Вклад Ф.Кэне в развитие экономической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:08, реферат

Описание работы

Третий устой учения физиократов - деление труда на производительный (создающий чистый продукт) и непроизводительный (не создающий чистого продукта) и соответственно деление общества на классы. Класс земледельцев был назван производительным, а класс промышленников и торговцев - бесплодным. Третий класс - собственники земли, получатели земельной ренты от земледельцев. Богатство этого класса происходит не от труда, а от права владения землей, он и должен нести налоговое бремя. В реальности же налоги платили крестьяне, ремесленники, торговцы, но не собственники.

Файлы: 1 файл

Ф.Кенэ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Анализ воспроизводства в «Экономической таблице» Ф.Кенэ

 

Одним из наиболее важных вкладов физиократов в экономическую науку явилась изобретенная Ф.Кенэ «экономическая таблица»,  опубликованная в одноименной работе в 1758 году. Пожалуй, это была первая макроэкономическая модель в истории экономического анализа.

В основе «экономической таблицы» лежат следующие предпосылки:

  • Общество состоит из трех классов: производительного, бесплодного и класса собственников земли.
  • Продукт создается производительным классом фермеров, которые ежегодно выплачивают землевладельцам арендную плату.
  • Фермеры являются владельцами основного капитала (первоначальные авансы) в размере 10 млрд. ливров, срок действия которого составляет 10 лет. Таким образом, амортизационные отчисления достигают 1 млрд. ливров в год.
  • Каждый год фермеры затрачивают 2 млрд. ливров оборотного капитала (ежегодные авансы).
  • В расчет принимается только обращение, происходящее между разными классами. Обращение в рамках одного класса игнорируется.
  • Период производства и обращения составляет один год.
  • Исходным пунктом процесса производства является годовой урожай. Ценность валового продукта равна 5 млрд. ливров. Весь этот продукт находится первоначально в руках фермеров.
  • Валовой продукт распадается на средства существования (продукты питания) и сырые материалы. Первые потребляются в процессе жизнедеятельности, вторые - в производственном процессе первичного и вторичного секторов.
  • Бесплодный класс производит за год благ на 2 млрд. ливров. Это третий вид благ: промышленные изделия.
  • В конце периода надел бесплодного класса и класса собственников на 50% состоит из продуктов питания и еще на 50% из промышленных изделий.

Опираясь на эти предпосылки, проанализируем процесс обращения, происходящий в течение года в рамках народного хозяйства отдельной страны

Процесс обменов, по Кенэ, состоит из следующих пяти актов.

Акт первый. Фермеры продают землевладельцам предметы питания на сумму 1 миллиард ливров. В результате этого обмена к фермерам притекают деньги 1 миллиард ливров, а землевладельцы получают предметы питания на сумму 1 миллиард ливров.

Акт второй. Фермеры продают сырье бесплодному классу на сумму 1 миллиард ливров. В результате этого обмена к фермерам притекают деньги 1 миллиард ливров, а бесплодный класс получает сельскохозяйственное сырье для дальнейшей его переработки.

Акт третий. Суть этого обмена заключается в покупке землевладельцами у бесплодного класса промышленной продукции на сумму 1 миллиард ливров. К бесплодному классу притекают деньги 1 миллиард ливров, а класс землевладельцев становится собственниками промышленной продукции стоимостью в 1 миллиард ливров.

После третьего акта обменов класс землевладельцев, истративший все имеющиеся у него деньги на покупку сельскохозяйственной и промышленной продукции, выбывает из дальнейших обменов. Но выбывает только до поры до времени. В конце следующего сельскохозяйственного года класс фермеров выплатит классу землевладельцев 2 миллиарда ливров ренты. С этой суммой денег земельные собственники вновь выйдут на рынок, и примут участие в процессах обменов произведенной сельскохозяйственной и промышленной продукции.

Акт четвертый. Фермеры продают бесплодному классу предметы питания на сумму 1 миллиард ливров. В результате этого обмена деньги 1 миллиард ливров притекают к фермерам, а бесплодный класс приобретает предметы питания.

Пятый акт обмена заключается в приобретении фермерами у бесплодного класса орудий труда промышленного производства на сумму 1 миллиард ливров, которые замещают в натуральной и стоимостной форме средства труда, выбывшие из процесса производства вследствие износа. Деньги же в 1 миллиард ливров притекают к бесплодному классу.

Новый цикл воспроизводства участники производства начинают, обновив свой основной и оборотный капитал в его натуральной форме.

