Транс национальные корпарации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:31, доклад

Описание работы

Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.
ТНК — особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

1)Транс национальные  корпарации 

Процесс транснационализации рассматривается  как процесс расширения международной  деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных  стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.

ТНК — особая форма организации  хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК.

 Современные концепции ТНК  базируются на теории фирмы  как предприятия для организации производства и сбыта товаров и услуг. Большинство международных компаний начинало свою деятельность с обслуживания национальных рынков. Затем, используя сравнительные преимущества страны базирования и конкурентные преимущества своей компании, они расширяли масштабы своего функционирования на международных рынках, вывозя продукцию за границу или осуществляя зарубежные инвестиции с целью организации производства в принимающих странах.

 Отмечая главную особенность  ТНК - наличие зарубежных филиалов по производству и сбыту товаров и услуг на основе прямых инвестиций, исследователи транснациональных корпораций разработали ряд моделей прямых иностранных инвестиций [1, с.277-278].

 Американский экономист Дж. Гэлбрейт обосновал происхождение  ТНК технологическими причинами. По его мнению, организация зарубежных филиалов международных компаний во многом обусловлена необходимостью сбыта и технического обслуживания за рубежом сложной современной продукции, требующей товаро- и услугопроводящей системы (сети) предприятий в принимающих странах. Такая стратегия позволяет ТНК увеличить свою долю на мировом рынке.

 Модель монополистических (уникальных) преимуществ была разработана  американцем С. Хаймером, в последующем  ее развили Ч. П. Киндлебергер  и др. В соответствии с теорией монополистических преимуществ иностранному инвестору необходимы преимущества перед местными фирмами принимающей страны, которые хорошо знают "правила игры" на своем рынке, обладают обширными связями с местной администрацией и не несут больших трансакционных расходов, т.е. расходов по сделкам по сравнению с иностранным инвестором. Монополистические преимущества для иностранной фирмы могут возникать за счет использования оригинальной продукции, которую не выпускают местные фирмы; наличия совершенной технологии; "эффекта масштаба", дающего возможность получать большую массу прибыли; благоприятного для иностранных инвесторов государственного регулирования в принимающей стране и др.

 Модель жизненного цикла  продукта разработана американским  экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По этой модели любой продукт проходит четыре стадии цикла жизни: I - внедрение на рынок, II - рост продаж, III - насыщение рынка, IV - спад продаж. Выходом из положения при спаде продаж на внутреннем рынке служит экспорт или налаживание производства за рубежом, что продлит жизненный цикл продукта. При этом на стадиях роста и насыщения рынка издержки производства и сбыта обычно сокращаются, что позволяет снизить цену продукта и, следовательно, повысить возможности расширения экспорта и увеличения объема выпуска продукции за рубежом.

 В большинстве ТНК представляют  собой крупные предприятия олигопольного  или монопольного типа с диверсифицированной, горизонтальной или вертикальной интеграцией производства, они контролируют изготовление и сбыт продукции и предоставление услуг как в стране базирования, так и вне ее пределов. Используя идею Р. Коуза о том, что внутри большой корпорации между ее подразделениями действует особый регулируемый руководством корпорации внутренний рынок, английские экономисты П. Бакли, М. Кэссон, Дж. Макманус и др. создали модель интернализации, в соответствии с которой значительная часть международных экономических операций является фактически внутрифирменными операциями между подразделениями больших хозяйственных комплексов. Все элементы интернациональной структуры корпорации функционируют как единый, согласованный механизм в соответствии с глобальной стратегией головной компании, направленной на достижение главной цели деятельности ТНК - получение прибыли от функционирования комплекса предприятий в целом, а не каждого из его звеньев.

 Многие из вышеописанных  моделей характеризуются однобокостью  и узостью взгляда на комплексную проблему транснациональных корпораций. Английский экономист Дж. Даннинг разработал эклектическую модель, вобравшую в себя из других моделей то, что прошло проверку реальной практикой. Согласно этой модели фирма начинает производство товаров и услуг за рубежом при условии совпадения трех предпосылок: 1) наличие конкурентных (монополистических) преимуществ по сравнению с другими фирмами в принимающей стране (специфические преимущества собственника); 2) условия в принимающей стране способствуют организации там производства товаров и услуг вместо их экспорта (преимущества интернационализации производства); 3) возможность использовать производственные ресурсы в принимающей стране более эффективно, чем у себя дома

Основные признаки, присущие ТНК:

 

 Годовой оборот (объем продаж) более одного млрд. долларов США;

 Наличие филиалов не менее  чем в 6 странах;

 Доля зарубежных активов  должна составлять 25-30% в общей  стоимости активов компании;

 От одной трети до одной  пятой всего оборота компании  должно приходиться на внешние операции, то есть реализовываться за пределами головного офиса ТНК.

 Каковы причины возникновения  транснациональных корпораций?

 Наиболее общей причиной  их возникновения является интернационализация  производства и капитала на  основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы.

 Интернационализация производства  и капитала приобретает характер  экспансии хозяйственных связей  путем создания крупнейшими компаниями  собственных отделений за границей  и превращения национальных корпораций в транснациональные. Вывоз капитала становится важнейшим фактором в формировании и развитии международных корпораций.

 К числу конкретных причин  возникновения транснациональных  корпораций следует отнести стремление  к получению сверхприбыли. В свою очередь, жесткая конкуренция, необходимость выстоять в этой борьбе также способствовали концентрации производства и капитала в международном масштабе и появлению ТНК.

 Виды транснациональных  корпораций:

 Традиционные ТНК — это  корпорации, имеющие головную (материнскую) компанию и зависимые от нее филиалы в различных странах.

 Многострановые ТНК — это  корпорации, имеющие головную (материнскую)  компанию и относительно независимые  от нее филиалы в различных  странах;

 Интегрированные ТНК — это  корпорации, представляющие своим зарубежным филиалам максимальную свободу действий, в частности, в области предпринимательства;

 Сетевые ТНК — это корпорации, которые предпочитают развивать  отношения с другими компаниями  на основе внутрифирменных отношений  (разделение сферы деятельности и влияния), обычно включаясь в консорциум.


Информация о работе Транс национальные корпарации