Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 22:29, реферат
Изменение окружающей среды требует от человека затрат ресурсов. Ценность для человека затрачиваемых ресурсов называют издержками. Подчеркнем, что издержки являются субъективным, ценностным понятием. Так, нервное перенапряжение, возникающее в процессе какого-либо действия человека, относят к моральным издержкам, не имеющим общепризнанной единицы измерения.
Трансформационные издержки – это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансформации. В силу социальной роли трансформации эти издержки называют также статическими. Величина трансформационных издержек заранее известна и выражается в денежных единицах. Это обусловлено тем, что трансформация представляет собой рутинный, повторяющийся процесс, все элементы которого известны в деталях и не изменяются на протяжении длительного периода времени. В частности, точно известны объемы ресурсов, необходимые для осуществления трансформации. В процессе многочисленного повторения трансформации формируется традиция измерения ценности затраченных ресурсов в денежных единицах.
Основные факторы возникновения трансакционных издержек. 3
Возникновение фирмы как результат наличия издержек
функционирования рыночного механизма. 8
Прямые и альтернативные издержки. 9
Контрактные теории фирмы. 10
Список использованных источников 12
Министерство сельского хозяйства РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н. Прянишникова
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по дисциплине «институциональная экономика»
Вариант 15
Выполнила: студентка курса
заочного обучения
Специальность:
Шифр:
Проверил: к.э.н, доцент Черемных О.А.
Пермь 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Возникновение фирмы как результат наличия издержек
функционирования рыночного механизма. 8
Прямые и альтернативные издержки. 9
Список использованных источников 12
Изменение окружающей среды требует от человека затрат ресурсов. Ценность для человека затрачиваемых ресурсов называют издержками. Подчеркнем, что издержки являются субъективным, ценностным понятием. Так, нервное перенапряжение, возникающее в процессе какого-либо действия человека, относят к моральным издержкам, не имеющим общепризнанной единицы измерения.
Трансформационные издержки – это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансформации. В силу социальной роли трансформации эти издержки называют также статическими. Величина трансформационных издержек заранее известна и выражается в денежных единицах. Это обусловлено тем, что трансформация представляет собой рутинный, повторяющийся процесс, все элементы которого известны в деталях и не изменяются на протяжении длительного периода времени. В частности, точно известны объемы ресурсов, необходимые для осуществления трансформации. В процессе многочисленного повторения трансформации формируется традиция измерения ценности затраченных ресурсов в денежных единицах.
Трансакционные издержки – это ценность ресурсов, затрачиваемых на осуществление трансакции. В силу социальной роли трансакции эти издержки называют также динамическими. Величина трансакционных издержек характеризуется высокой степенью неопределенности. Это обусловлено тем, что трансакция есть творческий, уникальный процесс, элементы которого заранее неизвестны в деталях. В частности, не может быть достоверно известна ценность ресурсов, необходимых для осуществления трансакции. Но главное отличие состоит в том, что в данном случае отсутствует отлаженный механизм распределения общих трансакционных издержек между участниками социального взаимодействия. Сложность проблемы распределения трансакционных издержек между участниками взаимодействия заключается прежде всего в том, что индивиды имеют разные предпочтения в отношении одних и тех же ресурсов.
Пример: Два предпринимателя подписали некое соглашение. Предположим, что затрачиваемые ресурсы в данном случае состоят лишь из затрат нервной энергии при оформлении документов. Если для первого предпринимателя субъективная тягость этих затрат ничтожна, а для второго предпринимателя велика, то величина трансакционных издержек будет зависеть от того, кто оформляет документы: если оформляет первый предприниматель, то трансакционные издержки будут низкими, а если второй — то большими. В ситуации, когда достигнутое соглашение не содержит детального распределения обязанностей сторон по оформлению документов, трансакционные издержки являются неопределенной величиной.
Пример: Предположим, что производитель использует отлаженное взаимодействие с поставщиком ресурса. В данном случае издержки, связанные с обеспечением этого рутинного взаимодействия (транспортные, организационные, информационные, представительские и др.), целиком относятся к трансформационным издержкам. Если изменившаяся ситуация на рынке требует пересмотра базовых условий соглашения между производителем и поставщиком, то последние вынуждены вступить в новое социальное взаимодействие. Издержки каждой стороны, затрачиваемые на осуществление этого взаимодействия, относятся к трансакционным издержкам.
