Уровень и качество жизни, их показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение качества и уровня жизни населения, его показателей, динамики, а так же основные направления по повышению данных макроэкономических показателей в Республике Беларусь.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение уровню и качеству жизни населения;
найти взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения;
получить общее представление о показателях уровня и качества жизни населения;
охарактеризовать основные показатели уровня и качества жизни населения;
выявить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение
3
1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
5
1.1 Методологические подходы к определению понятий «уровень жизни» и «качество жизни» населения
5
1.2 Взаимосвязь и различия между понятиями уровня и качества жизни населения
6
2. Показатели уровня и качества жизни в современных условиях
9
2.1 Общее представление о показателях уровня и качества жизни населения
9
2.2 Характеристика показателей качества жизни населения
11
2.3 Характеристика показателей уровня жизни населения
14
3. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь
19
Заключение
22
Список использованной литературы
24
ПриложениЯ
25

Файлы: 1 файл

Уровень и качество жизни, их показатели.docx

— 170.12 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Характеристика показателей уровня жизни населения

 

Основными показателями уровня жизни населения являются:

  • показатели доходов населения;
  • показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;
  • сбережение;
  • показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;
  • показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;
  • обобщающие оценки уровня жизни населения.

В современных условиях перехода к рынку большое значение имеет  изучение и анализ доходов населения. Принято определение дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доход - это максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится. [8, с. 11]

Согласно концепции Дж. Хикса исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы; располагаемые доходы; скорректированные располагаемые доходы.

Первичные доходы домашних хозяйств - это доходы, полученные данным сектором экономики в результате первичного распределения добавленной  стоимости. Сюда входят: оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль  и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для  собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Чистые доходы от собственности определяются как  разница между суммами полученного  и выплаченного дохода. Следует также  отметить, что показатель оплаты труда  в данном случае включает валовую  заработную плату наемных работников и отчисления работодателей на социальное страхование.

При изучении уровня жизни  населения страны необходимо учитывать  только первичные доходы, полученные ее резидентами, сумма которых за определенный период в рыночных ценах  представляет собой национальный доход. Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов, образуют располагаемые доходы домашних хозяйств:

 

РД = ПД + ТТ,           (2.2)

 

где ПД – первичные доходы, ТТ - сальдо текущих трансфертов, определяемая как разница между текущими трансфертами, полученными и уплаченными другими секторами экономики.

Национальный доход, исчисленный  с учетом сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных за границу, представляет собой располагаемый  национальный доход - макроэкономический показатель, который наряду с показателями национального дохода может использоваться при проведении комплексного анализа  уровня жизни населения и состояния  экономики страны (бесплатных услуг  учреждений здравоохранения, образования, культуры и т.д.). Если сумму таких поступлений, именуемых социальными трансфертами, прибавить к располагаемому доходу, то можно получить скорректированный располагаемый доход домашних хозяйств:

 

СРД = РД + СТ,           (2.3)

 

где СТ - социальные трансферты в натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами от органов государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.

Структура денежных доходов  населения в период с 2000 по 2011 год отображены в Приложении Г.

Баланс денежных доходов  и расходов населения является одним  из основных источников информации об объеме и структуре денежных доходов, расходов и сбережений населения. [4, с. 79-83]

Доходы от оплаты труда  рабочих и служащих:

  • оплата за отработанное и неотработанное время;
  • стимулирующие доплаты и надбавки;
  • компенсирующие выплаты;
  • премии и единовременные выплаты;
  • выплаты за питание, жилье и топливо, носящие регулярный характер.

Данный вид доходов  имеет наибольший удельный вес (более 50%) в их общей сумме. Оплата труда  является основным средством, побуждающим  индивидуума к высокопроизводительному  и качественному труду. Следует отметить низкий уровень средней заработной платы в Республике Беларусь. (см. Приложение Д).

Низкий уровень оплаты труда не стимулирует научно-технический  прогресс – основной фактор развития, поскольку нанимателям целесообразнее экономически содержать дополнительную численность, чем осуществлять внедрения  современных технологий, проводить  научные разработки и т.д. Это  в существенной мере снижает конкурентоспособность  производимой продукции, которая, к  тому же, нередко реализуется на внешних ранках по заниженным ценам. Излишняя численность работающих, ограниченное поступление средств от внешнеэкономической  деятельности также являются существенными  факторами уменьшения доходов персонала.

Неоднозначная роль показателя «производительность труда», когда  исходя из темпов ее прироста делается заключение и об уровне оплаты труда. При исчислении производительности труда в натуральной или трудовой форме такой подход, при определенных условиях (стабильный уровень цен), можно считать достаточно обоснованным. Но когда показатель выражается через стоимостной измеритель, и при высоких темпах инфляции его применение не позволяет дать объективную оценку эффективности труда.

Доходы от собственности  определяются наличием и возможностями  ее реализации как у субъектов хозяйствования, так и населения страны. По мере развития процессов приватизации и в целом экономической ситуации следует ожидать и роста поступления доходов по данному направлению. Доходы от собственности включают в себя: проценты по вкладам, дивиденды по акциям, выплаты по долевым паям; сдачу в наем собственности или недвижимости.

Поступления из финансовой системы – это ссуды банков, возмещение по государственному страхованию, проценты по вкладам и др. Размеры  таких выплат будут тем больше, чем богаче станет государство и  его население, когда больший  удельный вес в расходах граждан  займут сбережения, т.е. в определенной мере эти выплаты зависят от массы  финансовых ресурсов, осуществляющих оборот в национальной экономике.

