Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 16:35, реферат
Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории
термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы,
приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество
производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.
Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее
интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя
предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет
возможности удовлетворить все свои запросы
Введение……………………………………………………………….. 3
1. Бюджетные ограничения……………………………………………. 4
2. Бюджетная линия. …………………………………………………….4
3.Смещение бюджетной линии………………………………………… 5
4. Условия оптимума. ………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………… 10
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетные ограничения…………………………………………….
4
2. Бюджетная линия. …………………………………………………….4
3.Смещение бюджетной линии…………
4. Условия оптимума. ………………………………………………………..6
Заключение…………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………… 10
Введение
Спрос и предложение - наиболее часто используемые в экономической теории
термины (по вполне уважительной причине). Спрос и предложение - силы,
приводящие в движение маховик рыночной экономики. Они определяют количество
производимых товаров и цену, по которой продаются продукты.
Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее
интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя
предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет
возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория
потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно
представить жизнь потребителя. Например, если он приобретет большее
количество некоего товара, ему придется ограничить закупки других продуктов.
Если индивид предпочитает труду отдых, ему придется смириться с неотвратимым
снижением доходов и ограничением других потребностей. Так что же толкает
потребителя сделать свой выбор в ту или иную сторону? В своей работе я
попытаюсь ответить на этот вопрос.
3
Способность потребителя удовлетворять свои вкусы и предпочтения, и следовательно, тот спрос, который он предъявляет на рынке, зависит от имеющегося в его распоряжении дохода и от цен на соответствующие товары.
Оба эти фактора в совокупности определяют область допустимых потребителю потребительских наборов, или бюджетную область.
Бюджетное ограничение потребителя может быть записано в виде неравенства:
P1Q1 + P2Q2 ≤ R
Если потребитель полностью расходует свой доход на товары Q1 Q2 то мы получаем равенство:
P1Q1 + P2Q2 = R
Преобразовав данное равенство, получаем уравнение бюджетной линии, имеющее вид:
4
Бюджетная линия показывает набор комбинаций товаров Q1 и Q2, которые может приобрести потребитель, расходуя весь свой денежный доход. Наклон бюджетной линии определяется отношением P1/P2.
В многотоварной экономике и при условии учета сбережений потребителя, уравнение бюджетной линии можно в общем виде записать следующим образом:
P1Q1 + P2Q2 + ... +PnQn + сбережения = R
Изменение бюджетной области может происходить под воздействием двух основных факторов: изменение дохода и изменение цен на товары.
Увеличение денежного дохода с R1 до R2 при неизменных ценах позволит потребителю приобрести большее количество как одного, так и другого товара. Угол наклона бюджетной линии не изменится, поскольку цены остаются прежними, но сама линия сместится вверх и вправо параллельно самой себе. При понижении дохода линия сместится ниже и левее.
Изменение цены на один из товаров при неизменном доходе и цене другого товара изменит наклон бюджетной линии, равный отношению цен.
5
Так, например, при сокращении цены P1 на товар Q1 максимальное
количество товара, приобретаемое при
данном доходе, увеличивается с R/P11 до
R/P12. Соответственно уменьшается угол
наклона бюджетной линии
Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:
Для оптимального потребительского набора выполняются следующие условия:
угла наклона кривой
угла наклона бюджетной линии
= — Р1/Р2.
Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при котором предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен
МRS = — Р1/Р2,
или
Δх2/ Δх1=Р1/Р2.
Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при котором потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2) определяет уровень, при котором потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока эти уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.
Второе условие максимизации может быть записано по-другому. Из определения предельной полезности
MU1= Δ TU/ Δх1;
MU2= Δ TU / Δх2.
Если разделить МU1 на МU2, то мы получим
МU1/МU2 = Δх2/ Δх1,
или
МU1/МU2 = Р1/Р2.
Отсюда вытекает равенство
МU1/ Р1 = МU2/ P2.
В случае товаров, выражение принимает вид
MU1/P1= MU2/P2 = …= MUn/Pn = MU сбережений.
Это означает, что условия максимизации полезности, выведенные путем анализа кривой безразличия (ординалистским путем) и с помощью кардиналистской модели полезности, могут быть записаны одинаковым способом.
В любой данный момент времени личные
доходы потребителя представляют собой
определенную фиксированную денежную
сумму. Это может быть ежемесячный, недельный
или годовой размер заработной платы инженера; стипендия студента; выплаты престарелым
гражданам в виде пенсий; предпринимательский
доход бизнесмена и т.д. Каждый вид дохода
представляет собой фиксированную для
данного периода времени сумму денег,
определяющих меру платежеспособности
его получателя. Количественно доходы
могут существенно различаться, однако
его величина выступает своеобразным
бюджетным ограничением покупательной
способности каждого конкретного покупателя.
В данном случае на индивидуальном уровне
каждый потребитель решает для себя уже
известную дилемму совмещения ограниченности
«ресурса» денежного дохода и безграничности
своих потребностей в разнообразных товарах
и услугах.
Ограниченный ресурс денежного дохода
может быть распределен между текущим
и будущим потреблением; между товарами
длительного пользования и сиюминутного
потребления, между малым количеством
дорогостоящих и большим количеством
дешевых товаров. Ограниченность денежных доходов,
в пределах которых могут быть осуществлены
расходы на потребление, называют бюджетными
ограничениями. Количество товаров, или
потребительских благ, которое может быть
куплено на фиксированную сумму из личного
бюджета, ограничено по сравнению с потребностью
и доходами.
Товары, покупаемые на денежные доходы,
являются ресурсом потребления, ограниченным
по сравнению с безграничной потребностью в нем.
Ограниченность товарных ресурсов потребления
не позволяет сделать их бесплатными даже
для малодоходных групп населения.
По этой причине каждый товар имеет свою,
выраженную в деньгах, цену. Потребительские
цены, как и денежные доходы, ограничивают набор
товаров и уровень жизни, увязывая их с
личным бюджетом покупателя.
Рост или снижение бюджетных ограничений
потребителя представляют собой изменения,
которые обычно называют номинальным
и реальным уровнем дохода, определяющего
благосостояние людей.
Ограниченность личного бюджета и стремление более рационально его распределить
при различных и подвижных ценах вынуждают
покупателя делать выбор: одни товары
покупать, а от других отказываться. Из
многочисленных альтернатив потребитель
выбирает такие варианты и сочетания товаров,
которые соответствуют его представлениям
о полезности покупок, соизмеренных с
возможностями личного бюджета.
9
Линдерт. П.Х. Экономика – М.: Прогресс,
2002.
Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы,
и проблемы и политика. – М.: ИНФРА-М,2004.
Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть
1. – М.: Издательство “Соминтек”. 2005.
Рыночная экономика. Хайнц Ламперт. – М.: Издательство “Дело”.
2004.
Современная экономика / под ред. Мамедова
О.Ю. – РД: Феникс, 2003.
Фишер С. Экономикс - М: Дело, 2003.
Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова
и др. – М.: Проспект, 2005.
Экономическая теория: Учебник // Под ред.
А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004
10
Информация о работе Влияние бюджетного ограничения на потребительские способности