Таблица 1 – Трансформационные и трансакционные издержки
Аспект |
Издержки | |
трансформационные |
трансакционные | |
Среда |
Материальная |
Социальная |
Характер |
Статический |
Динамический |
Величина |
Заранее известна |
Заранее не известна |
Распределение |
Задано традицией |
Не определено |
Измеритель |
Стоимостной |
Субъективный или стоимостной |
Способ сокращения при обмене |
Специализация |
Персонализация |
Трансформационные издержки и трансакционные издержки обычно связаны обратной зависимостью: сокращение одной величины влечет за собой увеличение другой, и наоборот. Проиллюстрируем эту закономерность на примере товарного обмена. Главным способом сокращения совокупных трансформационных издержек в сфере товарного обмена являются разделение труда и связанная с ним специализация производства. Чем сильнее развита специализация, тем более производителен труд на каждом отдельном участке производства, тем меньше суммарные трансформационные издержки. Вместе с тем с развитием специализации число участников производственного процесса увеличивается столь значительно, что между ними становятся невозможными какие-либо устойчивые межличностные связи.
Трансакционные издержки при обмене обусловлены главным oбpазом поиском подходящего партнера (покупателя или продавца) и проверкой качества приобретаемого товара. В случае, когда товарный обмен персонализирован, т.е. традиционно осуществляется между лично знакомыми друг с другом индивидами, такого рода издержки невелики. Чем в большей степени персонализирован обмен, тем большей информацией располагают хозяйственные агенты друг о друге и тем меньше вероятность мошенничества, фальсификации товара и т.д. Таким образом, процессы специализации производства и персонализации обмена тормозят друг друга и не могут развиваться одновременно. Поэтому в сфере материального производства невозможно добиться одновременного существенного снижения трансформационных и трансакционных издержек, опираясь только на процессы специализации и персонализации.
Соотношение трансформационных и трансакционных издержек на производство различных товаров отражеы на рисунке 1.
Рисунок 1 – Соотношение трансформационных и трансакционных издержек на производство различных товаров
Налоги. К трансакционным издержкам относятся также налоги. Это классический тип трансакционных издержек для любого хозяйствующего агента. В обмен на уплату налогов мы получаем от государства трансакционные блага. Некоторые из них нам непривычно воспринимать, как трансакционные блага, и, тем не менее, они ими являются.
Это, прежде всего, денежная система. Деньги – основной и колоссальный элемент экономии на издержках измерения. А их может выпускать только государство (если каждый начнет печатать свои деньги, сложится ситуация, практически равная тому, что денег нет).
Далее это система мер и весов, системы различных стандартов, также снижающих наши измерительные издержки.
Кроме того, государство предоставляет нам гарантии личной безопасности; а также гарантии наших прав собственности. Без государства защищать свою собственность крайне дорого и затруднительно, ее у вас могут отобрать. А так всем известно, что за вашей официально зарегистрированной собственностью или за контрактом, который вы подписали с ними и зарегистрировали у государственного нотариуса, стоит сила государства, а, точнее, угроза применить насилие по отношению к тому, кто осмелится покуситься на вашу собственность или сорвать контрактные обязательства. Гарантии обеспечиваются наличием законов, суда, некой вооруженной силы.
Наконец, в наименьшей степени мы пользуемся за счет нашей налоговой системы фоновой информацией. Бесплатно предоставляется государством только правовая информация. Государство ничего не берет с граждан за то, что они знакомятся с законами. Берут только те, кто эти законы для нас размножает.
Итак, налоги – это доплата государству, как поставщику трансакционных благ. Трансакционные блага противоположны трансакционным издержкам. Они как бы сокращают эти издержки и выступают некоей формой издержек, которые проходят через государство.
Помимо этого, государство собирает налоги, чтобы оплачивать социальные издержки на образование, здравоохранение и культуру (содержание больниц, школ, библиотек и пр.). За все эти товары мы склонны недоплачивать, в силу чего государство или общество (на уровне муниципалитетов и пр.) должно брать эти расходы на себя.