Класс землевладельцев обеспечил себя на год продуктами питания и промышленной продукцией.

Класс фермеров обновил израсходованные в процессе производства продукции средства производства, изготовленные промышленностью в размере 1 млрд. ливров. Кроме того, обеспечил себя посевным материалом и прочими «авансами» величиной стоимости 2 млрд. ливров. Класс фермеров с аккумулировал 2 млрд. ливров в денежной форме, которые предназначены для будущей выплаты арендной платы.

«Бесплодный» класс, в результате обменов, обеспечил себя продуктами питания, запасся сельскохозяйственным сырьем для будущей его переработки. С аккумулировал 1 млрд. ливров, брошенных ранее в оборот при совершении второго акта обмена.

Ф. Кенэ, на примере своей “Экономической таблицы” показал, каким образом происходит возмещение израсходованного общественного капитала, в натуральной форме и по стоимости.

Важным достижением в исследовании является то, что Ф. Кенэ произвел деление общественного капитала на основной и оборотный капитал. Выделил, как самостоятельный акт обмена, - возмещение стоимости износа основного капитала произведенного промышленностью и применяемого в сельском хозяйстве. И хотя в таблице основной капитал сельского хозяйства не представлен отдельным показателем, Ф. Кенэ отводит проблеме возмещения капитала важную роль в аналитической части работы.

Ф. Кенэ рассматривал обмены между тремя классами общества. Он не просто выделил три класса общества участвующих в обменах, фактически же он выделил три сектора воспроизводства общества. Два из них это производственных подразделения - сельское хозяйство и промышленность и, кроме того, выделил сектор производящий услуги по управлению обществом и регулированию общественной жизни. Мы называем его сектором общественного воспроизводства, так как в класс земельных собственников, кроме них самих, Кэне включил государственный аппарат управления, государь, церковь и прочих получателей десятины. Сегодня это крупный и важный сектор общественного воспроизводства.

Ф. Кенэ, в своей таблице рассматривал только стоимостные и натуральные показатели и не рассматривал натурально-вещественную форму товарных масс. Поэтому его исследование теории воспроизводства нельзя считать достаточно полным. Задачей теории воспроизводства следует считать: выявление и описание законов, по которым происходит возмещение израсходованных средств производства в натурально-вещественной форме и по стоимости; сбалансированный обмен товарных масс по стоимости и в их натурально-вещественной форме, - средствах производства, или предметах потребления.

 

 

 

 

 

Значение взглядов Кенэ для развития экономической мысли

 

Школа физиократов, или, как они сами называли ее, «секта», возникла в середине XVIII века во Франции. Главой ее стал придворный медик Ф.Кенэ. Во многом она противостояла воззрениям меркантилистов, отстаивая идею свободной, ничем не ограниченной торговли. Физиократы первыми превратили экономическую науку из нормативной теории (отвечающую на вопрос «что нужно делать») в позитивную (отвечающую на вопрос «что есть»). При этом они перенесли акцент экономических исследований на материальное производство. Поэтому именно с физиократов начинается II этап истории экономической науки.

Ясно, что заслуги физиократов трудно переоценить. Однако в своей стране и в свою эпоху они так и остались сектой, не оказав сколько-нибудь существенного влияния на экономическую мысль Франции.

Важной вехой в развитии теории воспроизводства капитала (здесь и далее по тексту категория «капитал» отражает взгляды авторов излагаемых теорий) в сельском хозяйстве, как одного из разделов теории общественного воспроизводства стала «Экономическая таблица» Франсуа Кенэ, опубликованная в 1758 году. Непонятая современниками и незаслуженно забытая, она была вновь открыта Марксом через сто лет. С момента повторного открытия «Экономическая таблица» Кенэ «не перестаёт очаровывать комментаторов» пишет М. Блауг. «Её достижением являлось яркое графическое изображение всеобщих зависимостей путем решительного упрощения экономической системы до трех взаимодействующих секторов. Отсюда пошло понятие замкнутого «стационарного состояния» как кругового потока, повторяющегося в каждый промежуток времени, - понятие, которое с этого момента завладело воображением экономистов».

Кенэ, - пишет далее М. Блауг, - положил начало традиции рассмотрения капитала как состоящего из нескольких групп «авансов» (advances). Во-первых, это основной капитал в форме «первоначальных авансов» (original advances) – скот, здания и орудия труда, 10 процентов на который включаются в таблицу в качестве амортизации. Во-вторых, это основной капитал в форме «земледельческих авансов» - осушение, заграждение и другие перманентные улучшения качества земли, - которые, как таковые, в таблицу не входят. Наконец, оборотный капитал под названием «ежегодные авансы» – заработная плата сельскохозяйственных рабочих, семена и другие, повторяющиеся из года в год издержки».

