Виды инфляции, измерение уровня и способы борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Суть инфляции - падение ценности денег, нарушение равновесия между денежной массой и ее товарным покрытием, или - переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и причины возникновения инфляции 4
1.1 Понятие инфляции 4
1.2. Причины возникновения инфляции 4
1.3 Факторы инфляции 8
1.4 Измерение инфляции 9
2 Типы и виды инфляции 12
2.1. Типы инфляции 12
2.2. Виды инфляции 14
3. Социально-экономические последствия инфляции 18
3.1.Влияние инфляции на налоги 18
3.2.Воздействие на перераспределение национального дохода 19
3.3. Влияние инфляции на накопление 20
3.4.Влияние инфляции на платежный баланс 20
4 Антиинфляционная политика 22
4.1.Бюджетная и денежно-кредитная политика государства. 22
4.2 Политика цен и доходов 24
4.3 «Шоковая терапия» и градуирование денежной массы 25
4.4 От теории к практике, антиинфляционная политика РК 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСКО ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ИНФЛЯЦИЯ ПО ЭКТ..doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

     Инфляция  сокращает накопления. Обесценение  идет одновременно по двум направлениям: уменьшение реального денежного капитала и снижение его доходности. Обесценение вкладов на ранних стадиях инфляции незначительно, однако чем выше инфляция, тем меньше товаров и услуг можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе. Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента становится отрицательной, то есть меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее “бегство от денег”, которое, в свою очередь, усиливает рост цен.

     При развитии инфляции вкладчики вынуждены  искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей - потребительских товаров  длительного пользования, драгоценностей, антиквариата, предметов искусства, недвижимости и так далее. Очевидно, что далеко не все могут приобретать драгоценности и антиквариат. Большая часть населения вынуждена уменьшить сбережения, обеспечив ими финансирование текущего потребления. Оставшиеся средства направляются на покупку валюты. В результате инфляции накопления перераспределяются в пользу социальных групп, которые имеют высокий доход, растущий вместе с ростом цен. Сами накопления принимают товарно-материальную форму.

     Вместе  с изменением структуры накоплений происходит и изменение структуры кредита. Инфляция делает предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций: постепенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки. Снижение уровня инвестиций в свою очередь приводит к старению оборудования и росту издержек, подстегивая, таким образом, инфляцию.  

     3.4.Влияние инфляции на платежный баланс 

     Еще одним негативным последствием инфляции является ухудшение платежного баланса  страны или чистого экспорта, который  представляет собой разницу между импортом и экспортом. Допустим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объем экспорта равняется объему импорта. Если в какой-то из этих стран начнется постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт - расти. Платежный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортные пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количество единиц национальной валюты.

     Итак, социально-экономические последствия инфляции выражаются в :

     - перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

     - обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

     - постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

     - неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

     - искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

     - закрепление стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

     - сокращение инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

     - обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

     - возрастание спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

     - активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;

     - снижение покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;

     - социальном расслоение общества и в итоге обострении социальных противоречий.

     Высокие темпы инфляции наносят серьезный  ущерб стабильности предприятий  и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению (снижается жизненный уровень, обесцениваются сбережения), подрывают доверие народа к правительству.

 

      4 Антиинфляционная политика 

     Современная рыночная экономика инфляционная по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей и др.). Вследствие чего, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию, нереальна. Но борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Антиинфляционные меры должны проводиться последовательно, и взвешено. Самое главное это борьба с основополагающими причинами инфляции. Антиинфляционная политика должна преследовать следующие цели:

     - сокращение инфляционного потенциала.

     - предсказуемость динамики инфляции.

     - снижение темпов инфляции.

     - стабилизация цен.

     Стратегической целью антиинфляционной политики является приведение темпов роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней несколько методов борьбы с инфляцией такие, как бюджетная и денежно - кредитная политика государства, политика цен и доходов, «шоковая терапия» и градуирование денежной массы.  

     4.1.Бюджетная  и денежно-кредитная  политика государства. 

     Активная  бюджетная политика – это маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Но одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что в свою очередь может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.  При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

     Денежно – кредитная политика предусматривает денежно – кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики – это воздействие на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия).  В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов,  причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными отрезками, которые различны в разных странах и в разных условиях.  Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

     - Операции на открытом рынке ценных бумаг. Покупая ценные бумаги, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

     - Учетно-процентная или дисконтная политика. Заключается в регулировании учетной ставки процента (в РК – ставка рефинансирования). Учетная ставка – это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом, получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

     - Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы  депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

     - Валютное регулирование. Целевые показатели валютного курса (фиксированные или фиксированные с возможностью корректировок (скользящая привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

     - Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяется более чем в 20 странах. Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

     Денежную  эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

     -  Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

     - Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы Центрального Банка,  который обменивает их на деньги.

     -  Кредитный канал эмиссии. ЦБ РК непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка. 

     4.2 Политика цен и доходов 

     Политика цен и доходов - ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Контроль над ценами и доходами делает несбыточными все инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Однако существует мнение, что  такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. Потому что предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае, при высоком уровне инфляции.    

Информация о работе Виды инфляции, измерение уровня и способы борьбы