Таким образом, исчезни государство, все издержки, которые мы сейчас платим в виде налога, увеличились бы, но направление их резко изменилось бы: трансакционная их часть значительно возросла бы, а социальная серьезно уменьшилась бы. Трансакционная часть при отсутствии государства возросла бы потому, что государство может экономить на масштабе на принуждении, на издержках на измерение и на всем, чем угодно. А почему уменьшилась бы социальная часть? Дело в том, что мы хотели бы, чтобы другие тратились больше нас на такие блага, как образование, культура, здравоохранение, т.е. на социально-культурную сферу. Например, в США масса людей всю жизнь копит деньги, чтобы потом отправить детей учиться в колледж или университет.
Итак, с макроэкономической точки зрения государства, налоги четко делятся на те, которые обеспечивают трансакционные блага, и на те, которые обеспечивают социальные блага. А как это выглядит с точки зрения фирмы или гражданина?
Казалось бы, фирмы и граждане должны быть заинтересованы платить налоги, чтобы экономить на издержках измерения, на издержках приведения в действие своих контрактов. Без этого они бы просто не смогли функционировать экономически. Однако в действительности и те, и другие избегают налогов. Человек по своей природе склонен расценивать потребности в развлечении выше, чем потребности в совершенствовании. Поэтому налоги воспринимаются и фирмой, и гражданином, как часть трансакционных издержек.
Фактически поведение человека, уклоняющегося от налогов, - это поведение «безбилетника», которое предполагает, что другие не последуют его примеру. К сожалению, если не наступает быстрого неотвратимого наказания за подобное поведение, люди уже в массовом порядке начинают так себя вести. Общество сталкивается с проблемой «безбилетника», когда любой член общества может пользоваться всеми благами независимо от того, платит он налоги или нет, и сколько он платит. Даже платя минимальные налоги, он претендует на полномасштабное пользование всеми благами, предоставляемыми государством.
Итак, налоги – это специфический тип трансакционных издержек. Их государству надо собирать, чтобы минимизировать наши издержки
Результат возникновения
фирмы как результат наличия издержек
функционирования рыночного механизма.
Теория фирмы Коуза
Вплоть до середины ХХ века в рамках неоклассического анализа фирма трактовалась как своего рода «черный ящик», на входе в который – труд и капитал, а на выходе – продукты. В качестве двигателя этого процесса рассматривался своекорыстный интерес, направленный на максимизацию богатства.
Оставались вопросы о базисной природе фирмы, о том, дополняет ли фирма рынок или замещает его. Почему в одном случае ресурсы размещаются посредством механизма цен, в других – усилиями предпринимателя-координатора.
Коуз отвечает на этот вопрос следующим образом: рынок требует порой чрезмерно высоких трансакционных издержек.
Предлагалось объяснение появления фирмы как заменителя рыночных операций в целях уменьшения издержек, связанных с действием рыночного механизма. По мнению Коуза, фирма представляет собой иерархическую структуру, которая в отличие от рыночных сделок управляется не двусторонними контрактами, а прямыми директивами.
Именно возрастание издержек, связанных с организацией и координацией рыночных сделок, ведет к перемещению операций от рынка к фирме.
Почему
всё производство не осуществляется одной
большой фирмой?
Во-первых,
могут возрастать затраты на организацию
дополнительных трансакций.
Во-вторых, может оказаться что с увеличением трансакций предприниматель не способен разместить факторы производства в таких точках, где они обладают наивысшей ценностью.
Существует проблема, трактуемая экономистами как «убывающая доходность управления» вследствие экономии на издержках одного рода, увеличение фирмой издержек другого рода.
Оптимальные
размеры фирмы определяются границей,
где издержки рыночной координации равны
издержкам централизованного контроля.
Фирмы
дают больший выигрыш в том, что касается
издержек по ведению переговоров. С другой
стороны, фирма, которая, по определению
Коуза, относится к иерархическим структурам,
является благодатной почвой для оппортунистического
поведения.
По мнению Коуза, в той мере, в какой механизм директивного управления позволяет экономить трансакционные издержки, фирма вытесняет рынок.
Виды трансакционных издержек
Виды трансакционных издержек. Выделяют прямые и альтернативные трансакционные издержки: