой премии и заработной платы по управлению.

Дж.С. Милль исходит  из количественной теории денег: увеличение количества денег при образовании  запасов или увеличении совокупного  дохода не приведет к росту цен. Кредит не увеличивает ресурсы страны, но благодаря ему они все более  полноценно используются в производстве. Источник кредита – капитал (денежный), не используемый в настоящее время в производственных целях. Причину торгового кризиса он видел в сокращении кредита, а средства его преодоления – в увеличении предложения кредита.

Историческая школа в Германии

Немецкая политэкономия  не приняла идеи единства экономической  теории для различных стран. Вводится национальная политэкономия. Большое  влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799-1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.

Основы протекционистской  политики были разработаны Фридрихом  Листом (1789-1846), выступавшим против учений Смита и Рикардо, трудовой теории стоимости. В системе Листа содержались  идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явившиеся одним из источников фашизма.

Предмет политэкономии  Лист определял как политику, которой "должны следовать нации, чтобы  достигнуть прогресса в экономическом  развитии".

В первой половине XIX в. большую известность в Германии приобрела историческая школа политической экономии, унаследовавшая идеи Мюллера и Листа, а также исторической школы права (Густав Гуго, Клод Савиньи).

Историческая  школа политэкономии представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно  Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1821-1898). Введенный немецкими экономистами исторический метод характеризуется тем, что процесс развития общества, экономики представляется в виде количественных изменений. Сторонники этого метода отрицали качественные скачки в развитии, стояли на эволюционистских позициях. Подобно Мюллеру, на первый план выдвигалось государство, его роль и значение, а также морально-этический фактор. Политэкономия практически отождествлялась с историей экономики.

Основными работами в рамках исторической школы считаются: "Краткие основы курса политэкономии с точки зрения исторического метода" и "Начала политэкономии" Рошера, "Политэкономия настоящего и будущего" Гильдебранда, "Политэкономия с точки зрения исторического метода" Книса.  

 

Экономические учения XIX - начала XX вв.

Марксизм

Это направление  экономической теории было названо  по имени его основателя, Карла  Маркса (1818-1883). Он родился в Германии, в семье адвоката, учился в Боннском и Берлинском университетах, имел степень  доктора философии. Большую часть своей жизни К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и в Лондоне. Главным его трудом был "Капитал", I том которого был издан в 1867 году. II и III тома "Капитала" были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом (1885, 1894), который был другом К.Маркса и известным теоретиком марксизма.

В своём экономическом  учении К. Маркс опирался на труды  классиков политической экономии. Вместе с тем он подверг критике классическую экономическую теорию, во многом дополнил и развил теоретические положения А. Смита и Д. Рикардо. К. Маркс создал всеохватывающую систему категорий и законов капиталистической экономической системы. В отличие от классиков он показал преходящий характер этой системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории.  В марксистской экономической теории подчёркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Непосредственным предметом исследования поэтому выступают производственные отношения - отношения, складывающиеся между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит и организация производства, и распределение, и богатство разных общественных классов.

К. Маркс развил трудовую теорию стоимости. Новым в теории стоимости было открытие двойственного характера труда, воплощённого в товаре. По Марксу конкретным трудом создаётся потребительная стоимость товара, а абстрактным трудом - стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд - это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана  теория прибавочной стоимости, объясняющая  главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наёмных работников собственниками капитала. Источник прибыли - это прибавочная стоимость, то есть стоимость созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершён в методе исследования. К. Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Маржиналистская революция

В середине XIX в. классическая школа политической экономии оказалась в состоянии кризиса, так как ее теория базировалась на затратной трактовке ценности и не могла объяснить ряда острых проблем экономики. Выход из кризиса нашли маржиналисты. Это направление экономической мысли возникло в последней трети XIX в., которое широко использует в анализе экономических процессов и законов предельные величины.

Основные положения  маржинализма следующие: использование  предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических  явлений; основой изучения является поведение отдельных фирм и понятие  потребности покупателя; исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств; предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро -, но и на микроуровне; широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач; гедонизм, то есть жизнь ради счастья.

Маржинальная  революция - переход от концепции  классической экономической школы  к неоклассической теории (маржинализму). Маржиналистская революция проходила в два этапа. Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.

Второй этап маржинальной революции относят  к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред  Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс  Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма. Для второго этапа характерен отказ от «субъективного направления» политической экономии и отвержение психологического аспекта оценки полезности вещей.

Кейнсианство и неокейнсианство

Английский экономист  Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) стал широко известен в связи с опубликованием в 1919 г. книги "Экономические последствия Версальского мирного договора". Но знаменитым его сделал труд "Общая теория занятости, процента и денег" (1936), в котором Кейнс выдвинул вопрос о необходимости государственного вмешательства в экономику в целях исправления ее недостатков.

На первый план Кейнс поставил проблему "эффективного спроса", потребления и накопления. Он выдвинул макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между макроэкономическими величинами — национальным доходом, сбережениями и накоплениями.

В качестве основы экономических процессов у Кейнса выступает психологическая характеристика природы человека. Причиной экономических кризисов Кейнс считал изменения в настроениях капиталистов — переход от оптимизма к пессимизму. Решающее значение он придавал "склонности к потреблению" и "склонности к сбережению".

Экономические учения XX века

Современный монетаризм

Монетаризм представляет собой одно из наиболее влиятельных  течений в современной экономической  науке, относящееся к неоклассическому направлению. Он рассматривает явления  хозяйственной жизни преимущественно  под углом зрения процессов, протекающих в сфере денежного обращения Термин "монетаризм" был введен в современную литературу Карлом Бруннером в 1968 г. Обычно он применяется для характеристики экономической школы (преимущественно Чикагской — Н.Т.), утверждающей, что совокупный денежный доход оказывает первоочередное влияние на изменение денежной массы

Первоначально монетаризм отождествлялся с антикейнсианством, что подтверждается названиями некоторых  работ видных представителей монетаристской теории (книга Г. Джонсона "Кейнсианская революция и монетаристская контрреволюция") Одновременно с критикой кейнсианской макроэкономической теории и экономической политики лидер монетаристов Милтон Фридмен (род. 1912) и его сторонники разработали монетарную теорию определения уровня национального дохода и теорию цикла. Последовавший за этим рост влияния и популярности монетаризма, особенно в США и Великобритании, где он был принят в качестве основной теории при разработке экономической политики, связан с обострением инфляционных процессов и их воздействием на состояние экономики.

За более чем  три десятилетия существования  монетаризм расширил свое влияние, претерпел  определенные изменения. Он стал претендовать на роль универсальной общеэкономической  доктрины, способной решить такие  экономические проблемы, как эффективность экономического регулирования, роль государства в хозяйственной жизни и т.п. Монетаризм широко пропагандируется его представителями как кредитно-денежная политика, специально направленная на контроль роста денежной массы.

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории различными школами экономистов