Вывоз капитала и его особенности на современном этапе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 15:54, курсовая работа
Описание работы
Как последствие усиления инвестиционной активности в мире, роста числа транснациональных слияний и поглощений вывоз капитала становится характерной чертой нового мирового порядка, глобализации, что заставляет переосмыслить его влияние на национальную экономику, а также определить роль вывоза капитала в современных экономических условиях. Сегодня лидерами по притоку иностранных инвестиций являются развитые страны, такие как США, Великобритания, Евросоюз и д
Содержание работы
Введение Сущность, причины и цели вывоза капитала Формы вывоза капитала Государственное и межгосударственное регулирование вывоза капитала Заключение Список использованных источников
Возможность для российских
предприятий пользоваться расчетными
счетами в иностранных банках не только
подрывает основы регулирования вывоза
капитала за границу, но чревато также
рядом других отрицательных для нашей
экономики последствий. К таким последствиям
следует отнести, в частности, ухудшение
условий для государственного мониторинга
и контроля за миграцией российского капитала
за границу, поскольку иностранные банки
действуют, как правило, вне пространства,
контролируемого российскими органами
валютного регулирования.
Можно прогнозировать и относительное
сокращение ввоза иностранной валюты
в страну, а, следовательно, и масштабов
операций на валютных рынках России, и
темпов накопления государственных валютных
резервов. В результате уменьшится способность
государства воздействовать на курс рубля
в целях проведения той или иной экономической
политики.
Кроме того, видимо, станут более
сложными условия деятельности российских
коммерческих банков. Сократятся возможности
роста их ресурсной базы в результате
перемещения определенной части активов
российских предпринимателей на счета
иностранных банков. А это, безусловно,
скажется негативно на прибыльности и
на процессах капитализации российской
банковской системы, чем, в последние годы
были весьма озабочены российские власти.
Однако, несмотря на неадекватный
для нашей экономики характер нового валютного
законодательства, его, тем не менее, в
ускоренном порядке принял парламент
страны. Думается, что это обусловлено
рядом причин. Первая состоит в том, что
значительная часть правящей политической
элиты страны все еще не находится в плену
либеральной догмы, утверждающей полезность
всякого сокращения участия государства
в регулировании экономической жизни
вообще и валютных отношений, в частности.
Следующая причина заключается
в неспособности государственной власти
привести в действие эффективные административные
и экономические механизмы противодействия
утечке российского капитала за границу.
В решающей степени этому способствует
лоббирование интересов крупного бизнеса,
прежде всего олигархических кругов, связанных
с экспортом продукции сырьевого сектора,
в средствах массовой информации, Правительстве
и Парламенте. Для российских предпринимателей
новое законодательство, открывающее
свободный выход капитала за рубеж, является
`царским подарком`. Хотя для экономики
страны в целом, оно не несет ничего хорошего.
Несложно предвидеть, что наметившееся
в последнее время сокращение вывоза капитала
будет вновь поставлено под большой вопрос,
ибо явно ухудшатся условия государственного
контроля за нелегальной миграцией капитала.
Государственное
и межгосударственное регулирование вывоза
капитала
Формы государственного регулирования
процесса вывоза капитала условно можно
подразделить на три блока: правовой, административный
и экономический. Методы прямого воздействия
реализуются через инструменты правового
(законодательного) регулирования, административного
и экономического влияния. Методы косвенного
регулирования осуществляются исключительно
экономическими средствами.
Таким образом, в экономических
средствах сочетаются как прямые, так
и косвенные инструменты регулирования,
а также институциональные основы специфичны.
Экономические инструменты государственного
регулирования вывоза и ввоза капитала
можно разделить на следующие четыре группы:
активно-структурные инструменты; фискально-структурные
инструменты (инструменты бюджетно-налоговой
политики); монетарные инструменты (инструменты
денежно - кредитной политики); внешнеэкономические;
другие инструменты. Для увеличения эффективности
и гибкости влияния денежно-кредитной
регулирования вывозом и ввозом капитала
в целях достижения стратегических целей
развития экономики необходимо использование
более широкого спектра инструментов
денежно-кредитной политики. Это не возможно
без совершенствования банковской системы
и рынков капитала, а также выявления и
борьбы с перекосами в денежно-кредитной
сфере.
