Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:09, реферат

Описание работы

Рассмотрено внешнеэкономическое взаимодействие России со странами СНГ более подробно.

Содержание работы

Введение………………………………………………………..…….…3
I. Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со
странами СНГ………………………………………………………………...5
II. Основные направления и особенности экономического
взаимодействия……………………………………………………….…...….9
1.Взаимная торговля товарами………………………....……….9
2.Взаимная торговля услугами……………………...………….13
3.Трудовая миграция…………………………………...…...…..16
4.Конкуренты России в СНГ……………………………...…….17
III. Приоритеты и перспективы работы на пространстве
Содружества………………………………………………………...……….21
Заключение……………………………………………………….....….25
Список литературы………………………………………………....….30

Файлы: 1 файл

Мировая эк-ка реферат.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Оценки  экспертов также показывают, что  современная интенсивность торговли между Россией, Белоруссией и  Казахстаном уже выше, чем средний  расчетный уровень для стран, находящихся в одном таможенном союзе. Это объясняется в том числе инерцией традиционных хозяйственных связей в рамках бывшего СССР, но одновременно свидетельствует о высокой степени реализованности потенциала взаимной торговли. Иными словами, для России, Белоруссии и Казахстана фактические объемы двусторонней торговли превышают не только значения, характерные для мировых торговых отношений, но и объемы торговли для стран на данном уровне развития, состоящих в одном таможенном союзе.     

Дальнейший  рост возможен только на пути углубления интеграционных процессов в СНГ, сопровождающихся модернизацией экономик стран-участниц. В противном случае значимость стран ТС и СНГ в целом как торговых партнеров друг для друга будет снижаться. 

2. Взаимная торговля  услугами     

Важной  составляющей внешнеторгового обмена России со странами СНГ является торговля услугами.     

Российский  экспорт услуг в СНГ, начиная  с 2003 г., развивался быстрее импорта, в том числе за счет заметного  увеличения поступлений от предоставления транспортных и строительных  услуг, услуг по статье «Поездки», тесно  связанной с трудовой миграцией, а также различных профессиональных и технических услуг.     

Для 2000-х гг. характерна устойчивая тенденция  снижения доли стран ближнего зарубежья  в общем объеме внешней торговли России услугами. К 2009 г. удельный вес Содружества в этой сфере (14 %) уменьшился более чем на 7 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. Основными причинами явились концентрация выездного туризма и внешнеторговых грузопотоков на странах дальнего зарубежья, невысокая конкурентоспособность, небольшое взаимное предложение наукоемких и технически сложных услуг, необходимых России и основным торговым партнерам из СНГ для модернизации экономики.     

Отраслевая  структура российской торговли услугами со странами СНГ слабо диверсифицирована  и за последние годы мало изменилась. В российском экспорте преобладают  традиционные виды услуг – «Транспорт»  и «Поездки» (4/5 всех продаж). Обращают на себя внимание небольшие суммы  продаж наукоемких и интеллектуальных услуг в страны СНГ (792 млн. долл. в 2008 г. и 669 млн. долл. в 2009 г.) по сравнению  с общим объемом российского  экспорта этих услуг (7,4 млрд. долл. и 6,7 млрд. долл. соответственно). Сохраняется  общая транспортная инфраструктура государств Содружества - транспортные коридоры, сформированные на базе единых правил и стандартов еще в период существования СССР и являющиеся основными межгосударственными  транспортными артериями в настоящее  время. Страны СНГ заинтересованы в  их беспрепятственном использовании, увеличении пропускной способности и скорости движения товаропотоков, повышении надежности и безопасности транспортных связей.     

Скромная  доля Содружества в экспорте наукоемких услуг из РФ (10–11 %) связана, главным  образом, с меньшими объемами участия  российских компаний в экономическом  и производственном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья по сравнению с дальним, включая  техническое содействие в модернизации и строительстве объектов, кооперацию в информационно-коммуникационной сфере.     

