Учение Адама Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 14:15, контрольная работа

Описание работы

Исторически сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с именем и творчеством Адама Смита (1723 – 1790) – величайшего английского ученого-экономиста конца XVIII в. Эта «человеческая слабость» будет преодолена, очевидно, нескоро, ибо в отличие от естественных наук, требующих, как правило, представления о современном уровне знаний, экономическую науку едва ли можно постичь, не познакомившись с теоретическими воззрениями выдающихся экономистов классической политической экономии. В их числе Адам Смит является, несомненно, центральной фигурой.

Содержание работы

Введение
1 Учение Адама Смита
1.1 «Исследование о природе и причинах богатства народов»: содержание и структура
1.2 Философия «экономического человека» и разделение труда. Теория производительного и непроизводительного труда
1.3 Учение о стоимости. Теория доходов: заработной платы, прибыли и ренты
1.4 Учение о капитале и о деньгах
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

А.Смит.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

1.4 Учение о капитале  и о деньгах

 Смит рассматривал  капитал, как запас, используемый  предпринимателем в процессе  производства с целью получения  дохода. Главным фактором накопления  капитала он считал бережливость, отмечая, что сбережения образуют  фонд для содержания производительных  рабочих. Деление общества на производительные и непроизводительные классы соответствует делению общественного продукта на капитал и чистый доход. Чем большая доля общественного продукта капитализируется (превращается в капитал) и поступает в распоряжение производительных рабочих, тем быстрее растет народное богатство. Доказывая несущественность торгового баланса, которому придавали значение меркантилисты, Смит настаивал на решающей роли баланса между непроизводительным потреблением и накоплением капитала, поскольку он определяет рост богатства нации.

Смит разделял капитал на основной и оборотный. Основной капитал не вступает в процесс обращения и остается в руках владельцев; он состоит из машин и орудий труда, доходных построек, усовершенствованной земли, врожденных или приобретенных способностей членов общества. Оборотный капитал постоянно уходит от владельцев в одной форме и возвращается в другой; он включает в себя продовольствие, материалы, готовые изделия и деньги. Первые три составляющие оборотного капитала постоянно переходят в основной капитал либо в фонд потребления; все, что идет в фонд потребления, составляет часть чистого дохода. Как основной, так и оборотный капитал, по Смиту, приносят прибыль: основной – в производстве, оборотный – в обращении. Такой подход к проблеме делал деньги одной из составляющих капитала, а не отождествлял с ним, как было принято у меркантилистов.

Деньги, по Смиту, техническое средство, обеспечивающее ход экономических процессов и возникшее в результате договоренности людей. Выделяя функции денег как меры стоимости и средства обращения, главной, ученый считал последнюю из них. Деньги – это «колесо обращения», и общество заинтересовано, чтобы издержки обращения были как можно меньше. Обращение бумажных денег, по Смиту, обходится обществу дешевле, поэтому он отдавал им предпочтение перед полноценными металлическими [12,с.110].

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что богатство народов понималось ученым в динамике. Рост производства предметов потребления на душу населения напрямую зависит от увеличения объема занятого в национальной экономике производительного труда и повышения его производительности; последнее, в свою очередь, связано с растущим накоплением капиталов и эффективностью их употребления. Смит считал основным средством роста богатства любой нации технический прогресс, для развития которого необходим естественный порядок, о котором говорилось ранее. Ученый утверждал, что чем меньше государство вмешивается в экономическую жизнь страны, тем благотворнее условия хозяйственного развития.

Мысль о том, что лучшее средство обеспечить общее благополучие – это позволить каждому заботиться о своих интересах, проходит через все «Богатство народов». Смит объясняет, в чем заключается «простая и нехитрая система естественной свободы», которая должна заменить существующие системы поощрения отечественной промышленности и торговли, с одной стороны, и стеснения частной инициативы — с другой. «Всякий человек, – говорит автор, – пока он не нарушает законов справедливости, имеет бесспорное право следовать по пути, указанному ему его личным интересом, и употреблять по своему усмотрению свой труд и капитал... Государь освобождается совершенно через это от... обязанности руководить трудом людей и направлять его самым выгодным образом для целого общества. При системе естественной свободы государю остается исполнить три обязанности... Первая состоит в защите общества от всякого рода насилия или нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая состоит в защите каждого члена общества от несправедливостей и притеснений со стороны другого члена общества, или в установлении определенного суда... третья его обязанность состоит в проведении, исполнении и поддержании общественных предприятий и некоторых учреждений, которые не могут быть исполнены и содержимы насчет одного или нескольких людей».

Источником средств, необходимых для выполнения государством его функций, служит система налогообложения. Смит утверждал равенство всех перед налогом, причем налоговые ставки, по его мнению, должны учитывать имущественное положение плательщика: каждый облагается «соответственно полученному доходу». Остальные выдвинутые Смитом принципы налогообложения могут быть отнесены к административным правилам — это достоверность, удобство, экономия налога.

Итак, Смит отверг практические рекомендации меркантилизма, проводимую на их основе экономическую политику и полный контроль государства над хозяйственной сферой. Наибольшая сумма богатства достигается, по его мнению, когда каждому предоставлено право свободно продавать и покупать. Политика, которую обосновывал ученый, получила название «фритредерство» (от английского free trade – свободная торговля). Ученый полагал, что к торговой политике государства применимо правило, которым руководствуется всякий купец: покупать на самом дешевом рынке и продавать на самом дорогом. Анализируя развитие межгосударственных экономических связей, Смит сформулировал принципы, легшие в основу теории международной торговли. В своих рассуждениях он исходил из несоответствия абсолютных уровней издержек производства в разных странах. Каждое государство, по его мнению, должно развивать производство товаров, выпуск которых обходится ему дешевле, чем другим государствам, и выходить с ними на внешние рынки. Так, к всеобщей выгоде, будет развиваться международное разделение труда. Начав повествование о Смите с характеристики «Богатства наро­дов» авторитетного западного ученого М. Блауга, закончим его словами выдающегося отечественного экономиста М. И. Туган-Барановского, считавшего, что система Смита «является самым полным и совершенным выражением идей и стремлений его эпохи – эпохи падения старинного хозяйственного строя, основанного на государственной опеке, и развития капиталистического строя, для которого свобода была естественной стихией. Отсюда и историческое значение и беспримерное в истории политической экономии влияние «Богатства народов» [12,с.112].