Меры и инструменты денежно-кредитного
регулирования, в первую очередь направленные
на устранение дестабилизирующего влияния
процессов вывоза и ввоза капитала на
экономику России, не будут эффективны
и не смогут оказывать планируемое воздействия
на экономику до тех пор, пока банки и фондовый
рынок не станут глубоко интегрированными
в экономику структурами. Для этого, в
том числе необходимо попытаться изменить
климат делового общения в российском
обществе: господствующую атмосферу недоверия
и коррумпированности преобразовать в
доверие, основанное на диктатуре закона,
а не произвола чиновников. В целях достижения
экономического роста, восстановления
и развития промышленного сектора - проводить
селективную, выборочную поддержку льготными
ресурсами отдельных кредитных организаций,
а также создание специализированных
государственных банков кредитующих производство,
прежде всего отрасли, определенные ранее
как "локомотивы роста". Поскольку
сам рынок их не может создать, преобладающая
роль государства на данном этапе очевидна.
В целях улучшения условий для
экономического роста, ввоза иностранного
капитала в форме инвестиций, а также для
предотвращения оттока капитала путем
противопоставления внутренних инвестиций
в качестве конкурентоспособной альтернативы
оттоку необходимо не столько снижать
общую налоговую нагрузку, а сколько вносить
изменения в структуру налоговой системы,
в том числе вновь ввести инвестиционную
льготу по налогу на прибыль, причем в
целях ее максимальной эффективности
концентрировать ее в точках экономического
роста, а также механизм налогового кредита.
При одновременном повышении качества
проводимых органами налогового контроля
документарных проверок, укреплении налоговой
дисциплины и ответственности, разработки
эффективных методов контроля и взыскания.
Налоговые органы должны не
только выявлять факты сокрытия доходов
и ухода от налогообложения, в том числе
через "оффшорные схемы", но и оперативно
перекрывать возможные каналы возникновения
налоговых нарушений посредством совершенствования
нормативно-правовой базы.
Из исследования системы инструментов
(методов и форм) реализации стратегии
государственного регулирования вывоза
и ввоза капитала, в том числе включающей
активно - структурные, фискально-структурные,
монетарные, а также направления более
эффективного их использования, можно
сделать следующие выводы: а) Наибольшая
эффективность регулирующего воздействия
системы инструментов реализации стратегии
государственного регулирования вывоза
и ввоза капитала проявляется тогда, когда
используется вся совокупность экономических
методов и форм, причем в целесообразной
последовательности.
б) Возможности по использованию
инструментов регулирования вывоза и
ввоза капитала у государства пока ограничены
в силу того, что в настоящее время реально
используются незначительное число методов
и форм соответствующего регулирования.
в) Для увеличения эффективности
и гибкости политики государственного
регулирования вывоза и ввоза капитала
на вывоз и ввоз капитала в целях достижения
стратегических целей развития экономики
необходимо использование более широкого
спектра инструментов (методов и форм).
Проблема оттока капитала, как
законного, так и незаконного вывоза его
из России, будет существовать, пока не
установится определенная стабильность
в стране, в экономике, в праве, пока потенциальные
отечественные инвесторы не поверят в
надежность бюджетной, налоговой, правовой,
институциональной систем страны. Непринятие
государством в ближайший период экстренных
правовых, финансовых, экономических мер
по оздоровлению российской экономики,
по перекрытию каналов незаконного вывоза
денег за границу может привести к дальнейшему
вывозу капитала из России, новому финансовому
потрясению.
Вывоз прямых инвестиций из
России оказывает благоприятное воздействие
на ее внешнюю торговлю, может повышать
уровень конкурентоспособности российских
компаний и всей национальной экономики,
а также сопровождается заметным притоком
дивидендов и прибыли, который мог бы быть
больше, если бы не нелегальное происхождение
значительной части этих инвестиций и
высокое налогообложение доходов от них
в самой России. Вывоз портфельных инвестиций
по объему превышает вывоз прямых. Можно
также предположить, что в портфельные
инвестиции превращается значительная
часть нелегально вывезенного из России
капитала.
Серьезным препятствием на
пути иностранных инвестиций в Россию
названы также несовершенство законодательной
базы и правоприменительной практики,
отсутствие институциональных преимуществ.
Но, несмотря на это, абсолютное количество
иностранных инвестиций в российскую
экономику с каждым годом растет. При этом
актуализируется вопрос о принятии практических
мер по привлечению в российскую экономику
ранее вывезенных капиталов1.
Заключение
Суть вывоза капитала сводится
к изъятию части финансовых и материальных
ресурсов из процесса национального экономического
оборота в одной стране и включении их
в производственный процесс в других странах.
Главной причиной вывоза капитала
является опережение внутреннего экономического
развития вывозящей страны по сравнению
с ростом ее внешней торговли.