В структуре импорта услуг из СНГ  в 2000-х гг. ощутимо выросла доля транспортных услуг, обеспечивавших растущие перевозки российских внешнеторговых грузов. Удельный вес наукоемких и  интеллектуальных услуг в импорте  выше, чем в экспорте, что связано  с закупками Россией телекоммуникационных, а также инженерных и технических  услуг. Все последние годы значительную часть импорта услуг из СНГ  составляют расходы по статье «Государственные услуги» – около 9–10 % (10,5 % в 2009 г.). Суммарные платежи России в пользу СНГ по указанной статье в 2000–2009 гг. составили порядка 5 млрд. долл., в том числе накопленное отрицательное  сальдо – более 4,6 млрд. долл. В данной статье учитываются расходы нашей  страны на содержание Черноморского  флота, военных баз, официальных  представительств и организаций, аренду космического комплекса «Байконур» и др.4      

Возможности роста доходов от продаж услуг  в СНГ во многом связаны с более  полным использованием экспортного  потенциала отечественного транспортного  комплекса на основе повышения доли участия российских транспортных компаний в перевозках отечественных и  импортных грузов, а также грузов между третьими странами. Среди основных задач: развитие транспортной инфраструктуры, в том числе общеевропейского значения (трех панъевропейских коридоров); обновление и совершенствование парка перевозочных средств, особенно торгового флота и гражданской авиации; приведение показателей функционирования транспортной системы в соответствие с мировыми требованиями по уровню сервиса, качества и стоимости перевозок; упрощение и ускорение осуществления таможенных формальностей при пересечении общих границ России и стран СНГ; гармонизация нормативно-правовой базы отечественной транспортной деятельности с соответствующими правовыми нормами стран Содружества; осуществление необходимых мер по защите и поддержке деятельности российских транспортных предприятий на внешнем рынке.     

Усиление  российского присутствия на рынке  наукоемких и интеллектуальных услуг  СНГ возможно прежде всего за счет расширения технического содействия в сооружении и модернизации инфраструктурных и производственных объектов, развития научно-технического и производственно-технологического сотрудничества, которое бы привело к росту обмена результатами научных исследований и технологиями.  

 

 

     3. Трудовая миграция      

Одним из важнейших связующих звеньев  России с рядом государств СНГ, прежде всего Центральной Азии, являются крупные миграционные потоки, в которых  заинтересованы не только страны-экспортеры рабочей силы, но и российская сторона.     

Как сообщает замначальник Российской федеральной  миграционной службы Екатерина Егорова  за 8 месяцев 2011 года в Россию прибыло 9,8 млн. иностранных граждан. По ее словам, 50,34% из них прибыли по личным интересам, 14,47% - в поисках работы, 2,53 – по делам службы, 11,13 – туристы, 1 – для получения образования: «6,7 млн. из них были зарегистрированы. За нарушение миграционных норм на территории России 15653 иностранцев были депортированы. Самая большая проблема миграции связана с гражданами СНГ. Безвизовый режим между Россией и странами СНГ создает проблемы в области миграции. Сегодня по числу мигрантов в России первые места занимают граждане Украины и Казахстана».     

Благодаря труду мигрантов в России создается 3-5% ВВП, тогда как, по данным статистического  комитета СНГ, денежные переводы работающих за рубежом соотечественников достигают 50% ВВП Таджикистана, по 30% - Молдавии и Киргизии, около 10% - Армении. 

 

4. Конкуренты России  в СНГ     

Россия  до последнего времени проигрывала  своим основным внерегиональным конкурентам на пространстве СНГ-ЕС, КНР и США. Вместе с тем, успешная реализация реинтеграционного проекта в СНГ требует последовательного восстановления экономических позиций России на постсоветском пространстве и в целом повышения значимости внутрирегиональных экономических связей для каждого из государств Содружества. Инициативы России в отношении СНГ должны дополняться переконфигурацией отношений с ключевыми нерегиональными игроками (табл. 1).     

Таблица 1. Главные конкуренты России в СНГ: основные черты

ЕС 

Системный конкурент, предлагающий привлекательную  модель будущего развития для СНГ. Особенно важен для СНГ, как рынок сбыта  сырья и полуфабрикатов и поставщик  современного оборудования.

