Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение различных видов и форм собственности и трансформации отношений собственности в РФ.
Задачи курсовой работы: рассмотреть такие вопросы как понятие собственности, определены типы и формы собственности, дать характеристики приватизации и отразить проблемы приватизации в России, а также проанализировать процесс трансформации собственности в современной России.
ВВЕДЕНИЕ
ПОНЯТИЕ СОБСТВЕННОСТИ
ТИПЫ И ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ. ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ
РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приватизационная реформа в России в основном завершилась уже в 1995 (табл. 2 и 3). По данным Мирового Банка, на 1996 55% активов бывших государственных предприятий оказались выкуплены работниками предприятий (менеджерами и служащими), 11% – населением через ваучеры, 34% оставались в собственности государства. Приватизация госпредприятий продолжалась и в последующие годы, но уже не играла принципиальной роли в экономических реформах.
Акционерно-ваучерная компания в
России привела к торжеству
Таблица 1. Число предприятий и хозяйственных организаций в России по формам собственности (на 1 января)
1995
1998
2000
2004
Всего, тыс.
1946
2727
3106
4150
в т. ч. по формам собственности, %
– государственная и
25,5
11,9
11,2
19,8
– частная
62,5
73,9
74,4
78,0
– прочие
12,0
14,2
14,4
12,2
Из таблицы 1. видно, что доля государственных и муниципальных предприятий сократилось с 1995 г. по 2004 г. всего на 5,7%. Если ещё учесть, что значительная часть из них обанкротилась из-за низкой рентабельности производства и неквалифицированным управлением, то можно сделать вывод, что приватизация государственной и муниципальной собственности происходит крайне медленно и неэффективно. В то же время доля частных предприятий увеличилась на 15,5%, однако в основном этот рост состоял не за счёт приватизации государственных предприятий, а за счёт созданных новых компаний, что произошло в результате либерализации экономической политики государства.
Таблица 2. Структура приватизированного в России 1993–2002 государственного и муниципального имущества по формам собственности и способам приватизации
1993
1996
1999
2002
Число приватизированных предприятий, всего
42 924
4 997
1 536
2 557
Из них, в %
– государственная собственность
16,45
18,57
6,77
3,36
– собственность субъектов РФ
22,18
14,31
19,40
8,84
– муниципальная собственность
61,37
67,12
73,83
87,78
Структура приватизированного имущества по способам приватизации, в %:
– акционирование;
31,10
22,50
12,00
3,40
– продажа на аукционе и коммерческом конкурсе;
38,00
42,10
74,60
61,40
– выкуп арендованного имущества;
29,50
32,10
8,30
32,90
– прочие
1,40
3,30
5,10
2,30
Данные таблицы 2 показывают, что
в основном, приватизировалась
Приватизация государственной и муниципальной собственности происходила в виде акционирования предприятий и продажи их на аукционе и коммерческом конкурсе. Однако в 2002 году акционирование государственных предприятий уже практически не проводилось, в то же время становятся популярными такие формы приватизации как продажа предприятий на аукционе или выкуп арендованного имущества.
Таким образом, результаты приватизации в России не следует переоценивать. Доступ к собственности остался тесно связанным с близостью к властным структурам, не сложился механизм действенной защиты прав собственности. Свершившиеся преобразования собственнических отношений пока не пользуются у граждан России одобрением.
С другой стороны, после относительно быстрого (за три-четыре года) проведения приватизации реставрация командной экономики стала в России невозможной – это нарушало бы интересы новой элиты, сделавшей себе состояние на разделе государственной собственности.
В таблице 3 представлен рейтинг 23 крупнейших бизнес-групп (или лидеров альянсов, или флагманских предприятий). Этот рейтинг основан исключительно на данных по предприятиям, охваченным исследованием, однако число крупнейших бизнес-групп, не вошедших в список в связи с тем, что их крупные интересы связаны с отраслями, не включенными в исследование, должно быть небольшим.
Таблица 3. Крупнейшие бизнес-группы на конец переходного периода
Ранг по занятости
Занятость
Объем продаж, тыс. руб.
Руководство бизнес-группы
Ведущая компания бизнес-группы
Ранг по объему продаж
1
160 517
62 487 413
Дерипаска
Базэл
9
2
150 901
183 600 000
Абрамович
Сибнефть/ Millhouse
2
3
117 802
93 366 909
Каданников
АвтоВАЗ
7
4
111257
71041 612
Мордашов
Северсталь
8
5
108 201
129 900 000
Потанин, Прохоров
Интеррос
4
6
96 531
384 100 000
Алекперов, Ма-ганов, Кукура
Лукойл
1
7
89 974
50 642 482
Абрамов
Евраз
12
8
74 442
38 618 830
Попов, Мельниченко, Пумпянский
МДМ
15
9
65 022
29 705 884
Махмудов, Казицин
УГМК
17
10
58 866
154 700 000
Богданов
Сургутнефтегаз
3
11
48 980
101 600 000
Ходорковский, Лебедев
Юкос
5
12
46 101
38 783 473
Лисин
Новолипецкий металлургический комбинат
14
13
40 078
27 528 614
Зузин
Мечел
18
14
39 686
20 046 203
Смушкин, Зингаревич
ИлимПалп
20
15
35 905
48 244 538
Рашников
Магнитогорский
13
16
33 165
52 937 720
Вексельберг, Балаескул
Ренова
10
17
33 165
52 937 720
Блаватник
Access Industries
11
18
30 175
8 829 056
Бендукидзе
омз
22
19
28 772
93 781 343
Фридман, Хан
Альфа
6
20
20 848
8 108 702
Яновский
Металлоинвест
23
21
19 763
31 741 691
Тахаудинов
Татнефть
16
22
19 533
26 483 961
Евтушенков,
Новицкий,
Гончарук
Система
19
23
7 596
12 779 973
Якобошвили,
Пластинин,
Дубинин
ВиммБилль-Данн
21
Всего:
1 437 280
1 721 966 123
В таблице 4 представлена концентрация собственности в России по укрупнённым отраслям экономики. Самому сильному контролю со стороны представителей большого бизнеса (или финансово-промышленных групп, контролируемых поддающимися определению отдельными лицами), безусловно, подвергается промышленность. Высокая степень контроля существует и в банковском деле. В промышленности финансово-промышленные группы контролируют 35 процентов объема продаж, в то время как взятые вместе федеральные и региональные органы власти держат под своим контролем (большая часть которого является федеральным) 25 процентов этого объема, а доля иностранного предпринимательства в последнем составляет 5 процентов. На прочих собственников приходятся остающиеся 35 процентов.
