Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:09, реферат
Рассмотрено внешнеэкономическое взаимодействие России со странами СНГ более подробно.
Введение………………………………………………………..…….…3
I. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со
странами СНГ………………………………………………………………...5
II. Основные направления и особенности экономического
взаимодействия……………………………………………………….…...….9
1.Взаимная торговля товарами………………………....……….9
2.Взаимная торговля услугами……………………...………….13
3.Трудовая миграция…………………………………...…...…..16
4.Конкуренты России в СНГ……………………………...…….17
III. Приоритеты и перспективы работы на пространстве
Содружества………………………………………………………...……….21
Заключение……………………………………………………….....….25
Список литературы………………………………………………....….30
Оценки
экспертов также показывают, что современная интенсивность
Дальнейший рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться.
2. Взаимная торговля услугами
Важной составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами.
Российский
экспорт услуг в СНГ, начиная с 2003 г., развивался
быстрее импорта, в том числе за счет заметного
увеличения поступлений от предоставления
транспортных и строительных услуг, услуг по
статье «Поездки», тесно связанной с трудовой
миграцией, а также различных
Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция снижения доли стран ближнего зарубежья в общем объеме внешней торговли России услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14 %) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.
Отраслевая
структура российской торговли услугами
со странами СНГ слабо диверсифицирована
и за последние годы мало изменилась. В российском
экспорте преобладают традиционные виды
услуг – «Транспорт» и «Поездки» (4/5 всех
продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы
продаж наукоемких и интеллектуальных
услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г. и
669 млн. долл. в 2009 г.) по сравнению с общим объемом российского
экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7
млрд. долл. соответственно). Сохраняется
общая транспортная инфраструктура государств
Содружества - транспортные коридоры,
сформированные на базе единых правил
и стандартов еще в период существования СССР
и являющиеся основными межгосударственными
транспортными артериями в
Скромная
доля Содружества в экспорте наукоемких
услуг из РФ (10–11 %) связана, главным образом,
с меньшими объемами участия российских
компаний в экономическом и производственном
сотрудничестве со странами ближнего
зарубежья по сравнению с дальним, включая
техническое содействие в модернизации
и строительстве объектов, кооперацию в информационно-
В структуре импорта услуг из
СНГ в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных
услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских
внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких
и интеллектуальных услуг в импорте выше,
чем в экспорте, что связано с закупками Россией
Возможности роста доходов от продаж услуг в СНГ во многом связаны с более полным использованием экспортного потенциала отечественного транспортного комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.
Усиление
российского присутствия на рынке наукоемких
и интеллектуальных услуг СНГ возможно
прежде всего за счет расширения технического
содействия в сооружении и модернизации
инфраструктурных и производственных
объектов, развития научно-технического
и производственно-
3. Трудовая миграция
Одним из важнейших связующих звеньев России с рядом государств СНГ, прежде всего Центральной Азии, являются крупные миграционные потоки, в которых заинтересованы не только страны-экспортеры рабочей силы, но и российская сторона.
Как сообщает замначальник Российской федеральной миграционной службы Екатерина Егорова за 8 месяцев 2011 года в Россию прибыло 9,8 млн. иностранных граждан. По ее словам, 50,34% из них прибыли по личным интересам, 14,47% - в поисках работы, 2,53 – по делам службы, 11,13 – туристы, 1 – для получения образования: «6,7 млн. из них были зарегистрированы. За нарушение миграционных норм на территории России 15653 иностранцев были депортированы. Самая большая проблема миграции связана с гражданами СНГ. Безвизовый режим между Россией и странами СНГ создает проблемы в области миграции. Сегодня по числу мигрантов в России первые места занимают граждане Украины и Казахстана».
Благодаря
труду мигрантов в России создается 3-5% ВВП,
тогда как, по данным статистического комитета
СНГ, денежные переводы работающих за
рубежом соотечественников
4. Конкуренты России в СНГ
Россия до последнего времени проигрывала своим основным внерегиональным конкурентам на пространстве СНГ-ЕС, КНР и США. Вместе с тем, успешная реализация реинтеграционного проекта в СНГ требует последовательного восстановления экономических позиций России на постсоветском пространстве и в целом повышения значимости внутрирегиональных экономических связей для каждого из государств Содружества. Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 1).
Таблица 1. Главные конкуренты России в СНГ: основные черты
ЕС |
Системный конкурент, предлагающий привлекательную модель будущего развития для СНГ. Особенно важен для СНГ, как рынок сбыта сырья и полуфабрикатов и поставщик современного оборудования. |
Китай |
Самый агрессивный конкурент в |
США |
Самый политизированный конкурент, рассматривающий СНГ как зону своих жизненных интересов; имеет прочные позиции и наращивает присутствие в энергетическом секторе СНГ |
Несмотря на определенную дезинтегрирующую роль ЕС в развитии Содружества, представляется, что в перспективе отношение Евросоюза к интеграционным процессам в рамках СНГ может измениться в позитивную сторону. Сталкиваясь с угрозой сокращения своей доли в мировой экономике, Евросоюз будет искать партнеров в конкурентной борьбе с США и Китаем. Стратегическое партнерство с Россией и СНГ в целом может сильно пригодиться ЕС для укрепления своих глобальных позиций.
При
формировании Таможенного союза России,
Белоруссии и Казахстана, единого экономического
пространства стран-участниц и в более широком контексте
СНГ, а также при определении формата долгосрочного
Россия
могла бы выступить с инициативой создания
постоянного формата
В 2000-е годы на рынках СНГ значительно укрепились экономические позиции Китая. По данным Всемирного Банка, его доля в импорте государств Содружества (без РФ) возросла с 2% в 2000 г. до 10% в 2010 г., а в абсолютном выражении китайский экспорт в СНГ (без РФ) увеличился за тот же период более чем в 30 раз - с 1 до 32 млрд. долл. 5
Китай выступает сегодня основным и самым агрессивным конкурентом России в торгово-экономическом сотрудничестве с азиатскими участниками СНГ, прежде всего, с Туркменией и Казахстаном. Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной Азии в свою сырьевую периферию, в источник, прежде всего, энергетических ресурсов, в рынок сбыта товаров потребительского и производственного назначения, в транзитный коридор, кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы на важные для центральноазиатских стран проекты, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим в регион (особенно в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества.
Противостояния
укреплений позиций КНР в
Аналогичный подход возможен и к отношениям с США, поскольку США и Китай являются главными и непримиримыми конкурентами за природные ресурсы стран СНГ, активно лоббируют и продвигают свои проекты в регионе.
Консолидированный формат торгово-политического диалога снизит возможности американской двусторонней экономической дипломатии в СНГ.
При невысокой значимости как торгового партнера для стран СНГ, Соединенные Штаты уже обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе ключевых энергоэкспортеров Содружества — Азербайджана и Казахстана, В энергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. Общий объем инвестиций США в экономику Азербайджана достиг 47 млрд. долл. к 2010 г. В Казахстане доля США в накопленных н 2010 г. прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48% (России – 1,1%), в портфельных инвестициях в этом же секторе - 78% (России – 0,1%).
и т.д.................
Информация о работе Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