Китай

Самый агрессивный конкурент в странах  Центральной Азии, рассматривает  их как свою сырьевую периферию.  Стремительно наращивает экспорт и финансово-инвестиционное присутствие в СНГ.

США

Самый политизированный конкурент, рассматривающий  СНГ как зону своих жизненных  интересов; имеет прочные позиции  и наращивает присутствие в энергетическом секторе СНГ 


 

 

     

Несмотря  на определенную дезинтегрирующую роль ЕС в развитии Содружества, представляется, что в перспективе отношение  Евросоюза к интеграционным процессам  в рамках СНГ может измениться в позитивную сторону. Сталкиваясь  с угрозой сокращения своей доли в мировой экономике, Евросоюз будет  искать партнеров в конкурентной борьбе с США и Китаем. Стратегическое партнерство с Россией и СНГ  в целом может сильно пригодиться  ЕС для укрепления своих глобальных позиций.


 

     При формировании Таможенного союза  России, Белоруссии и Казахстана, единого  экономического пространства стран-участниц и в более широком контексте  СНГ, а также при определении  формата долгосрочного взаимодействия с Евросоюзом важно иметь в  виду необходимость совместимости  этих процессов с точки зрения нормативно-правовой базы.     

Россия  могла бы выступить с инициативой  создания постоянного формата взаимодействия СНГ-ЕС, чтобы перевести интеграционные процессы на общеевропейском пространстве из конфронтационной плоскости в  плоскость поиска путей взаимовыгодного  сотрудничества.     

В 2000-е годы на рынках СНГ значительно  укрепились экономические позиции  Китая. По данным Всемирного Банка, его  доля в импорте государств Содружества (без РФ) возросла с 2% в 2000 г. до 10% в 2010 г., а в абсолютном выражении китайский  экспорт в СНГ (без РФ) увеличился за тот же период более чем в 30 раз - с 1 до 32 млрд. долл. 5      

Китай выступает сегодня основным и  самым агрессивным конкурентом  России в торгово-экономическом  сотрудничестве с азиатскими участниками  СНГ, прежде всего, с Туркменией и  Казахстаном. Он последовательно превращает бывшие советские республики Центральной Азии в свою сырьевую периферию, в источник, прежде всего, энергетических ресурсов, в рынок сбыта товаров потребительского и производственного назначения, в транзитный коридор, кредитует взаимную торговлю, предоставляет на сравнительно льготных условиях займы на важные для центральноазиатских стран проекты, оказывает финансовую поддержку своим компаниям, инвестирующим в регион (особенно в нефтегазовый сектор, транспортную инфраструктуру, гидроэнергетику), выступает инициатором усиления экономической составляющей Шанхайской организации сотрудничества.      

Противостояния  укреплений позиций КНР в центральноазиатском регионе России - перевод взаимоотношений с Китаем в русло новых форматов сотрудничества (Таможенный союз - КНР и, где это целесообразно, СНГ-КНР).     

Аналогичный подход возможен и к отношениям с  США, поскольку США и Китай  являются главными и непримиримыми  конкурентами за природные ресурсы  стран СНГ, активно лоббируют  и продвигают свои проекты в регионе.     

Консолидированный формат торгово-политического диалога  снизит возможности американской двусторонней экономической дипломатии в СНГ.     

При невысокой значимости как торгового  партнера для стран СНГ, Соединенные  Штаты уже обеспечили себе лидирующие позиции в нефтегазовом секторе  ключевых энергоэкспортеров Содружества — Азербайджана и Казахстана, В энергетическом секторе Азербайджана они являются самым крупным инвестором. Общий объем инвестиций США в экономику Азербайджана достиг 47 млрд. долл. к 2010 г. В Казахстане доля США в накопленных н 2010 г. прямых иностранных инвестициях в горнодобывающей промышленности достигала 48% (России – 1,1%), в портфельных инвестициях в этом же секторе - 78% (России – 0,1%).

 
и т.д.................


Информация о работе Внешнеэкономические отношения Российской Федерации со странами СНГ