Виды инфляции
Инфляция есть процесс
обесценивания денег в результате,
например, переполнения каналов товарного
обращения денежной массой. Инфляция
является результатом макроэкономической
нестабильности, когда совокупный спрос
превышает совокупное предложение.
Неравномерный рост цен по товарным
группам порождает неравенство
норм прибылей, стимулирует отток
ресурсов из одного сектора экономики
в другой (в России из промышленности
и сельского хозяйства в торговлю
и финансово-банковский сектор). Существуют
современные теории инфляции, позволяющие
определить ее виды: открытая инфляция
и подавленная инфляция. Открытая
инфляция характеризуется макроэкономическим
неравновесием в сторону спроса,
при котором падает реальная стоимость
денег. Виды открытой инфляции:
- Инфляция спроса — порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.(Дефицит товара)
- Инфляция предложения (издержек) — означает рост цен, вызванный увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.
- Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
- Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.
- Прогнозируемая инфляция — это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
- Непрогнозируемая инфляция — становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
- Адаптированные ожидания потребителей — явление, связанное с деформацией потребительской психологии. Сверх повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар. (Спрос рождает предложение).
Подавленная инфляция характеризуется
внешней стабильностью цен (при
активном вмешательстве государства),
но росту дефицита товаров, что так
же снижает реальную стоимость денег.
В зависимости от темпов
роста различают:
- Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;
- Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;
- Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или свыше 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.
Используют также выражение хроническая инфляция
для длительной во времени инфляции. Стагфляцией называют ситуацию, когда инфляция
сопровождается падением производства
(стагнацией).
Агфляция
Основная статья Агфляция
Экономисты из инвесткорпорации Goldman
Sachs для обозначения резкого роста
цен на аграрную продукцию придумали новый
термин: «Агфляция»[1] (аграрная инфляция). Высокие
темпы агфляции зафиксированы уже два
года подряд. В 2006
году индекс цен на продовольствие,
рассчитываемый Goldman Sachs, увеличился на
26 процентов. В 2007 году его рост составил
41 процент.[2]