Ф. Кенэ гениально абстрагировался от ежедневных и ежечасных актов купли-продажи происходящих в течение всего года и предположил, что товарные массы обмениваются полностью в один момент времени. Он определил исходным пунктом начала и конца происходящих обменов конец сельскохозяйственного года, то есть завершение сбора урожая. Такой уровень абстрагирования позволил ему представить процесс воспроизводства в табличном виде.

Придворный врач короля Людовика XVI Франсуа Кенэ представил свою книгу королю Людовику и умолял его предпринять реформу экономической политики, чтобы таким образом уберечься от неминуемого бунта голодных крестьян. Ответ короля было легко предугадать. «Врач? Так лечи. И не лезь не в свое дело!» Удивительно ли после этого, что Людовик XVI нашел бесславный конец на гильотине?

Тем не менее, есть еще одна причина, по которой Кенэ и его учение важны для нас сегодня. Именно Кенэ ввел в обиход термин, который стал лозунгом экономической науки. По мнению Кенэ, наилучшая экономическая политика определяется принципом laissez faire (произносится «лэйзэ фэр»). В вольном переводе с французского это выражение означает «оставьте как есть» или «не мешайте». В экономической науке этот принцип принято понимать как невмешательство государства в коммерческую деятельность.

Итак, все было готово для появления классической политической экономии, включая лозунг. И классическая политэкономия появилась.

 

Заключение

 

В повседневной жизни люди сталкиваются с необходимостью покупать и продавать, получать денежные доходы, распределять их, формировать личные, семейные и государственные бюджеты, откладывать и использовать сбережения. Мало кто остается равнодушным к изменению цен и инфляции. Материальное положение людей во многом зависит от состояния дел на биржах, валютных курсов и процентных ставок. Все эти многообразные явления и образуют экономическую жизнь общества.

Но люди не только участвуют в экономических отношениях непосредственно, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Возникла особая - экономическая - наука. Она относится к разряду общественных (социальных) наук, поскольку экономические отношения осуществляются посредством общественных отношений между людьми. Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Как и другая отрасль научного знания, экономическая теория направлена прежде всего на познание реальных экономических процессов, то есть раскрытие законов развития экономики. Важно иметь в виду, что экономическая теория изучает экономику в целом, а не отдельные ее секторы, сферы, отрасли и пр. Поэтому она не раскрывает «секретов» о способах получения крупных доходов, достижении делового успеха, приемах домашнего счетоводства. Тем не менее знание экономических основ общества является важным элементом его высокого образовательного и культурного уровня, непременным условием проведения эффективной экономической политики.

Экономическая теория не есть набор готовых правил, рекомендаций, которые люди применяют во всех случаях жизни, сталкиваясь с экономическими проблемами. Скорее всего она является методом, ориентирующим знанием о соответствующем предмете. Экономическая теория - это интеллектуальный инструмент, овладение которым позволяет приходить к правильным решениям в конкретных ситуациях.

Экономическая теория всегда используется для выработки практической экономической политики. Не случайно многие видные экономисты-теоретики привлекаются в правительственные учреждения для работы в качестве консультантов и экспертов. Экономические исследования необходимы для создания различных программ, которые направлены на осуществление проводимой экономической политики, выявление основных тенденций в развитии экономики страны, разработку стратегических экономических прогнозов.

 

Список использованной литературы

 

  1. Всемирная история экономической мысли / Под ред В.Н.Черковец. - М.,: Мысль, 2011.
  2. История экономических учений / Под ред. В.А. Жамина, Е.Г Василевского. - М.: Издательство МГУ, 2012.
  3. История экономики и экономических учений / Под ред. И.Б.Шишкина. - Рязань, 2008.
  4. Курс экономической теории / Под ред Чепурина М.Н., Киселевой Е.А..- Киров: АСА, 2011.
  5. Липсиц И., Любимов Л., Антонова Л. Раскрывая тайны экономики.- М.: ДЕЛО 2010.
  6. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д.Камаева.- М.: ЮНИТИ, 2011.
  7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова.- М.: Бек, 2011.
  8. Экономика. Учебник / Под ред. В.Д.Камаева.- М.: Экономика, 2013.

 

 

 

 


Информация о работе Вклад Ф.Кэне в развитие экономической науки