Влияние инфляции на налоги, накопление, платежный баланс страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении особенностей природы инфляции и антиинфляционной политики РК. Для достижения цели необходимо поставить перед собой и решить следующие задачи:
1. Рассмотреть специфику природы инфляции в РК;
2. Изучить особенности антиинфляционных процессов в РК;
3. Дать анализ состояния инфляции;
4. Рассмотреть необходимость совершенствования мероприятий по предупреждению инфляции в Казахстане.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......4
1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ..................................6
1.1. Понятие и причины возникновения инфляции………………………..…6
1.2. Типы и виды инфляции……………………………………………….........8
2. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
ИНФЛЯЦИИ В РК.......…………………………………………………………...15
2.1. Влияние инфляции на налоги, накопление, платежный баланс
страны. Воздействие инфляции на перераспределение национального
дохода……………………………………………………………………..........15
2.2 Антиинфляционная политика в РК ………………………………………..18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………25

Файлы: 1 файл

курсовая Дана готовая.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

 

Влияние инфляции на накопление

Инфляция сокращает  накопления. Обесценение идет одновременно по двум направлениям: уменьшение реального  денежного капитала и снижение его  доходности. Обесценение вкладов  на ранних стадиях инфляции незначительно, однако чем выше инфляция, тем меньше товаров и услуг можно приобрести на деньги, находящиеся на вкладе. Доходность сбережений сохраняется до тех пор, пока ставка процента по вкладам выше темпа роста цен. Сбережения приносят доход, который постепенно становится все меньше. Если ставка процента становится отрицательной, то есть меньше темпа роста цен, сбережения утрачивают смысл. Чем выше уровень инфляции, тем сильнее “бегство от денег”, которое, в свою очередь, усиливает рост цен.

При развитии инфляции вкладчики вынуждены искать средства защиты своих сбережений в виде покупки высокодоходных ценных бумаг, иностранной валюты или материальных ценностей - потребительских товаров длительного пользования, драгоценностей, антиквариата, предметов искусства, недвижимости и так далее. Очевидно, что далеко не все могут приобретать драгоценности и антиквариат. Большая часть населения вынуждена уменьшить сбережения, обеспечив ими финансирование текущего потребления. Оставшиеся средства направляются на покупку валюты. В результате инфляции накопления перераспределяются в пользу социальных групп, которые имеют высокий доход, растущий вместе с ростом цен. Сами накопления принимают товарно-материальную форму.

Вместе с изменением структуры накоплений происходит и изменение структуры кредита. Инфляция делает предоставление средств в кредит невыгодным для кредитора и выгодным для должника. Рост цен сокращает долю долгосрочных, а затем и среднесрочных кредитов. Сокращение сбережений сопровождается сокращением инвестиций. Осуществлять долгосрочные вложения становится рискованным. Меняется структура инвестиций: постепенно они перемещаются из сферы производства в сферу торговли, а также на финансовые рынки. Снижение уровня инвестиций в свою очередь приводит к старению оборудования и росту издержек, подстегивая, таким образом, инфляцию[15].

 

Влияние инфляции на платежный баланс

Еще одним негативным последствием инфляции является ухудшение  платежного баланса страны или чистого  экспорта, который представляет собой  разницу между импортом и экспортом. Допустим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объем экспорта равняется объему импорта. Если в какой-то из этих стран начнется постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой страны станет сокращаться, а импорт - расти. Платежный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины. Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортные пропорции платежного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведет через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количество единиц национальной валюты.

Итак, социально-экономические последствия инфляции выражаются в :

- перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами, хозяйствующими структурами, государством, фирмами, населением; между дебиторами и кредиторами;

- обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов и средств государственного бюджета;

- постоянно уплачиваемом инфляционном налоге, особенно получателями фиксированных денежных доходов;

- неравномерном росте цен, что увеличивает неравенство норм прибылей в разных отраслях и усугубляет диспропорции воспроизводства;

- искажение структуры потребительского спроса из-за стремления превратить обесценившиеся деньги в товары и валюту. Вследствие этого ускоряется оборачиваемость денежных средств и увеличивается инфляционный процесс;

- закрепление стагнации, снижении экономической активности, росте безработицы;

- сокращение инвестиций в народное хозяйство и повышении их риска;

- обесценение амортизационных фондов, что затрудняет воспроизводственный процесс;

- возрастание спекулятивной игры на ценах, валюте, процентах;

- активном развитии теневой экономики, в её «уходе» от налогообложения;

- снижение покупательной способности национальной валюты и искажении её реального курса по отношению к другим валютам;

- социальном расслоение общества и в итоге обострении социальных противоречий [16].

 

2.2. Антиинфляционная политика в РК 

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку  в ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей и др.). Вследствие чего, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию, нереальна. Но борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Антиинфляционные меры должны проводиться последовательно, и взвешено. Самое главное это борьба с основополагающими причинами инфляции. Антиинфляционная политика должна преследовать следующие цели:

- сокращение инфляционного потенциала.

- предсказуемость динамики инфляции.

- снижение темпов инфляции.

- стабилизация цен.

Стратегической целью антиинфляционной политики является приведение темпов роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий [17].