Таблица 4. Доля в объеме продаж, занятости и активах в крупных отраслях промышленности
Отрасль
Доля большого бизнеса
Все органы власти
Из них доля
Доля иностранных
Прочие собственники
федеральных органов
региональных органов
На основе объема
продаж:
Промышленность
35%
25%
20,1%
4,9%
5,3%
34,7%
На основе
занятости:
Промышленность
16,4%
7,7%
5,0%
2,7%
1,4%
66,8%
Строительство
1,3%
1,5%
0,6%
0,9%
0,1%
97,2%
Транспорт и связь
2,4%
20,0%
19,0%
0,9%
0,2%
77,5%
Торговля
0,2%
0,0%
0,0%
0,0%
0,5%
99,2%
На основе активов
Весь банковский оборот
17,4%
25,6%
19,8%
5,7%
10,8%
46,2%
Концентрация контроля является более низкой, если рассматривать ее в контексте занятости: представители большого бизнеса и их группы контролируют 16 процентов занятости в отраслях промышленности, охваченных нашей выборкой. Доля занятости, контролируемая федеральной и не в столь больших масштабах региональными властями, а также иностранными собственниками тоже меньше, чем контролируемые ими доли, измеряемые объемом продаж. Судя по всему, здесь находит отражение тот факт, что ФПГ и их владельцы, а также федеральные органы власти и иностранцы в той степени, в которой они участвуют в промышленном производстве, имеют тенденцию сосредотачивать внимание на крупных, капиталоемких и прибыльных фирмах и отраслях, с производительностью труда выше средней.
В строительных отраслях и отраслях услуг концентрация собственности в руках ФПГ сравнительно низка: 2 процента на транспорте и связи, ещё ниже - в остальных. Если говорить о строительстве и розничной торговле, то здесь объяснение данному факту является довольно очевидным - эти отрасли представляют собой отрасли с большой долей мелких фирм, не находящимися под контролем ФПГ. Нет ничего удивительного в том, что исключение составляет банковское дело: финансово-промышленные группы контролируют около 17 процентов банковских активов. Взятые вместе, федеральные и местные органы власти все еще осуществляют контроль над четвертью общей стоимости активов в банковском секторе, что во многом объясняется сохранением положения, при котором Центральный банк (ЦБР) является владельцем контрольного пакета акций Сбербанка, а государство сохраняет контроль над Внешэкономбанком и Внешторгбанком. В том факте, что в целом федеральная собственность составляет лишь 17 процентов, находят отражение большие доли мелких частных акционеров в этих банках (данная информация является достоянием общественности). Иностранцы контролируют около 10 процентов всех банковских активов, а их оставшаяся часть, составляющая почти половину банковского сектора, находится под контролем мелких отечественных собственников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, собственность — это основа, фундамент всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
От собственности зависит
Собственность есть результат исторического развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем главной движущей силой этого изменения является развитие производительных сил.
Переход от одних форм собственности к другим может идти эволюционным путем, на основе конкурентной борьбы за выживаемость, постепенного вытеснения всего того, что отмирает, и усиления господства того, что доказывает свою жизнеспособность в соответствующих условиях. В то же время имеют место и революционные пути смены форм собственности, когда новые формы насильственно утверждают свое господство.
Официальная статистика РФ выделяет следующие формы собственности: государственная (в том числе федеральная и субъектов Федерации), муниципальная, общественных объединений (организаций), частная, прочие (включая смешанную собственность).
Различные формы собственности, функционирующие в общей системе экономических отношений, не могут быть изолированными друг от друга. Преодолевая свою специфику, они неизбежно переплетаются. На основе такого переплетения могут возникать смешанные формы собственности. Объективная основа указанного переплетения — взаимное дополнение и использование тех специфических возможностей, которые заложены в каждой из конкретных форм хозяйствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации от 23.12.1993 г.
Гражданский кодекс РФ. Часть 1. от 30.11.94 г. №51-ФЗ
Гражданский кодекс РФ. Часть 2. от 26.01.96 г. №14-ФЗ
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ" от 06.10.2003 №131-ФЗ.
Специальная литература
Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Инфра-М, 2003.
Алексеев С.С., Гонгало Б.М. Гражданское право. – М.: Велби, 2006.
Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А. П. Сергеева и Ю.К.Толстого. - М.: Инфра-М, 2005.
Губарь О.В. Трансформация собственности в современной России. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2001.
Иваньков А.Е., Иванькова М.А. Экономическая теория. – М.: Юриспруденция, 2005.
Кабалкин
А.Ю. Передача имущества в собственность
// Юридический мир.-2001.-N12.-С.
Информация о работе Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России