Социальные трансферты –  имеют самый широкий спектр видов  поступлений, в том числе из бюджета, специальных фондов, спонсорской  помощи и др. Как правило, выплачиваются  гражданам, которые в силу тех  или иных обстоятельств не могут  самостоятельно зарабатывать себе доходы или их размер является недостаточным  для приемлемого, по принятым стандартам, существования. Это, прежде всего, пенсии, стипендии, пособия и другие специальные выплаты, которые составляют сравнительно большой удельный вес в общей величине доходов населения. (см. Приложение Д) В Республике Беларусь неоднократно пересматриваются размер и порядок таких выплат как в сторону либерализации, так и ужесточения. Однако, как и применительно к доходам от заработной платы, их абсолютный уровень остается низким. Например, размер пенсий существенно меньше, чем в развитых странах.

Прочие доходы носят разнообразный  характер. За последние годы среди  них возрос удельный вес доходов  от трудовой деятельности за пределами  страны и прежде всего в Российской Федерации, ведения приграничной торговли. Учитывая большую возможность получения  доходов от работы за границей, чем  в Республике Беларусь, от ведения  полунелегальной торговой деятельности, их величина, скорее всего, будет иметь  тенденцию к росту. [8, с. 11-16]

На практике рассчитывают номинальные (валовые – начисленные  или чистые – полученные на руки) доходы и реальные. Обычно рассчитывается индекс реальных доходов (Iр.д):

 

Iр.д = Iн.д / Iр,           (2.4)

 

где Iн.д - индекс номинальных доходов; Iр – сводный индекс потребительских цен.

Этот индекс можно рассчитать и через индекс покупательной  способности денег (Iп.с):

 

Iр.д = Iн.д * Iп.с           (2.5)

 

Индекс покупательной  способности денег в настоящее  время характеризует изменение  объема товаров и услуг, которые  можно приобрести на одинаковую сумму  денег в отчетном периоде по сравнению  с базисным. (см. Приложение Е)

Составной частью системы  показателей уровня жизни является потребление населением продуктов  и услуг. Оно характеризуется  показателями объема, состава, динамики потребления в натуральном и стоимостном выражении, по классам, социальным группам, территории, отраслям, типам потребления и т.д.

Объем потребления продуктов  и услуг определяется по ценам  фактического потребления, т.е. при  покупке в розничной сети –  розничным, при покупке на колхозном  рынке – по ценам рынка, при  поучении «бесплатных» услуг – по затратам.

Кроме общего объема потребления, рассчитывается душевое потребление  продуктов и услуг всего и  по видам как по отношению ко всей среднегодовой численности населения, так и по отдельным его социальным группам.

При стоимостной оценке потребления  в динамике используют текущие и  сопоставимые цены.

 

 

3. Необходимость  и пути повышения уровня и  качества жизни в Республике  Беларусь

качество уровень  жизнь миграционный движение

Главной целью социально-экономического развития Беларуси было и остается повышение уровня и качества жизни. Для этого была разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы», в которой  дается оценка положения Беларуси за 2006–2010 годы и прогноз на 2011–2015 годы.

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы – рост благосостояния и улучшение  условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических  отношений, инновационного развития и  повышения конкурентоспособности  национальной экономики.

В качестве ориентиров государственной  политики, направленной на увеличение доходов населения, предусматриваются:

  • повышение реальных располагаемых денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7–1,76 раза;
  • рост ВВП в 1,62–1,68 раза;
  • рост производительности труда в 1,63–1,68 раза;
  • увеличение объемов производства продукции сельского хозяйства в 1,39–1,45 раза, а также промышленности в 1,54–1,6 раза;
  • рост удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом экономической деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20–21 процента в 2015 году;
  • привлечение инвестиций в основной капитал за пятилетие в 1,9–1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию рабочих мест. [11]

Реализация поставленных задач предусматривает концентрацию ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально-экономического развития страны.

Одним из основных направлений  социально-экономической политики страны является развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования. В данный момент в развитии демографических процессов наметились положительные тенденции к росту рождаемости и увеличению ожидаемой продолжительности жизни, сокращению темпов депопуляции населения.

Для улучшения демографической  ситуации, создания предпосылок для рождения трех и более детей предусматривается формирование действенных экономических стимулов, в том числе:

  • увеличение размера государственных пособий на детей, включая увеличение за пятилетие размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет до уровня 35- 40 процентов от средней заработной платы по стране, единовременных выплат при рождении ребенка – в 2 раза;
  • предоставление финансовой поддержки в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений:
  • молодым семьям на общих основаниях при рождении первого ребенка – в размере 40 бюджетов прожиточного минимума, при рождении второго или наличии двоих несовершеннолетних детей – 80, при рождении третьего и последующих – 100 бюджетов прожиточного минимума;
  • многодетным семьям по льготным кредитам при наличии троих несовершеннолетних детей – 75 процентов от суммы задолженности по выданным кредитам, четверых – 100 процентов от суммы задолженности. [11]

Важным направлением обеспечения  демографической безопасности является миграционная политика. Задача обеспечения положительного сальдо внешней миграции будет решена путем привлечения в страну высококвалифицированных специалистов и научных работников, максимального использования потенциала белорусской диаспоры, содействия социально-бытовому обустройству иммигрантов, реализации их конституционных прав и свобод и интеграции в белорусское общество.

Реализация вышеназванных  направлений демографической политики позволит повысить рождаемость, оптимизировать миграционные потоки и стабилизировать  численность населения республики на уровне 2010 года.

Информация о работе Уровень и качество жизни, их показатели