Вывоз капитала осуществляется
в двух основных функциональных формах
- вывоз предпринимательского и вывоз
ссудного капиталов. В первом случае речь
идет о вложениях капитала в экономику
других стран посредством развития сферы
производства и обращения (здесь у нас
капитал-функция). В случае же вывоза ссудного
капитала мы имеем дело с вывозом капитала
в денежной форме (в виде банковских и
государственных кредитов).
Несмотря на очевидные перемены,
происходящие в мировой экономике, качественное
изменение механизмов взаимодействия
хозяйственных систем отдельных стран,
в частности причины движения капитала
по-прежнему рассматриваются с позиций
традиционных научных школ. Положения,
объясняющие цели вывоза капитала, а также
его влияние на национальную экономику,
были сформулированы уже к концу XIX столетия.
Основной мотив вывоза капитала, выделенный
еще классиками, - поиск вариантов наиболее
выгодного их вложения - определяет направления
его перемещения на современном этапе
развития. Капитал стремится туда, где
он более конкурентоспособен, где доходы
бизнеса в наибольшей степени превышают
его расходы, где выше норма прибыли, где
либеральнее законодательство и др.
Односторонний вывоз капитала
с целью достижения большей, по сравнению
с отечественной, нормы прибыли на инвестированный
капитал из Российской Федерации обусловлен
существованием ряда мотивов, в основе
которых лежат следующие факторы:
снижение ожидаемой доходности;
повышение неопределенности
ожидаемых результатов, обусловливающие
риск неполучения запланированных доходов
и утраты инвестированных активов из-за
нестабильности экономической и политической
обстановки. Реализация национальных
интересов и проектов требует расширенного
воспроизводства в рамках национальной
экономики.
2. Андрианов В. Рубль легкого
поведения: Деньги ушли из России
и не вернулись // Научный парк.
- 2008. - N 3.
3. Анисимов Е. "Бегство"
денег - благо для России? // Комсомольская
правда. - 2009. - 23 июля. - С.8,9.
4. Бельчук А. Отток капитала
можно уменьшить // Независимая газета.
- 2008.5. Булатов А.С. Вывоз капитала
из России и концепция его
регулирования. - М., 2009. - 132с.
6. Булатов А.С. Параметры
и оценка масштабов утечки
капиталов из России // Деньги
и кредит. - 2008. - N 12.
7. Головачев В. Путешествие
российских денег вокруг света
// Труд. - 2008.8. Горегляд В. Стихийный
бег // Деловые люди. - 2009. - N 152.
9. Гришанков М. Мы пока
еще и не боролись с бегством
капиталов // Российская Федерация
сегодня. - 2008. - N 3.
11. Ефимов А. Российский
капитал бежит за границу // Независимая
газ. - 2009.
12. Журавлев С. Отток капитала
из России сократился // Рос. газ.
- 2008.13. Каналы утечки капитала
действуют по западным технологиям
// Новая газ. - 2009.
14. Квинт В. Возвращение
блудных капиталов // Новое время.
- 2008. - N 37.15. Красавина Л.И. "Бегство"
капитала из России и пути
его сдерживания // Деньги и кредит.
- 2009. - N 11.
16. Матвиевская Э.Д. Утечка
российского капитала за рубеж:
Обзор материалов рос. прессы // ЭКО.
- 2009. - N 12.
18. Нечаев А. Казнить нельзя
помиловать // Деловые люди. - 2008. - N 138.19.
Петров Ю. Вывоз капитала и
налоговый потенциал российской
экономики // Рос. экон. журн. - 2009. - N 10.
20. Прудник С. Россияне
поверили в свою экономику? // Независимая
газ. - 2008.
21. Розмаинский И.В. Внешняя
торговля, бегство капитала и
валютный курс в России 1990-х
гг. // Экон. школа (Аналит. прилож). - 2009.
- N 1.
22. Ручьева Е. По фиктивному
контракту (Почему Россия кредитует
иностранную экономику) // Ваше право.
- 2008.
23. Соболева И.В. Социальный
капитал или социальный ресурс?
// Экон. наука соврем. России. - 2007. - N
3.
25. Сцепинский Ю. Как вернуть
"беглые" капиталы? // Финанс-контроль.
- 2009. - N 3.
26. Ханин Г.И. Альтернативные
методы определения объема экспорта
капитала из России // ЭКО. - 2008. - N
1.
27. Ходов Л. О вывозе
российского капитала за рубеж
и привлечение иностранного капитала
в Россию // Вопросы экономики. - 2009.
- N 9.
1 Булатов А.С. Вывоз капитала
из России и концепция его регулирования.
- М., 2009. – С. 54.
1 Булатов А.С. Вывоз капитала
из России и концепция его регулирования.
- М., 2009. – С. 61.