Заключение

 Труд Смита характеризуется  удивительной простотой и четкостью  изложения. Но в этом и удобство, и сложность. Чтобы постичь существо смитовских идей, требуется время, неторопливое размышление, не один раз приходится возвращаться к прочитанному.

Подводя краткое резюме, попытаемся выделить основные положе­ния труда, ставшего для Смита главным итогом его творческой жизни.

Первое. О мотивах и стимулах хозяйственной деятельности, об основополагающих принципах рыночного механизма. В отличие от физиократов, которые считали, что экономический строй – это система, которую должен открыть творческий ум, а властитель утвердить, Смит исходит из того, что ни изобретать, ни создавать хозяйственный строй нет необходимости. Такой строй существует.

Ученый распознает и описывает его механизм, составные элемен­ты и отношения. В основе хозяйственного механизма находится и действует «экономический человек». В погоне за собственной выгодой он направляется «невидимой рукой» к достижению такого результата, который и не входил в его намерения. Преследуя собственный интерес, человек способствует общей выгоде.

Второе. Свободе экономической деятельности индивидуумов не надо препятствовать, не следует ее строго регламентировать. Смит выступает против излишних ограничений со стороны государства, он за свободу торговли, в том числе внешней торговли, за политику фритредерства, против протекционизма.

Третье. Теория стоимости и цены разработаны как исходные кате­гории в общей теоретической системе экономической науки. Основной труд Смита отличают многоплановость рассматриваемых проблем, их систематизация, с одной стороны, реализм, практическая значимость многих положений – с другой.

Общий творческий замысел Смита был весьма обширен. Ученый хотел создать всеобъемлющую теорию человека и общества. Первую часть составила «Теория нравственных чувств». Эта работа была опубликована, в ней проводится идея равенства, обязательность принципов морали для всех членов общества. Вторая часть замысла – «Богатство народов». Эта работа сложилась в известной мере из лекций, прочитанных профессором в университете в Глазго. Третью часть должна была составить «История и теория культуры (науки, искусства)». Она так и не была написана, а подготовительные записи, наброски, материалы были уничтожены.

Вероятно, многоплановость, широта замысла способствовали ус­пеху экономического труда.

Влияние Смита сказалось не на одной школе, практически оно коснулось нескольких направлений: и рикардианской школы (трудовая теория стоимости); и тех школ и отдельных экономистов, которые разрабатывали проблемы цены и ценообразования на основе соотношения спроса и предложения (школа Маршалла) или на основе потребительной ценности товаров (австрийская школа); и тех, кто исследовал влияние и взаимодействие факторов производства (Сэй). Концепция свободы торговли нашла свое теоретическое обоснование в теории сравнительных издержек, согласно которой разделение труда в сфере международного обмена служит важнейшей предпосылкой повышения производительности и получения экономической выгоды. «Богатство народов» находилось в центре внимания и противников классической школы, выступивших против чрезмерной формализации экономической науки (историческая школа, институционализм).

Список литературы

1. Аникин А. В. Адам Смит. – М.: Мол. гвардия, 1968. – 254 с. 2. Арская  Л.П. Ученые прошлого о финансировании  чрезвычайных расходов государства //Финансы. – 2007. – № 2. – С.61-64

3. Афанасьев В. Метод экономической двойственности //Вопросы экономики. – 2005. – № 8. – С.4-18.- Вопросы теории

4. Афанасьев В. Структура  экономических явлений //Экономист. – 2006. – № 6. – С.47-54

5. Бартенев С. А. История  экономических учений учебник  М-во торговли РФ, Всерос. акад. внешней торговли. – М.: Юристъ, 2007. – 456 с.

6. Бодриков М. Трудовая  теория ценности: проблемные вопросы  и историческое значение //Вопросы  экономики. – 2008. – № 4. – С.110-129

7. История политических  и правовых учений учебник для вузов под общ. ред. В.В. Круглова. – М.: НОРМА, 2008. – 243 с.

8. Капитонов Э. А. История  и теория социологии. Социология XIX в. учеб. пособие. – М.: Приор, 2007. – 368 с.

9. Курс экономической  теории учебник для вузов МГИМО; под общ. ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. – Киров: АСА, 2004. – 832 с.

10. Миголатьев А. Социальная  философия. Проблема отчуждения: грани  и следствия //Соц.-гуманит. знания. – 1999. – № 1. – С.71-83

11. Розанова Н. Эволюция  взглядов на природу фирмы  в западной экономической науке //Вопросы экономики. – 2002. – № 1. – С.50-67

12. Самин Д. К. Сто великих  ученых. – М.: Вече, 2006. – 592 с.

13. Сорвина Г.Н. История  экономической мысли двадцатого  столетия Рос. акад. гос. службы при  Президенте РФ. – М.: РАГС, 2007. – 246 с.

14. Ядгаров Я. С. История  экономических учений учебник  РЭА им. Г. В. Плеханова. – М.: Инфра-М, 2008. – 478 с.


Информация о работе Учение Адама Смита