Комплексная антиинфляционная политика Правительства Республики Казахстан и Национального банка  Республики Казахстан направлена на: 
            - стимулирование экономического роста в стране преимущественно за              счет повышения производительности труда;

- стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;

 - соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;

- создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;

- соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета;  
обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики [18].  
В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров, таких как нефтепродукты, зерно, будет введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи. В рамках денежно-кредитной политики основной целью Национального банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен. Для достижения поставленной цели по инфляции Национальный банк Республики Казахстан в 2012 году продолжит реализацию задач по проведению денежно-кредитной политики, обеспечению функционирования платежных систем, осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, содействию стабильному функционированию финансовой системы. Национальный банк Республики Казахстан намерен влиять на размер денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами регулирования доходности на финансовой рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном банке Республики Казахстан. Национальный банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать ставки по ним. Сохраняющееся высокое инфляционное давление вызывает необходимость продолжения работы по ужесточению денежно-кредитной политики, начатой в 2006 году.  Национальный банк Республики Казахстан будет усиливать меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Для усиления регулирующих возможностей официальной ставки рефинансирования, намечено продолжить практику ее ежеквартального пересмотра. Для усиления влияния денежно-кредитной политики на инфляционные процессы в 2012 году Национальный банк Республики Казахстан будет работать над дальнейшим совершенствованием инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики. Конечной целью данных мер является контроль Национального банка Республики Казахстан за коридором рыночных процентных ставок, путем задания максимального и минимального уровня рыночных ставок при помощи официальных ставок по привлечению и размещению. Регулирование Национальным банком Республики Казахстан доходности на финансовом рынке по краткосрочным операциям будет оказывать влияние на ставки банков второго уровня по более долгосрочным операциям, в том числе по кредитам. 
Рост денежных агрегатов будет обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста с учетом мер, предусмотренных по ограничению ликвидности. В условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции увеличивает расходы Национального банка Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан усилят совместные действия в области выпуска государственных ценных бумаг. В целях более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки будет сокращено административное вмешательство государства в принятие частным сектором инвестиционных решений. При этом в отношении регулирования инвестиционной деятельности финансовых организаций данная мера применяться не будет. В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты соответствующие меры, направленные на повышение их эффективности, надежности и стабильности, в том числе за счет развития новых видов платежных инструментов и осуществления надзора и контроля. Будет продолжена работа по созданию единой национальной сети по обслуживанию платежных карточек и расширению сети приема платежных карточек в торговых (обслуживающих) организациях. 
В области содействия обеспечению стабильности финансовой системы, а также либерализации и повышению конкуренции в банковской системе, обеспечению ее устойчивости и прозрачности Национальный банк Республики Казахстан будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Дальнейшее развитие финансового рынка в соответствии с Концепцией развития финансового  сектора Республики Казахстан будет проводиться в направлении приближения всех его сегментов к международным стандартам. Будет продолжено формирование устойчивой и эффективно функционирующей финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики.

Национальный банк Республики Казахстан совместно с Правительством Республики Казахстан будет проводить  работу по созданию системы управления внешним долгом страны в целях  комплексной оценки причин и возможных  негативных последствий роста внешнего заимствования и выработки мер, способствующих его снижению.

В соответствии с Программой либерализации валютного режима в Республике Казахстан на 2008-2010 годы Национальным банком Республики Казахстан будет продолжаться работа по либерализации валютного режима. 
Дальнейшая либерализация валютного режима также будет способствовать снижению давления со стороны избытка ликвидности, путем создания условий для более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки. 
В целях своевременного принятия мер по профилактике «перегрева» экономики Национальный банк Республики Казахстан будет отслеживать ситуацию по притоку иностранной валюты в страну и в случае необходимости рассмотрит возможность принятия совместно с другими государственными органами мер по снижению возникающих рисков. В целях дальнейшего развития финансового сектора будет продолжена реализация Программы развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан на 2010—2012 годы, направленная на решение основных задач по совершенствованию рынка ценных бумаг [19].

В целях снижения зависимости  республиканского бюджета от конъюнктуры  мировых цен, диверсификации экономики  и перераспределения нефтяных доходов  между поколениями будут реализованы  меры, предусмотренные Концепцией формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу. 
С 1 июня 2010 года внедрен новый механизм формирования накоплений Национального фонда, согласно которому нефтяные поступления будут полностью направляться в Национальный фонд. Финансирование расходов республиканских бюджетных программ развития будет осуществляться за счет гарантированного трансферта из Национального фонда.

Меры антиинфляционной политики Казахстана на 2012 год:  
            - продовольственная безопасность: созданы стратегические госрезервы продовольствия в каждом регионе, обеспечена оперативная возможность интервенций на рынках, чтобы сбить цена;

- финансовый маневр: власти Казахстана направили 4 млрд. долларов из бюджета на поддержку строительства, финансовой системы, малого и среднего бизнеса;

- экпортно-импортный маневр. Казахстан ограничил экспорт и увеличил импорт продовольственных товаров;

- отказ от внешних заимствований в условиях удорожания кредита и  нестабильности мировых рынков.

Удержание уровня инфляции в заданных параметрах будет осуществляться совместными действиями Правительства и Национального Банка Республики Казахстан.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк будет проводить государственную денежно-кредитную политику, направленную на выполнение своей основной цели. В частности, это предполагает дальнейшее совершенствование инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики, ужесточение денежно-кредитной политики в случае сохранения остроты проблемы избыточной ликвидности банковской системы [20]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время  инфляция один из самых болезненных  и опасных процессов, негативно  воздействующих на финансы, денежную и  экономическую системы в целом. Инфляция не только означает снижение покупательской, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Процесс инфляции носит  не случайный, а весьма устойчивый характер. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там разработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему денежно-кредитной  и в целом экономической политики. При этом необходимо учитывать многосложный и многофакторный характер инфляции, поскольку в ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Информация о работе Влияние инфляции на налоги, накопление, платежный баланс страны